27.04.2024

Актуальность Брейгеля

Нет, не умолкли наши музы. Наверняка, читатель «ЛР» по тому количеству стихов, что публикуются с декабря, ощутил новый редакционный курс. Раньше стихи давались дозированно, весьма избирательно, в художественном слове преимущество отдавалось прозе, а «царицей полос» положили быть публицистике, по возможности скандальной. Создав рубрику «Многоголосая муза», мы из номера в номер публикуем стихи, причём редко отвлечённые от действительности, патриотические не по настроению, не по бравурности — но по содержанию, по размышлению, по адресации.

Сейчас же мы рады сообщить вам о выходе книги, которая целиком – поэма. Это нечастое событие в современной литературе. Причём поэма это историографическая. Что тоже поражает – в наши-то дни, когда и цена исторических романов на лоточных распродажах невысока… А тут – само дерзание вызывает уважение! И уровни повествования, размышления поражают: здесь и борьба народа Нидерландов за независимость, которой посвящены работы Брейгеля, и глубокий религиозный экзистенциальный подтекст, основной для его эпохи, и постоянные, даже на уровне используемых слов, переклички с нашим временем, вовлекающие читателя в диалог…

***

Новая книга выдающейся поэтессы нашего времени Ольги Дьяковой – это событие в литературном мире. Удивительным образом автору удается сочетать высочайший профессионализм, лёгкость подачи  и щепетильный подход  к историческим точностям.

Наиболее интригующий вопрос  у читателя возникнет, когда в книге он не увидит иллюстраций самого Брейгеля, вместо них представлена графика московской художницы Елены Есиной. Дело в том, что поэзия – это живопись в слове, и она передаёт настроение художника эпохи Северного Возрождения.

Если вам хочется приобщиться ко всему честному, яркому и прекрасному, что было накоплено мировой культурой в прошлом, если вы цените соединения в творчестве эстетики  разных столетий, и даже целых эпох, если вы чувствуете потребность в оригинальности и неповторимости, возделывании добра и красоты — то эта книга для вас.

Владимир ЕСИН

из главы 1. Дарящий размышленье

Жар волнами ходил до самой ночи,
Три гарпии уставились в упор.
Но ветер рвал их оперенья в клочья,
Лохмотьями разбрасывал в простор.

Представился мне Брейгель за работой –
Горящий дом в ней согревал кого-то,
Быть может, поджигателя иль вора,
Укрывшегося спешно от позора
И свистом подзывающего свору,
Сумевшую уйти от приговора.

Картин осуществлённое единство
Заставило мгновенно мысль трудиться,
И я глядела на небесный ропот
Восставших ангелов, смываемых потоком
Лучей сплошных Всевидящего ока.

Гневливый падший ангел над болотом
Летит, снег крыльев поменяв на копоть
И вместо пальцев обретая когти.
Ему внимает некто крутолобый,
На чьей-то челюсти играющий в осоке.

Но в чём обманка низших сил – не знаем толком,
Они не видят собственного отраженья,
И потому нужны им гениев прочтенья,
Чтоб пазл сложился из осколков.

Им нужен смертных план. Проникнув в их дома,
Они пытаются творцов свести с ума,
Вмешаться в цветовые построенья,
На поиск образа толкнуть в неверном направленье
И перекрёстными штрихами
Переменить точнейший угол зренья,
Переосмысливая аксиому:
Углы паденья и углы подъёма
Не может уравнять наш глаз.

Один комментарий к “Актуальность Брейгеля

  1. Евгения Емельянова
    СОВРЕМЕННОЕ

    Прожив двадцатый век по правде и добру,
    Россиюшка затеяла опасную игру:
    Кровавую войнушку зовёт спецоперацией,
    Смертельную инфекцию — всеобщей вакцинацией.

    Бездумную Госдуму
    Считают Жюри-смехом,
    Бездельное правительство —
    Вообще большой помехой.

    Столы строгают —
    Метров пятнадцати в длину,
    Жилища строят, вовсе
    Втыкая в вышину.

    Забыли люди русские,
    Что они — не птицы.
    Придётся им однажды
    На землю возвратиться.

    А глядь — земля пустая:
    Без чувства, без ума.
    Стоит тоска смертельная
    И — тишина.

    1 июня 2022 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...