Как часто мы слышим последнее десятилетие уже не столько огульную критику в адрес давно ушедших советских вождей, сколько своеобразные «мудрые» суждения действующих политиков о том, как надо было сохранять СССР («вот если б страной руководил не Горбачёв, а Путин…») или как не надо было проводить внутрипартийные чистки в ВКП(б) — «сталинские» репрессии!.. Или вот напялит горилообразный, но популярный политик тёмно-синюю «тишотку» (слово в наш лексикон добавил Лимонов) с четырьмя белыми буквами «С.С.С.Р.» — и как будто не было либеральных антинародных реформ, и словно нет, как не было 30 лет сырьевого империализма «родного» да силовигархии, заменившей собой ельцинскую Семью…
Видимо, ставший с лёгкой руки Голливуда популярным и на нашем ТВ жанр «попадАнства» (впервые — в фильме «Назад в будущее») всерьёз поселился в умах российских буржуазных политиканов. Не коммунистическая оппозиция на мёрзлых митингах, а они, миллионеры думские, действующие в рамках наследной ельцинской «легитимности», ставят с красивых трибун под вопрос развал Ельциным сотоварищи Советского Союза, осуществлённый-де «не по законам» в декабре 1991-го!
Они не заигрались там в «слуг народа»?.. Вопросов к ним тем больше, чем ближе к реальной, снизу назревшей политической повестке они приближаются своим дешёвым популизмом. И вопросы эти, что отрадно, находят отражение и ответы в сложной художественной форме в то время, как военная и политическая цензура ограничивают возможности прямого высказывания.
В одном из московских издательств скоро выйдет фантастический роман «Песня скорпионов». Уже готово и должно выйти следом за ним продолжение. Всего в этой серии планируется несколько книг. Авторы — Юрий Нерсесов, Елена Прудникова и Алексей Щербаков. С одним из них (нашим постоянным автором) — ведём сегодня разговор в преддверье встречи читателей с книгой на прилавках.
— Творили ли вы вместе раньше, Юрий?
— Мы работали вместе в «Новой газете», не в той московской, которая ныне иноагентская, а в другой, сугубо питерской. Её издавал в начале 90-х Александр Потехин – до того секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ, после вице-губернатор и руководитель Северо-Западного отделения ТАСС. Газета была лево-демократической, стояла на позициях примерно таких, как у президента Чили Сальвадора Альенде, свергнутого Пиночетом. Тогда и появился наш фантастический рассказ «Интервенция» о распаде России и оккупации её войсками НАТО, а затем и боевик на его базе…
— Любопытно, что тему эту (правда, лишь для «заманухи» в предисловии к «Вперёд, в СССР-2!») поднимал и Максим Калашников, мой шеф в «Независимом Обозрении» в 2003-2004-м — причём в его версии, ранее доблестный в подавлении оппозиции, ОМОН переходил на сторону НАТО довольно быстро… А ваше «трёхгранное» соавторство сохранилось?
— Нет, дальше мы творили отдельно, а вот теперь, по достижении всеми персональной зрелости и узнаваемости, решили опять вместе попробовать. Придумали страну, где социализм возник без расстрела царской семьи, раскулачивания и массового террора, а новая власть не мечтает о мировой революции, не ссорится с церковниками и не отбирает у владельцев-частников кафе и магазинчики…
— Я так понимаю, вы решили ответить «да» разом на все давние претензии к большевикам, и просто поместили с новыми «вводными» идеализированный «СССР-2» во временной континуум и всё тот же исторический контекст. Но стали ли соседние страны относиться лучше к такому государству? Или они всё равно мечтают его расчленить и разграбить?
— Интригу романа вы уловили. Причём мотив для интервенции и разграбления возникает не из-за идеологических каких-то трений — не до эдаких там ленинских и сталинских, коминтерновских роскошей, — а просто потому, что страна большая и богатая. Отсюда и восточноевропейский колорит этого государства, вызывающий ассоциации с бывшими социалистическими странами восточной Европы, прежде всего — с Югославией.
— Слегка это напоминает подход режиссёра Гардина в фильме «Крест и маузер» (1925), где ряд реальных противостояний, включая «еврейский вопрос» (в отношениях революционно настроенной бедноты и церкви — правда, не православной, а католической), перенесены в абстрактную среду «на западе России», хотя в эпизоде шествия физкультурников (где снялась моя юная бабушка) легко узнаётся московская кирха на Малой Грузинской, что ныне напротив «Дома Высоцкого» (кооператива мосфильмовцев сотоварищи)… Ваш-то с соавторами мир насколько подобен реальному или хотя бы схематически историчен?
— В какой-то степени этот мир — отражение нашего, и ряд исторических персонажей, как покойных, так и ныне живущих, имеют своих двойников, но значительно отличающихся от «исходников». Например, российский политик – известный как примерный семьянин и уже отметивший золотую свадьбу – у нас оказывается женатым третьим браком плейбоем. А законопослушный персонаж светской хроники – бывший террорист, хотя и неудачливый… Есть там и свои «ж*домасоны», которые, как и положено, плетут коварные заговоры. Однако мы решили показать их обычными людьми, которые влюбляются, ревнуют, заботятся о детях, увлекаются разными забавными вещами вроде игры с внуками в настольные игры… А ещё при этом успешно заставляют работать на себя тех, кто им якобы непримиримо противостоит. И вот это нашим марксистски рефлексирующим современникам, как мне кажется, наиболее должно быть понятно и интересно: пресловутая эксплуатация человека человеком, вид изнутри, из быта («традиционные ценности»), а так же вид извне, для эксплуатируемых.
— В том фрагменте, который вы нам дали для эксклюзивной публикации, есть строки, напомнившие мне пассажи из «Дневника писателя» Достоевского. Только мне показалось? И второе: какие классы представлены в романе?
— Да, и это тоже не случайно, не только вам покажется. Кому интересно, может посмотреть нашу совместную статью «Достоевский против пакта Молотова-Риббентропа»… Среди героев романа есть рабочие, прежде всего шахтёры, и это не проходные персонажи. Ещё в детстве я прочёл роман Исая Калашникова «Жестокий век» о Чингис-хане. Мне он не понравился, но привлекла идея – параллельные истории вождя и человека из народа, которые регулярно пересекаются друг с другом. Только конец окажется у нас совсем иной…
— Получается, скорее, жанрово альтернативная история, чем фантастика. Такое сейчас часто пишут — ничего фантастического. Только палят друг в друга лазерами и у любимого котика главного героя шесть лап… Утопический жанр, на мой взгляд, ещё менее постмодернистской прозы востребованный.
— В определении жанра мы скромны — фантастика, вымысел, ставить который на полочку рядом с чем-либо — не нам, не авторам, а читателям. У нас даже Вселенная иная. Со своими законами физики, из-за чего космические перелёты возможны при общем техническом уровне начала 1930-х годов. Как же это получилось эдак, едва ли не как в «Красной звезде» Богданова — узнают только внимательные читатели романа. Экзотического зверья, вами упомянутого, у нас тоже много, и оно с удовольствием съедает часть персонажей. Что же касается питомца главного героя, то это совсем не котик, не пёсик и даже не дракончик… Впрочем, предлагаю перейти к самой прозе от тизеров и спойлеров!
Вопросы задавал Д.Чёрный
После ухода Велемира Божидар Караджерович долго стоял у окна в раздумье. Если за спиной младшего родича – Оназисы, игра идёт очень серьёзная. Это семейство действовало наверняка. Если затевало какой-то проект, то всегда предварительно привлекало на свою сторону несколько других столь же влиятельных кланов, и далеко не только альрамейских.
Наверняка в деле и самый состоятельный магнат Рангстаада – Гетердинк, и богатейший кораблестроитель Ниархос, и газетный король Херстл, и, конечно, некоронованный император финансистов – Амшель Канарис. Про Канариса недаром говорят, что банки пяти его сыновей на всех планетах Лиги держат её за глотку, подобно пальцам одной руки. Однако слово Оназисов, пожалуй, весомее. Ведь они не только владеют гигантскими состояниями, но и формируют принципы управления миром и куда целенаправленнее прочих готовят тех, кто этим управлением занимается.
Князь подошёл к книжному шкафу и достал не слишком толстую книгу в тёмно-синей обложке с серебристым заголовком «Финал великой игры». Её написал древний Белацель Оназис. Патриарху рода уже скоро девяносто, но он ещё вполне бодр и не устаёт просвещать народы.
«Десять тысячелетий назад альрамеи открыли чудесные свойства экзеприя, научились летать между планетами и принесли цивилизацию их диким обитателям. Великое кольцо альрамейских колоний скрепило нашу родину Олимбис, спутники Экзепра и планету Нумацию, которую ныне зовут Джалной. Ведомый мудрыми учителями единый мир плавно двигался к прогрессу, но его путь трагически прервался. Сперва роковой бродячий планетоид столкнул Олимбис с орбиты, погубив большинство его жителей. Затем Нумацию захватили пришедшие из глубин Вселенной джалнуты.
Чтобы отразить вторжение, чтущие Отца, Мать и Экзепра создали могущественные империи, однако правители этих держав забыли о своём долге. Одержимые жадностью и властолюбием, они непрерывно воевали друг с другом, угнетали бедных и жестоко расправлялись с проповедниками мира. Особо страдал альрамейский народ, который монархи и церковники объявляли виновниками божьего гнева и народных несчастий…
Тем не менее, прогресс неостановим, и великая игра, которая зовётся политической историей, завершается. Империи рушатся одна за другой, за ними неизбежно погибнут и национальные государства. Человечество снова будет единым, и новыми великими кольцами, соединяющими его, станут не грубая сила оружия и религиозный фанатизм, а деловые интересы, наука и культура».
Божидар усмехнулся: стелет-то Белацель мягко, да спать на его кровати окажется очень жёстко! В дивном новом мире не остаётся места ни странам, ни народам, ни чёрным, ни белым. Всё смешивается в единую массу смуглявых людишек без роду, племени, истории и веры. Править таким стадом легко, и этим займутся в своих деловых интересах никем не избранные пастухи, в чьих руках и финансы, и наука, и культура, и, разумеется, пропаганда. И среди которых, по странному стечению обстоятельств, очень много сородичей старины Белацеля.
Растворения своего народа в подобном месиве Божидар не желал, но, если племянничка двигают Оназисы, Канарисы и их союзники, ничего иного ожидать не приходится. Тот ведь, всего лишь слепое орудие в руках опытных кукловодов. Ленью и безволием правнучек пошёл в прадедушку.
Сретан III позволил своим зарубежным партнёрам втянуть себя в бессмысленную войну и обрушил созданное его предками государство – теперь наследники тех партнёров собираются обрушить воссозданную державу с помощью Сретана IV. И не его одного. В последние десятилетия среди отцов Истинной Экзепристской Церкви в изгнании, которую создали не признавшие Народный Союз священники-эмигранты, распространилось весьма примечательное учение.
Вслед за синей книжкой князь достал чёрную. Лицевую сторону обложки украшал золотистый священный жернов, обратную – дарственная надпись автора – главы Истинной Экзепристской Церкви в изгнании, владыки Амфитрохиса.
«Могут спросить: для чего Вендия раз за разом поступала вопреки своей выгоде? Зачем она истекала кровью, защищая человечество от орд джалнутов? Почему послала войска против безбожных революционеров, казнивших последнего короля Орлеании? С какой целью Сретан повёл флот на куда более мощную армаду хинтерландского диктатора Шендорфера?
Ответ очевиден. Третьему пришествию Экзепра, согласно Священному писанию, предшествует подчинение мира грядущему тирану, который суть есть земное воплощение Тарантоса. Отец, Мать и Экзепр даровали Вендии высочайшую честь: противостоять Тарантосу, жертвуя не только мирской выгодой, но и жизнями своих лучших сынов и дочерей. Свет столь бескорыстной и чистой идеи доходит до самых отдалённых уголков мира. И пусть когда-то Вендия все равно погибнет, и Тарантос восторжествует, но Третье пришествие неизбежно. Все те, кто жертвовал собою во имя высшей справедливости первыми войдут в Новое Царство Экзепра!»
