Давненько не публиковали мы верлибров. Может это иному читателю показаться дискриминацией стиля даже…
Вообще, есть распространённое дилетантское мнение, что авторы, пишущие белые стихи, верлибры, стихи в прозе (всё это разные каноны/стили/формы) — просто не имеют чуткости к рифме. Эдакая глухота к некоей мелодике им вменяется… А отсюда, мол, и строка разрастается, и вообще, неясно, почему это стихами называть нужно…
Это не то, чтоб суждения недоброжелателей, но вот нечутких к самим верлибрам снобов-силлаботонистов — да! Тех, кто привык к канонам «италийского стиля», к мелодике и закономерностям которых окончательно приучил русскоязычного читателя А.С.Пушкин.

Увы, консервативным временам/настроениям сопутствуют консервативные формы. И если рубеж 20 и 21 веков характеризовался появлением уже у широкого читателя, а не только в кругах поэтов, чуткости к верлибрам (а любые культурные практики измеряются количественно, возникают из привыкания и даже подразумевают оное, то есть требуют длительности определённой), то годов с десятых эта чуткость стала уступать место нетребовательной простоте силлаботоники (рифмы). Пресловутая стабильность… И смыслы тут устойчивее, в ячейках рифм. Верлибр же решает проблему иначе — границы смыслов тут размытые, многословие позволяет, здесь — не графика с чёткими контурами, а, скорее, акварель… Можно было бы провести мысль/параллель о сложности форм и времён — что описанию незнакомой, новой действительности и соответствуют более сложные формы стихосложения. В самой этой эмпирической аккомодации языка, ритма, созвучий как бы и выражается процесс восприятия…
Ольга Артемьева, уже знакомая читателю «ЛР» не только как поэтесса, но и как культур-треггер, начала писать как раз в те годы, что ныне называют переломными (чтобы не сказать точнее — а точности боятся потому, что времена те не прекратились, тогда установившись, их не припудрить «традиционными ценностями» и попсовыми рифмами — их рельеф это базисное, неизгладимое нечто), во второй половине 90-х.
Стиль её узнаваемо эмоционален, ироничен, артистичен, немного даже театрален. В нём есть что-то от розыгрыша обычно, но розыгрыша без потехи — в жесте её резкость и (иногда) эпатаж это способ привлечь внимание, смахнуть шоры… И когда внимание сфокусировано, а понимание парадоксально достигнуто, тотчас гротеск и сумбур сменяются нежностью, прозрениями, откровениями, искомой (первым жестом) и найденной через сложные созвучия и смысловые переклички гармонией. Стихи Артемьевой нужно читать быстро, но так, чтобы не пропустить межстрочных созвучий, которые не всегда очевидны, улавливаемы с первого раза.
Д.Ч.
*** Когда наступает зима Собака лежит на полу. Когда наступает зима Стучат соседи по трубам. Во мглу телевизор летит Домашние, кажется, спят. А я рефлексирую вновь Над фразой "Полвека назад". Куда-нибудь, выпить чайку. И спать... пока спать хорошо. *** Стихи это что-то такое личное, а вы наизнанку себя, рубашкой вверх!.. Главные слова, такие важные, птицей смеются, рвутся, бросаются, ровными кажутся этим для тех: переходящим через дорогу, перелетающим океан, у подножья горы молящимся Богу, с прикусом я сам, для проституток и ангелов, для диких степных орлов, для притворившихся камнем, для не находящих слов, для стаи собак Гоанских, и для старинных надгробий. Главное, да, главное: своим оставаться героем, слабостью не питаться чужих и как будто лишних, с толпой не мешаться и не превращаться в прах пустоты столичных. Время сквозь шпиль пирамиды, только Орфей наблюдает, в золото камня сквозь небо кто-то снова влетает. Орфей 28.09.2016 *** Ещё раз о любви. Смиренные, постойте! Взлетает облако покрытое шатрами, озёрами глубокими, коврами, деревьями с растущими словами, песками, волнами, и миражами, напоминающими древние постройки, над кажущимся видимым летают орлы и ястребы и сонмы насекомых! Забытые наречья вырастают, цветами в кронах на платанах, клёнах. - Так близко к солнцу! Не сгореть! - Не бойся! Из века в век легко перелетает их облако, но иногда сгорает и не коснувшись солнца. 15.09.2015 *** В сером сердце живёт печаль, с ней соседствует радость и между строчек чьё-то вечное "здравствуй-прощай" и - промежутки для точек. Мне приснится сегодня похожий сон, в нём медведицы-льдины, ключи и пряжа. Уважаемый, милый, родной почтальон, бросьте писем и это туда же! Быстрокрылые вечно куда-то спешат, я ползу черепахой, не видно края. Чудо-вывески шепчут, орут, говорят: "Да-а! Ты такая!" В быстром ходе событий прорезалась брешь, вот ещё одна крутится, вьётся, маячит. Мне сценарий несут, моя роль, моя речь... Нет, а можно всё переиначить? Переправить, перенести, убедительней будет, смотрите сами... Режиссёр обессилел, устал и помреж, оператор седеет большими усами. Я за ветер хватаюсь, за гул огня, за спасательный штиль, за чудо слова. Снова здравствуйте! Вот и я... Да, готова. 27.09.2016 *** Пиит лежал в снегу и грезил днём, случайностей к себе не подпуская. Сама природа думала о нём, снег согревал, ласкал и таял. А он курчавой головой в плену своих абсурдных кающихся мыслей, Следил за звёздами, всё глядя на одну, он без неё себя уже не мыслил: Исчезнет, упадёт, а с ней исчезну я, под талою водой, под кромкой льдины. Вот холст передо мной, а я свинья и все мечтания мои непобедимы. Пусть вразумит меня Господь! Но я во мгле! Что ветер воет, кто здесь переводчик? В такую глушь, в неясные места, нет лошадей и заболел извозчик... Сдавило грудь, а шапочки шнурок напомнил о давно ушедшем детстве. Звезда мелькнула. И мелькнула мне! Из сожаления или из мести? - Володя! Детка, сколько можно спать?!- сквозь тишину, разрушив гул молчанья. - Я вырос, мама! - Что, опять? - Я снова, мама, вырос! - Мальчик, чаю! Август, 2016 *** Коля с детства боялся медведей, Маша с детства боялась индейцев, А Григорий Петрович скрежет мела принимал очень близко к сердцу! Валечка дико страдала от бабочек, Ванечка мучался от паутины, Замирало сердце Петровича от запаха нафталина! Хохотала над страхами Леночка: - Хватит дёргаться, вы уже взрослые! Бесстрашная, сильная девочка с тяжёлой мужской поступью, Длинных волос россыпью, с большими пустыми глазами. - О чём вы вообще думаете? Боритесь со страхами сами! Страхи столпились за Леночкой, жёсткой печатью мести: - Мы тебя с кем-то спутали! Будем работать вместе! Мы тебя забаррикадируем, будешь на нас вкалывать, всё, что хотим, с тобой сделаем, сильно ты будешь плакать! Бедная, бедная Леночка! Смотрит на красную ленточку, а это змея ядовитая ползёт по дачной скамеечке. Случайно никем не тронута - бац! И лопнула ваза. Вдруг в тишине ванной комнаты музыка из унитаза. Леночка, смелая девочка! Стали шалить нервишки! И никому не расскажешь, будут смеяться мальчишки. Будут не верить девочки, бабушка удивится. Страшно представить девочке близких печальные лица. Страшно спуститься на улицу, жутко остаться дома: - Будут звонить, нет меня! - Не подходи к телефону, - шуршат обои в прихожей, На потолке лампочка не светит, мигает истошно: - Леночка, пакочка, мапачка!!! Леночка, сильная девочка! У Лены есть идея! Я буду двигать время, перевирать, где я. Стану я дикой кошкой, вырасту не разберутся, кто эта странная девушка, Лена, Лючинда, Люся... Я переоденусь в красное, стану носить парики, никто не узнает Леночку, Сгниют они от тоски, запутавшись перепутают и не успеют понять. Леночка, милая девочка! Где же ты? Дай обнять! Леночка 31.08.2016 *** Праздничному утру не хватало суеты Московского вокзала, снега над ликующей Невою, барабана - бубенцов - гобоя, чаек поздоровавшихся в небе, площади свободной от причин, Ожидания тебя с тобой одною, кружева чужих морщин. Девушек разбрасывающих розы, неоткрытой почты на столе, и протянутой товарищем матросом грубой папиросы в серебре, Лошади, сбежавшей с постамента, школьников, дерущихся в снегу, на часах без четверти момента, машущих людей на берегу. 15.04.2015