20.04.2024

Зверь внутри тебя

Ночь – сказочное время. Ведь ночью детишкам читают сказки, чтоб спалось покрепче. Во многих сказках, что в русских, что во французских или японских, обязательно появляются страшные, жестокие чудовища, которых герой, чаще всего, побеждает, ведь Добро побеждает Зло. Дети, убаюканные такими сказками, видят сны, вернее, один долгий сон, который прерывается в тот миг, когда малыши взрослеют, начинают думать, строить гипотезы, делать выводы, очаровываться и, увы, вскоре разочаровываться. Знакомые чудовища становятся уже не такими жуткими и противными, какими казались в детстве; ты начинаешь лучше понимать и мотивацию этих монстров, и положение, в котором они оказались, и их интересы. А герои, наоборот, способны стать тем самым зверем, что спрятался за маской благодушия. Зло и таящийся за ним мрак становятся притягательны… Само собой, далеко не всегда; всё зависит от человека, его опыта, душевного склада и внутренней порядочности. Незыблемо лишь одно – его любовь к сказкам, которая не исчезает, но меняется, претворяя миф о борьбе с чудовищем в жизнь. Так, у бравых пионеров, которые после распада Советского Союза повязывают галстуки и идут работать на биржу, становятся деловыми людьми, этим чудовищем оказываются собственные амбиции, в костре которых те рано или поздно, но сгорают. И ведь сделки, совершаемые ночью, чтобы проснуться утром и узнать, что ты богат, – это невольное повторение тех самых сказок, которые ты слушал в детстве, а утром, открыв глаза, спросонья искал на тумбочке золотой горшок, обещающий сладкую жизнь.

По крайней мере, так считает российский писатель Михаил Кудрявцев, написавший детектив «Сделки на ночь», который даже издан так, что невольно возвращает читателя в детство – текст украшен приятными иллюстрациями Ивана Жеребцова, а потому получилась самая настоящая книжка с картинками. Отмечу, что это не первая публикация автора – в его библиографии можно также найти роман «Потроха банкира», рассказывающий об одном из тех самых мальчиков, любивших сказки, который вырос и стал банкиром, а потом попал в классический западный криминальный сюжет – с одной стороны, у него есть возможность урвать миллиард долларов, тот самый горшок, полный золота, с другой – есть серьёзный риск потерять жизнь.

В похожую ситуацию попадает и Рябчик, главный герой «Сделок на ночь», который, будучи экономистом, не может найти баланс между профессиональным долгом, – украсть побольше долларов, – и глубоко скрытой в душе верой в Бога. Довольно необычная для детективного жанра проблематика очень выгодно смотрится как по сравнению с теми же западными романами, где герои если и верят в Бога, то предпочитают это скрывать, либо же авторы вообще не обращаются к религиозной проблематике (мне на ум приходят только произведения классического американского писателя Джеймса М. Кейна, написавшего знаменитую повесть «Почтальон всегда звонит дважды»), так и благодаря контрасту с основным содержанием «Сделок на ночь» – рассказом о биржевых буднях, где всего одна ночь способна как сделать человека богачом, так и полностью разрушить его жизнь.

По тексту хорошо видно, что Михаил Кудрявцев прекрасно разбирается в материале, практически рассказывая о самом себе и своих трудовых буднях на бирже, даже часто использует специальные экономические термины, что добавляет убедительности всему происходящему. Возникает конфликт – с одной стороны, «Сделки на ночь» повествуют о вполне обычных, будничных, скучноватых делах, – операциях на фондовом рынке, где правит не сердце, а разум; c другой же стороны автор уделяет большое внимание внутреннему стержню главного героя, его вере в Бога, которую он пытается заглушить, отдаваясь каждодневной суете и постоянно находясь в социуме, но безуспешно – сердце всё равно говорит, негромко, но убеждённо, что нельзя стоять на месте и ограничиваться общением с обманщиками, надо развиваться и бороться с тем зверем, что сидит внутри тебя, – будь то алчность, страх, лицемерие или старая-добрая жадность.

Структура текста в точности повторяет внутренние колебания главного героя, – сухой стиль деловых переговоров и конкретность экономических терминов перемежается с увлекательным сюжетом и неожиданными озарениями Рябчика, его уходом в лирику. Для него это важно – особенно когда есть реальный риск умереть. «Я смотрю на пустую мостовую, что уличные фонари покрасили в бледно-жёлтый цвет, затем резко поворачиваю голову и, пробежав глазами по шелковистому свету вечерних окон многоэтажного дома напротив, вглядываюсь в чёрное небо с одной лишь видимой яркой звездой точно посередине переулка, на асфальт которого я уже начал своё падение. Время остановилось. Внезапно взгляд перестал различать чёткие очертания, оставив в глазах только тысячи разноцветных полосок света. Я плачу. Быть может лишь из-за ветра. Моя жизнь завершилась. Через долю секунды будет мгновенная боль, а за ней мир прекратит своё существование, возможно, проявляя себя в нечто ином, сейчас совершенно неведомом. Виной тому, что так драматически изменило мою судьбу и явилось последним толчком к безвозвратному движению вниз, стало еле уловимое дуновение от крыльев резко вспорхнувшей над головой огромной птицы, что удивительным образом отвлекло, прервав жизнь в самом её расцвете».

Герой честно пытается спастись от смерти и даже переезжает на Кипр, где в итоге находит успокоение. Ведь он раскаивается в совершённых ошибках и побеждает того зверя, что жил внутри него, – монстра, с которым он сначала подружился, а потом боролся. Всё как у Мити Карамазова из великого романа Фёдора Михайловича Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

По-моему, проведённая параллель более чем справедлива – в сердце каждого из нас живёт свой зверь, и наверняка не один, с которым сражается светлое начало. И не год, и не два, а всю жизнь. Одно время душой может овладеть Зверь, потом, при неимоверной духовной работе над собой, его может заменить Бог; но это говорит лишь о том, что рано ставить точку – за тебя это сделает Смерть. А потому, пока ты жив, надо работать над собой, радуясь успехам и скрипя зубами от неудач, но не останавливаться. Только в последнюю секунду жизни можно будет с уверенностью сказать, прожил ли ты её достойно. Потому остаётся надеяться, что главный герой не отшатнётся от Бога, не расслабится и никого не предаст, вспомнив свои сделки на ночь. Те самые сказки о звере, рассказанные в детстве. Да, о том самом звере, что живёт, пока о нём помнят.

Михаил Кудрявцев. Сделки на ночь. – М.: Зебра-Е, 2021. – 360 с.

Александр РЯЗАНЦЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...