Этот очень похожий на Солженицына батюшка — Ермаков Василий Тимофеевич, православный, священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей. В 1943 году, находясь на оккупированных врагом территориях, был задержан немцами и отправлен в лагерь для перемещенных лиц Пыллкюла-Клоога-Палдиски в Эстонии. Это позволило ему позже рассказывать о том, будто он был заключенным концлагеря.
Через три месяца, когда немецко-фашистские захватчики начали выпускать из лагерей для перемещённых лиц православных священников и членов их семей (поскольку те оказывали всемерную культовую поддержку наступлению вермахта — например, Псковская епархия, благословившая единственный за Великую Отечественную парад власовцев), Ермаков выдал себя за родственника одного из служителей культа и также был отпущен на свободу. «Узник» не обманул оккупантов лишь в том, что позже тоже примкнул к служителям культа, уже без «родственных» протекций: получил в семинарии соответствующее образование, стал служить.
С 1981 года «узник» — настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Стал популярен в православной среде в конце 80-ых. Особенно авторитетным он стал в 90-ые, когда город Ленина был лишён Собчаком и его сообщниками героического имени — в процессе и уже после окончательной реставрации капитализма, когда превратился в притон для налётчиков и бандитов вроде Пригожина и Кумарина (последний немало жертвовал РПЦ — дарил колокола и сусальное золото для куполов).
Если верить письму, опубликованному спустя десятилетия после смерти «узника» другим православным активистом, а именно Борисом Корчевниковым, до конца своих дней Ермаков сохранил ненависть к советской власти, позволившей ему всю жизнь заниматься любимым делом – тунеядством на амвоне, и самые тёплые чувства к фашистским оккупантам, сняв с них ответственность за все преступления.

Карбышев Дмитрий Михайлович: коммунист (в ряды Красной гвардии вступил в декабре 1917-го подполковником, член ВКПб с 1940 года), генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор Академии Генерального штаба РККА, крупнейший советский военный инженер. ВОВ встретил в Гродно. 8 августа 1941 года был контужен и позже захвачен в плен немцами.
Прошёл через ряд настоящих концентрационных лагерей, в которых фашисты сначала пытались уговорить его сотрудничать, потом подавить морально и физически. Несмотря на почтенный возраст (64 года), был одним из активнейших участников лагерного сопротивления все четыре года лагерей. Зверски замучен в ночь на 18 февраля 1945 года, за два месяца до Победы, в концлагере Маутхаузен: в числе других пятисот заключенных его обливали водой на морозе до тех пор, пока у него не остановилось сердце. Тело сожжено в печах концлагеря.

Власов Андрей Андреевич: коммунист (член ВКПб, исключён), православный, воцерковлённый (не отлучён), генерал-лейтенант РККА, позже – генерал-лейтенант РОА, главнокомандующий ВС КОНР. ВОВ встретил в должности командира 4-го мехкорпуса, вскоре был назначен командиром 37 армии, участвовал в обороне Москвы. В июле 1942 года попал в окружение и был пленён немцами.
Через два месяца согласился сотрудничать с нацистами и принял активное участие в пропагандистской работе, агитировал в газетах оккупационных властей «за Россию без большевиков», позже принял командование над армией таких же, как он, предателей-коллаборационистов. В мае 1945 года захвачен в плен бойцами 1-го Украинского фронта. По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР лишён наград и воинских званий и приговорён к смертной казни наряду с другими военными преступниками, среди которых был и докатившийся до эсэсовских званий казачий командир и «писатель» Краснов. 1 августа 1946 года коммунисты привели приговор в исполнение во дворе Бутырской тюрьмы.
РПЦ МП служит по генералу Власову панихиды. В «Слове» на панихиде по генералу Власову и его сподвижникам 1 августа 2007 года протоиерей Георгий Митрофанов заявил, что Власов действительно был предателем, но только 25 лет своей жизни, пока служил советской власти, и перестал им быть когда перешёл на сторону нацистов (Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века. СПб., 2009, стр. 150-151).
Архиерейский Синод РПЦЗ отвергает обвинение Власова в предательстве, признаёт его борцом против большевизма и прямо заявляет:
«На вопрос: “Был ли генерал А.А. Власов и его сподвижники предателями России?”, мы отвечаем – нет, нимало. Всё, что было ими предпринято, – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведёт к воссозданию мощной национальной России»
В 2007 году был подписан Акт о том, что РПЦЗ «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви). То есть, считаем, слияние разлучённых «по вине большевиков» церквей проходило тоже «во славу Власова»… Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей адресовал за такую идеологическую грамотность протоиерею Георгию Митрофанову благодарственное письмо. В этом нет ничего удивительного или неожиданного: 18 ноября 1944 года в Берлине, во время проповеди брат Митрофанова во Христе и в сане протоиерей Александр (Киселёв) благословил Власова на «спасение отчизны». Позже этим же священником была издана книга «Облик генерала А.А. Власова. Записки военного священника». Правда, по популярности ей не встать рядом с книгой первого мэра Москвы Гавриила Попова «Вызываю дух генерала Власова».

В 2001 году с ходатайством о пересмотре приговора Власову и его соратникам в Главную военную прокуратуру обратился иеромонах РПЦ Никон (Белавенец), глава монархического движения «За Веру и Отечество».
Мемориал Власова в США, условный (ибо прах его нигде не покоится), но весьма обихаживаемый РПЦЗ, как ранее, так и поныне — неизменно оформляется в августе, в месяц казни генерала-предателя, государственным флагом России. Протестов со стороны кремлёвских «питерских», официально православных, ни разу не поступало… Делает это не какая-то инопланетная, а всё та же РПЦ, относительно недавно объединившаяся со своим зарубежным филиалом — то есть принявшая все высказывания РПЦЗ о Власове как истинные.
На фото хорошо видно, что венчает мемориал золочёный купол с православным крестом (точно такой же в Керчи охраняет «часовенку» аналогичного мемориальчика барона Врангеля — появилась она после «крымнашизации»). То есть РПЦ поныне «крышует» в Нью-Йорке генерала-предателя, который открыто клялся в верности нацистам — в деле «освобождения» России от большевизма он обещал не отступать (есть аудиозаписи — голос его поразительно похож на ельцинский). Таким образом и выстраивается антисоветская, предательская героика, из которой вытекает уже совсем иного плана поведение иных продолжателей дела как Власова, так и Ермакова одновременно.

Давно спутав ориентиры добра и зла, само советское отечество (а рождены и они тоже в СССР — принявшие в качестве государственного власовский флаг в 1991-м) спутавшие с государством новорусским, они и защиту отечества теперь трактуют ущербно, оказываясь со своими сальными щеками и проповедями рядом с ценниками «своей» буржуазии на жизни соотечественников победнее. Вот так они выглядят на нынешних ратных полях, разжигающие и благословляющие внутриотечественную для советских войну — последователи Ермакова и Власова…


Впрочем, с кем быть и сегодня вместе идейно, решать читателю. С Карбышевым или Власовым, с комиссарами и политруками Великой Отечественной, то есть с воинствующими атеистами, или с нынешними воцерковлёнными покрывателями бессмысленного, но высокооплачиваемого братоубийства, для которых, как для всей РПЦ, герой той по-настоящему справедливой для советских войны — Власов, а Гражданской — Врангель…
Илья КРАСНОВ