Нет, не умолкли наши музы. Наверняка, читатель «ЛР» по тому количеству стихов, что публикуются с декабря, ощутил новый редакционный курс. Раньше стихи давались дозированно, весьма избирательно, в художественном слове преимущество отдавалось прозе, а «царицей полос» положили быть публицистике, по возможности скандальной. Создав рубрику «Многоголосая муза», мы из номера в номер публикуем стихи, причём редко отвлечённые от действительности, патриотические не по настроению, не по бравурности — но по содержанию, по размышлению, по адресации.
Сейчас же мы рады сообщить вам о выходе книги, которая целиком – поэма. Это нечастое событие в современной литературе. Причём поэма это историографическая. Что тоже поражает – в наши-то дни, когда и цена исторических романов на лоточных распродажах невысока… А тут – само дерзание вызывает уважение! И уровни повествования, размышления поражают: здесь и борьба народа Нидерландов за независимость, которой посвящены работы Брейгеля, и глубокий религиозный экзистенциальный подтекст, основной для его эпохи, и постоянные, даже на уровне используемых слов, переклички с нашим временем, вовлекающие читателя в диалог…
***
Новая книга выдающейся поэтессы нашего времени Ольги Дьяковой – это событие в литературном мире. Удивительным образом автору удается сочетать высочайший профессионализм, лёгкость подачи и щепетильный подход к историческим точностям.
Наиболее интригующий вопрос у читателя возникнет, когда в книге он не увидит иллюстраций самого Брейгеля, вместо них представлена графика московской художницы Елены Есиной. Дело в том, что поэзия – это живопись в слове, и она передаёт настроение художника эпохи Северного Возрождения.
Если вам хочется приобщиться ко всему честному, яркому и прекрасному, что было накоплено мировой культурой в прошлом, если вы цените соединения в творчестве эстетики разных столетий, и даже целых эпох, если вы чувствуете потребность в оригинальности и неповторимости, возделывании добра и красоты — то эта книга для вас.
Владимир ЕСИН
из главы 1. Дарящий размышленье Жар волнами ходил до самой ночи, Три гарпии уставились в упор. Но ветер рвал их оперенья в клочья, Лохмотьями разбрасывал в простор. Представился мне Брейгель за работой – Горящий дом в ней согревал кого-то, Быть может, поджигателя иль вора, Укрывшегося спешно от позора И свистом подзывающего свору, Сумевшую уйти от приговора. Картин осуществлённое единство Заставило мгновенно мысль трудиться, И я глядела на небесный ропот Восставших ангелов, смываемых потоком Лучей сплошных Всевидящего ока. Гневливый падший ангел над болотом Летит, снег крыльев поменяв на копоть И вместо пальцев обретая когти. Ему внимает некто крутолобый, На чьей-то челюсти играющий в осоке. Но в чём обманка низших сил – не знаем толком, Они не видят собственного отраженья, И потому нужны им гениев прочтенья, Чтоб пазл сложился из осколков. Им нужен смертных план. Проникнув в их дома, Они пытаются творцов свести с ума, Вмешаться в цветовые построенья, На поиск образа толкнуть в неверном направленье И перекрёстными штрихами Переменить точнейший угол зренья, Переосмысливая аксиому: Углы паденья и углы подъёма Не может уравнять наш глаз.
Евгения Емельянова
СОВРЕМЕННОЕ
Прожив двадцатый век по правде и добру,
Россиюшка затеяла опасную игру:
Кровавую войнушку зовёт спецоперацией,
Смертельную инфекцию — всеобщей вакцинацией.
Бездумную Госдуму
Считают Жюри-смехом,
Бездельное правительство —
Вообще большой помехой.
Столы строгают —
Метров пятнадцати в длину,
Жилища строят, вовсе
Втыкая в вышину.
Забыли люди русские,
Что они — не птицы.
Придётся им однажды
На землю возвратиться.
А глядь — земля пустая:
Без чувства, без ума.
Стоит тоска смертельная
И — тишина.
1 июня 2022 года