Не стал в этом году опережать события, поздравлять публично «по календарю» 29 октября никого в режиме «энергосбережения». Хотелось осмотреться, понять обстановку, оценить инициативы… Увы, промелькнули либо узкопартийные поздравления друг друга на пару абзациков, либо универсальные интернет-открыточки с музоном-кобзоном. Ничего серьёзного.
День комсомола нынче (107-летие), век спустя, государство, якобы наследующее СССР (в плане собственности зарубежной, например), не отмечает, как и 7 ноября: стыдно перед комсомольцами двадцатых годов. «Юра, мы всё про… при… ватизировали в общем». И комсомольских путёвок в космос больше не даём, разве что иконки. Даже матвиенки там всякие и прочие «выпускники» ВЛКСМ, отсидевшие своё на коленях у членов ЦК КПСС, не предаются ностальгии, находя в ней нечто богопротивное и даже антигосударственное. Интуиция их не подводит: что было модой и популизмом в боевых нулевых (официальные приёмы и банкеты в Московском дворце молодёжи, маечки «СССР», которые сперва делали только для туристов), «советское» заигрывание с электоратом — сейчас не работает.
Неизбежная в ранне-комсомольских воспоминаниях антитеза подлой капдействительности, краснознамённое опровержение пути, которым российский осколок (да и прочие) СССР топает более 30 лет в монархическое и феодальное позапрошлое — как-то портят триколорный ренессанс, связанный с междоусобной, истребительной для пролетариата войной, так радующей правящих гоп-спод. Наконец-то заткнули буржуазным патриотизмом рты всем этим оппозиционным левым оптимистам, пытавшимся социалистическим энтузиазмом и революционным задором славных предков портить праздник «управляемой демократии», атомизации и приватизации.
Дорвавшиеся до дележа социалистической собственности гоп-спода если и вспоминают комсомол, то исключительно в прошлом веке. Чем дальше — тем лучше. Ведь ВЛКСМ в 1991-м вроде как самораспустился при первом секретаре Зюкине. О существовании таких организаций, как РКСМ, РКСМ(б), СКМ РФ, АКМ, возникших в 90-х годах — предпочитают сейчас госСМИ вообще не упоминать. Из них живы, правда, только поредевший РКСМ(б) да ЛКСМ (бывший СКМ РФ).
Вроде что-то было в боевых нулевых, — даже рок-концерты в ходе маршей «Антикапитализм» на Славянской площади под окнами Администрации президента (2003, 2004, 2005), где гремела Московская рок-коммуна… Но потом незаметно «само рассосалось» после общих «болотных неудач». Вот и славненько, вот и забыли.
Погеройствовать хотите? Подпишите контракт с родиной-мачехой.
Самопожертвование? Что ж, ваша жизнь может послужить… Но не свержению, как вы мечтали, а укреплению гоп-спод у власти, прирастанию их капиталов новыми активами на «исторических» (следите за сменой терминологии?) территориях, как мы, миллиардеры, мечтаем (и реализуем эти мечты вашими руками). Вы же не хотите зла своей «родине»? Вы же не желаете ей «уравниловки», деприватизации, то есть новой социалистической революции? Вот и славно, это главное. С остальным мы разберёмся.
Да, дядя Вова вас обштопал вашей же донбасской иглой, товарищи «призраки» так и не воплотившегося там коммунизма…
Но в славный, обязывающий День ВЛКСМ мы вспомним неожиданное — из Эпохи и Постэпохи. То, что укрепит исторических оптимистов на их пути ко Второй социалистической революции.
***
Это стих Юрия Кузнецова из 1960-го года и несколько песен из года 2018-го, когда не экс-комсомольцы, а продолжающие революционную советскую традицию комсомольцы десятых годов праздновали 100-летие Комсомола.
18-й год По дорогам, по балкам, По ржавчине душного жита, Где у жидких околиц На взрывы похожи кусты, Шли ледовым походом В пенсне и манжетах бандиты На багровое знамя, Что в дырах, как в звёздах густых. Степь горела. Дымились За плетнями костлявые хаты, Банды в сёла врывались, Прикладами били в висок. Молодых комиссаров, Как к стене, приставляли к закату И стреляли не целясь под левый сосок. Фронты лезли по швам. Не хватало ни сна, ни снарядов. Отходили, гудя, за Кубань косяки поездов. И взлетал, и гремел, и кричал, И, рассыпавшись, падал Бурелом многотонный взорванных в полночь мостов. Я приду к вам на помощь, ребята! И враг захлебнётся и дрогнет, И эпоха, как спичкой, осколком чиркнёт у виска, Полыхнёт бронепоезд с обоймы железной дороги Так, что белою вьюгой со звёзд полетят облака. Не томи мою юность, Бровастая радуга с неба И трамбовка капели, И соты больших городов! Скоро схватка. Идут Без пощады и хлеба Комсомольцы двадцатых годов. Вот они, мою жизнь Защитившие в битве И ушедшие в книги... Что могу я сказать? Я не падал от взрыва снаряда на оспины рытвин, Не меня до седла разваливал саблей казак. И не шли на расстрел моё сердце, мечта и улыбка, Я тифозным не брёл через чёрные степи в пургу. Я родился поздней Впрочем, это ошибка. Я поверить такому никак не могу. Я придумаю тысячи жизней И к собственной жизни примерю, Чтобы буря была И ударило пламя из жил... То, что не было раньше меня, Я в такое не верю, Я родился давно. Я ещё до рождения жил.
Тут ведь о хронотопе и преемственности всё, верно? Даже вполне диаматически ухваченное Всеобщее в Частном — то, что и делает человека Человеком (личностью — ансамблем общественных отношений в конкретно-историческом континууме), умение понять и продолжить движение предшествовавших умов и мышц в напряжении окаянном, целеустремлённом достигнуть коммунизма при жизни. Обнять его, обозреть, чуть ли не на вкус попробовать… Первопроходцам было труднее всего двигаться, но видеть Коммуну, это светлое будущее — легче. В одно поколение достигнуть не удалось, тогда и актуализировалась преемственность, пропаганда да агитация долговечные. В другой комсомольской песне, другим поэтом (Николаем Добронравовым) это сказано вот как: «Если дело отцов станет делом твоим, только так победим!»
Спасибо молодому Кузнецову, что не стеснялся биения общественных ритмов в своём сердце — напротив, уловлены они лучше чем у «эстрадников»!.. Шедевры рождаются — так. Не в келье, не в схиме, не в противопоставлении себя социуму (если тот прогрессивен) отнюдь, но в умении быть линзой времён.
Да, это весьма ранний Юрий Кузнецов, до ревизионистской критики кремлёвского некрополя — до образа тлетворного праха большевиков, который проедает кремлёвскую стену («стену русской государственности», да-да) — три десятилетия. Мощнейшие стихи, так и просящиеся в песню, конечно, но пока никто не отваживался… Сложные!
***
А вот из 2018-го — не то, чтоб ответ на этот громкий клич, но тоже уже историческое. Празднование 100-летия в BFB-баре на «Марксистской» — вполне локальное и активистское, но искреннее, юное, живое. Организованное совместно СКМ (тогда уже комсомолом ОКП) и РКСМ(б). Там выступил со стихами и комсомольский лидер 90-х годов Павел Былевский («б» которого звучит в РКСМб).
Всё-таки Московская рок-коммуна донесла знамя боевых нулевых до нового поколения — вот там и передавала… Вот лихая кавер-версия песни Владимира Высоцкого из «Алисы в стране чудес».
«Банда Махоркина» да «Эшелон» составляли тогда всю МРК, вскоре, в 2018-м же приросшую вот этим, что ниже, «Утром в тебе» (её лидер Паша Филоненко там читал свою вполне комсомольскую поэму там меж песнями) и «Строками и звуками» (ныне — Alerta) и ещё рядом недолго в ней пробывших групп.
О преемственности тем песен, эстетики, звука даже в МРК говорить не приходится — всегда была максимальная свобода самоопределения. Лишь бы агитационно-пропагандистское дело делалось, лишь бы живая смена поколений комсомольцев (при всей спортивности и стойкости первых их постсоветских — таких, как Паша Былевский) шла, коль скоро условия работы — это рыхлость временных почв, провалы, проседания, эдакие зыбучие пески — из песочных часов высыпавшиеся под ноги жителям 21-го столетия.
Был там, кстати, и Константин Сёмин. Пел свои и не свои песни. Вот, например, как тема Донбасса им раскрывалась за четыре года до войны:
К комсомолу это, локальное, имеет отношение — по касательной, хотя немало членов как больших (ЛКСМ — комсомол КПРФ), так и малых комсомольских организаций 10-20-х годов уже 21-го века зацепило и это ответвление довоенно-реального антифашизма. Резко изменившего свой политический смысл, когда конфликт перешёл в горячую, межгосударственную фазу, и капиталы начали вкладываться в неё иные (в ожидании буржуями «своими» и «чужими» профита иного, конечно, — в том числе и пиар-профита).
После всех испытаний (а испытание бытом — самое беспощадное), выпавших уже в 21-м веке на долю молодёжи, вставшей под красное знамя, жизнь комсомолов (это всё ещё разные организации) продолжается. Пригодятся ли знания, лозунги и устремления этих, актуальных, нынешних комсомольцев — зависит от ряда объективных факторов, но и в немалой степени от их собственного, субъективного.
Илья КРАСНОВ
