Этнографы, нередко возвращаясь к образу Бабы-Яги, напоминают, что наши предки соседствовали с финно-угорскими народами, у которых издревле был обычай хоронить кремированные останки своих покойников в небольших деревянных домиках, поднятых над землёй на сваях. И «курьи» в данном случае означает совсем не куриные ножки избы, а окуренные дымом погребального костра! Такие «домики мёртвых» ставили подальше от человеческих жилищ в лесной чаще.
Первым известным нам письменным источником сведений о Бабе-Яге стали записи Джайлса Флетчера «О государстве русском» 1591 года, точнее их глава «О пермяках, самоедах и лопарях». Яга-баба там упоминается как кумир в виде ясновидящей старухи, дающей на вопросы жреца ответы о будущем.
Живёт Баба-Яга в тёмном лесу, в избушке на куриных ножках, причём такой маленькой, что, лёжа в ней, колдунья занимает всю избу. Вокруг домика обязательно будет высокий забор, на котором можно найти человеческие кости и черепа. Также Баба-Яга летает в ступе, помогая себе помелом.
Верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, будучи обычной женщиной, ухаживая за скотом, растапливая печь, стряпая, воспитывая детей.
Приближаясь к избушке, герой обычно говорит: «Избушка-избушка, встань к лесу задом, ко мне передом!». Избушка поворачивается, а в ней Баба-Яга: «Фу-у! Русским духом пахнет. Ты, добрый молодец, от дела лытаешь или дела пытаешь?» Путник ей отвечает: «Ты прежде напои, накорми, а потом про вести спрашивай».
Считается, что сказка придумана людьми, хорошо знакомыми с бытом угорских народов. Ведь слова о русском духе вовсе не случайны. Дёготь, которым русские пропитывали кожаную обувь, сбрую, корабельные снасти раздражал чуткое обоняние лесных жителей. Таёжники применяли для пропитки обуви гусиный и рыбий жиры. Гость, посетивший жилище в сапогах, смазанных дёгтем, оставлял после себя стойкий запах «русского духа».
Баба-Яга не только русский, а много шире – общеславянский и финно-угорский образ. И причину появления Бабы-Яги следует искать в глубокой древности, когда не было русского народа, были славяне. А, скорее всего, даже раньше.
Этнограф Дмитрий Шеппинг (1823-1895) на основании этнографических материалов пришёл к мнению, что Баба-Яга сначала была молодой красавицей.
В тридевятом царстве-государстве,
В чаще непролазной и глухой,
В своей сказке, мыслях и мытарстве
Живет бабка с костяной ногой…
Ох, красавицей была-то молодая,
Умница, да с русою косой,
Добрая душа и золотая.
(Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М.,2014. С.142-149).
В сказках Баба-Яга, в зависимости от состояния главного героя и обстоятельств, может выступать: похитительницей, дарительницей, воительницей, соблазнительницей.
Одним Баба-Яга грозит тем, что может съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она, встретив героя, угощает его разными вкусностями, парит в баньке, вручает коня или богатые дары. Например, волшебный шерстяной клубок, ведущий к цели.
Баба-Яга встречается и у других народов. Даже если её называют несколько иначе. В сербском фольклоре её называют Бабой Рогой, в Черногории – Бабой Ругой. В белорусских сказках «Пилипка-сынок» и «Хортки» смекалка мальчика помогает преодолеть препятствия, которыми Баба-Яга с дочерьми испытывает его. Украинская сказка «Молодильные яблоки». Польская Ендза, чешская Ежи-баба постоянно испытывают всех, встречающихся на пути.
И богиня эта – из древнейших. Этнографы установили связь Бабы-Яги с первобытным обрядом инициации, существовавшим ещё в палеолите.
Учёные слово «Яга» выводят от древнерусского «язя», что означает «немощь, болезнь». Это слово известно вплоть до XI века.
Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате. Это, так называемый, обряд «перепекания» или «припекания» младенцев, больных атрофией или рахитом, а то и простудой. Ребёнка заворачивали в «пелёнку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в горячую печь. Потом ребёнка разворачивали, а тесто отдавали собакам, чтобы они взяли на себя все напасти и болезни.
Весьма вероятно, что Яга-костяная нога – это финно-угорская колдунья, а её избушка – чамья, сомьях – охотничий и ритуальный домик угро-финнов. (Афанасьев А. Великорусские сказки Вятской губернии. 1915; Флетчер Дж. О государстве русском. Глава-о пермяках, самоедах, лопарях. 1588; Веселовский Н. Мнимые каменные бабы. Вестник АИ. СПб, вып. 195)
Виктор СТАРОСТИН
Статья о бабе Яге бездарна и представляет собой компиляцию по моей книге «На неведомых дорожках» издательство ТГУ 1999год. Если интересно, могу выслать исследование о родстве Наины, Яги, Огневушки-поскакушки и Золотой бабы.
Полный плагиат с моей книги. Даже источники указаны те же. Никто покойников у угро-финнов- язычников не окуривал — выдумка невежды. Про запах дегтя — полностью из моей книги. И все остальное было опубликовано, когда автор еще ходил в школу.