31.10.2025

Конец Кончаловского как режиссёра

Ожидания не обманули. К очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции государственное российское ТВ разродилось очередным антиреволюционным многосерийным пасквилем.

По трейлерам это понять было трудно, там показывали относительно нейтральные эпизоды. И даже по первой серии тоже ещё не сразу можно было понять, какого сорта эта киношка.

Ну, это всегда так: сначала зрителя стараются не дразнить, заставить поверить, что всё объективно, а потом потихоньку начинают скармливать ему яд лживой антисоветской пропаганды, как бактерии в автоклаве, где обеззараживают содержимое консервов, которые там нагревают, но очень медленно. Если нагреть быстро, бактерия ещё быстрее включает защитные механизмы и выживает, а если медленно, она не замечает опасных изменений температуры и гибнет.

С людьми пропаганда делает примерно тоже самое: сначала даёт контент вполне приемлемый, и он выглядит объективным, а чем дальше, тем больше в него по капле добавляют идеологического яду. И в конце он становится смертельно опасным (не для жизни, но для рассудка и способности критически оценивать пропагандистскую полову, которую зрителю скармливают).

Итак, после просмотра первых четырех серий можно прийти к выводу, что фильм «ХРОНИКИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ», является лживым пасквилем. Одно радует, что снят этот второсортный сериал крайне плохо, что уже само по себе сильно снизит его вредоносное влияние на зрителей.

Начнем с подбора артистов на роли. Артист Ткачук (играет в фильме Ленина) сам по себе мне симпатичен и прекрасно проявил себя играя жуликов, таких как король одесских налётчиков начала двадцатого века Мишку Япончика и царя-самозванца Лжедмитрия в других сериалах. Но артист, прекрасно справляющийся с амплуа жуликов не годится играть вождя мирового пролетариата, как бы он ни старался и даже если искренне хотел сыграть роль как следует. Ну, типаж не тот. Совсем! Естественно, что Ленин в его исполнении тоже выглядит фигурой несерьёзной, хотя это человек, изменивший мир и ставший знаковой фигурой всего двадцатого века.

Дальше — больше. Мало того, что сыгранный Ткачуком карикатурно, нарочито суетливо, типаж сам по себе дискредитирует великую историческую личность, так ещё в одном эпизоде Ленина выставили каким-то налётчиком. Который а ля американская мафия 1920-х или расеянская братва 90-х грабит другую (не в пример ему мелкую, — прим. ред.) историческую личность — Парвуса в присутствии третьей значительной исторической личности — Троцкого. Ну, то есть — вообще бред…

В конце этого эпизода они все вместе убегают от жандармов и Парвус почему-то помогает им убежать (где логика даже эпизодических характеров?). Парвус пытается убежать вместе с ними, хотя к нему, находящемуся в своих покоях, вроде бы никаких претензий у жандармов быть не должно. Он ведь в этом эпизоде — «терпила», а не преступник. Но не ушёл, был задержан (не смог пролезть в узком месте, где легко проскочили Ленин и Троцкий, а вот Парвус застрял…

Отдельная тема, мимо которой невозможно пройти, — это махровый, такой ультра-пещерный антисемитизм, который прямо-таки льётся на зрителя начиная с третьей серии. Я сначала подумал, что это огрехи плохой озвучки (а озвучка фильма действительно дерьмовая), но потом сомнений не осталось.

Персонажей еврейской национальности озвучивают так, как это могли делать только киношники Гитлера и Геббельса (например, в фильме «Вечный жид»). Пресловутая еврейская картавость в этой озвучке доведена до гротеска, до физически возможного максимума. Артисты наверняка языки себе переломали, стараясь угодить требованиям режиссёра: видно, что напрягались изо всех сил потому, что старик Кончаловский (режиссёр этой поделки) наверняка предъявил почти невыполнимые требования и не слез с них, пока их картавая речь не стала картавой до почти полной невозможности. Из-за этого трудно понять с первого раза, что они вообще там в этой киношке говоГят.

Вообще видно, что Кончаловскому сильно хотелось выставить революционеров какой-то бандой местечковых еврейских гопников, и артисты старались, как могли, чтобы ему угодить. Не знал, что этот старый хрен ещё и антисемит. Ну, теперь будем знать.

Эффект сей усиливается ещё и от того, что Ленин тоже немного картавил. Но в реале совсем не много и это понятно из дошедших до нас его речей, записанных на пластинки. Если специально не обращать внимания, то этот его недостаток практически не заметен, но в фильме он картавит на всю катушку, пытаясь перещеголять самого Парвуса.

Ещё в фильме показан Красин, которого почему-то выставили изготовителем бомб для террористов, хотя всем известно, что большевики отвергали индивидуальный террор и бомб не изготовляли и не бросали. Да и с террористами из парии эсэров не водились…

Но это история, а в киношке Кончаловского апартаменты Красина прямо-таки завалены бомбами его собственного (не Кончаловского, конечно, а Красина) изготовления. Историческая достоверность и этот сериал настолько не совпадают, что как-то даже не понятно, почему в его названии есть слово «хроники», вроде бы предполагающие некую историчность и даже документальность…

Уделять внимание всем персонажам смысла нет, их там больше полутора сотен (картина претендует на эпохальность). Но вкратце, например, поп Гапон почему-то назван лидером рабочих, хотя популяность имел в среде совсем безграмотных православных городских низов, а рабочие уже тогда были значительно грамотнее и сознательнее, слушали большевиков и в попов особо не веровали.

Смакуется эпизод с удушением Гапона, изобличённого в качестве агента охранки. Хотя изобличил его почему-то другой агент охранки, некто террорист Лютов, который по фильму проявил себя только тем, что убивал своих жертв остро заточенным воткнутым жертве в ухо (тут уже чистая садистская фантазия Кончаловского — ничего похожего в те времена не было, к тому же, карандаш — весьма неудобное, ломкое, ненадёжное орудие убийства, это типичная парниковая интеллигентщина — незнание физических свойств предметов). Причём убивал выдуманный персонаж и других террористов, и жандармов. Абсурд, но по фильму как-то так.

Пока об этом всё, но, думаю, ещё вернуться к этой киношке.

Дерьмо, конечно, но раз показывают миллионам, значит, надо как-то откликаться.

Владимир ОКТЯБРЁВ


От редакции: А мы, чтобы ему уже здесь, при жизни вертеться как грешнику на сковороде в аду, специально вспомним того Андрона Кончаловского, который на фоне этих жалких продуктов старческой жизнедеятельности — останется в истории советского и мирового кино. Автора «Первого учителя» и «Романса о влюблённых», «Сибириады», соавтора «Андрея Рублёва» — который, конечно, больше Андрея Тарковского фильм, но всё же… Да-да, суд современников — он пострашнее сказочного Страшного суда.

Тут, кстати, примерно как с порнографической книгой шарлатана Смирнова «Мои женщины» — которую посчитать произведением Ивана Ефремова не повернётся язык у тех, кто внимательно читал подлинные произведения великого советского фантаста. Не просто язык другой и образность — всё другое! Мировоззрение другое. Личность другая…

Здорово Пушкин придумал: суди автора по законам, им самим созданным. Если не создал законов — ему же хуже, мерой его вещей (в художественным смысле вещью называют фильм, книгу…) будут выступать его же предыдущие произведения. И вот тут мы обнаруживаем единственно хроникальное, что не в сериале — а что сериалом побуждается, провоцируется в хорошем смысле. Да-да — заглянуть в фильмографию «исторического» пачкунишки нужно именно по хронологии. В поисках совершенно другого Андрона, в поисках ответвлений. И в поисках другой страны, которая самою своей средой не давала режиссёру падать ниже определённого уровня.

Оказывается, что сильно преувеличенная уже тогда, в 1970-х, когда Андрон ударился в «инакомыслие», роль личности в искусстве, — ничто! А вот киношкола, выучка, коллективный суд промежуточных результатов киносъёмок — это и есть «талант», который относят только на счёт персоны режиссёра. Коллективный разум! Да-да, и здесь он, родимый, коммунистический… Отключился этот разум, пропал критический взгляд коллег со всех сторон — и, по определению Ленина, «говно нации» то самое начинает производить исключительно гомогенное в виде «искусства». Особо умиляет этот «мочалкин блюз» на голове Высоцкой — Андрон забыл, что в те времена «так не носили», но жажда показать «свою бабу» максимально соблазнительной даже у старца необорима — какая тут историческая достоверность и убедительный антураж, зачем? Нераспространённый тогда кунилингус — обсуждать смешно… Кстати, элитарный образ жизни на Лазурном берегу после премьеры «Дорогих товарищей», что не стыдится демонстрировать Юля, — лишь доказывает, как дёшево продал себя этот содержанец Усманова.

Я бы вспомнил ещё и довольно проходной фильмец «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» — к нему в 1980-х было сугубо «политически» завышенное восхищённое отношение (автор же не куда-то переехал, а в Голливуд, и там успешен), когда его сняли с полки и в кинотеатрах показывали. Просто в 1967-м, когда он был снят, в нём не увидели ничего соцреалистического, а заметили, напротив, чернуху — излишки каких-то шумов (это к вопросу плохого звука в сериале — вот это стиль, это неореализм, это фишка!) и пессимизма, за ними скрывающегося.

Да, тогда (1967-1977) — на фоне неистово штурмующих космос соотечественников, исследователей уже не одной Луны, а Марса и Венеры, такое выглядело убого, вот на полку подальше и засунули. Но к серёдке 1980-х, к перестроечке проклятой — поутих задор, угасла отвага и уверенность в себе (в социалистическом пути к коммунизму), и вот тогда-то прежде «упадническое», но вполне неореалистическое, как минимум — стало выглядеть довольно правдиво (о недавнем прошлом, теперь кажущемся благодаря усилиям диссидентов всё мрачнее). Да-да, контекст, товарищи, всё и всегда решает контекст — а значит, только конкретный анализ конкретных обстоятельств может быть объективен!

На мой взгляд, даже этот далеко не лучший фильм склочного и весьма ревнивого к чужим удачам Кончаловского (рождение ребёнка в финале «в путинках» — всё же оптимистический, жизнеутверждающий знак) — на десять голов выше того гуано, что он произвёл напоследок в своей фильмографии, доказывая ленинскую же истину про вторичность надстройки (культуры) в случае регрессирующего базиса. Кто-то думал, что хуже «Дорогих товарищей» уже ничего не будет… Ага! Подождите, и будет даже хуже «Хроников» этих его — никакое «талант продолжит себе дорогу в любых обстоятельствах» не спасёт.

Нет, коллеги — только теория отражения всё это убожество объясняет. Поскольку живём мы в состоянии постепенного формационного провала в прошлое и позапрошлое (где капитализм и даже царизм — далеко не дно), то и умение оправдывать этот провал со стороны «мастеров культуры» — всего лишь в том теперь находится правящим классом, чтобы Вспять выглядела «легитимно», ну, хоть немного логично. Как будто не было, ни «важнейшего из искусств», ни стремительного рывка во всех отраслях общественного производства, заданного Великим Октябрём…

Да-да, Андрон Сергеевич, были какие-то картавые мафиозные додики и террористы, однажды случайно, без поддержки масс, свергнувшие царизм, а вскоре и капитализм в лице Временного правительства и министров-капиталистов. Ведь на что намекнул Путин, называя Ленина «этот, с кличками… Старик…»? Не то, что «мочить в сортире» — самое время, не даром он заявлял и что «в государственном строительстве» сам куда более Ильича преуспел — видимо, война между двумя братскими экс-советскими республиками тому доказательством.

Да, режиссёр даже не прислуга олигарха Алишера Усманова в данном случае — просто функция надстройки. Таких «шедевров» братец младший, Мигалков — наснимал уже немало («Утомлённые солнцем» — все ухудшающиеся части, все пердстояния, «Солнечный удар» и кучки поменьше). Причём и там историей, достоверностью событий — смачно подтирался Никита Сергеич, упиваясь элитарной своей безнаказанностью…

А при возвратном капитализме так можно! А мне «главный разрешил» — его придворно-прелюбодейные монологи в адрес силовигарха номер один, пропитанные династическим бл*дством, лучшая иллюстрация к тезисам Ленина о том, что интеллигенции, особенно творческой необходим контроль, причём пристрастный (партийность искусства), каковой и был в СССР до серёдки 1980-х, от какового (Ермаша, например) и бежал в США возомнивший себя одиноким и всесильным непонятым в отечестве гением Кончаловский…

Но вот теперь, без «совковых» разоблачений извне, сам Андрон расписался в том, что он был лишь придатком продуктивно работающей советской Системы, целенаправленно производящей высокое искусство и деятелей искусства (способных своими произведениями убеждать мировую общественность и граждан СССР в верности социалистического прогресса, в верности коммунистического вектора). Кстати, блудливый, непостоянный в убеждениях умишка Кончаловского — что-то пытался строить силлогизмами, что-то Андрон норовил наговорить «вумного» и модного и в этом направлении в 2020-м году, когда ютьюб-марксизм переманил молодёжную аудиторию у скучного сериального ТВ. Это стоит послушать, чтобы увериться в проституированности всей это прослоечки и в правоте Ленина, которого она бессильно, беззубо атаковала в несчётный раз:

Д.Ч.

Один комментарий к “Конец Кончаловского как режиссёра

  1. Дмитрий, ссылка не открывается. Надо, наверное, как-то по-другому, — дайте копию адреса, мы сами найдём на Ютубе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...