28.09.2022

Критика умеет «держать лицо»

Сегодня Артель вольных критиков представляет штрихи к портрету Льва Оборина

        Когда, кроме критики, автор занимается чем-то ещё, это сразу заметно. Лев Оборин, к примеру, ещё и литературовед, и поэт. С тонким, творчески-живым взглядом на вещи, и взгляд этот ощущается в каждой его рецензии. «Песенное дыхание, когда-то, в самом начале пути, неровное, подпрыгивающее – и сразу обращавшее на себя внимание, – в новых стихах Василия Бородина становится по-настоящему могучим, несмотря на то что поэт по-прежнему обращается к малому: дождику, горящему полену, огурцу в ночной теплице», «Но с уходом Бродского словно был потерян некий ключ к языку; и в подавляющем большинстве позднейших стихов “под Бродского” нет бродскианского драйва, а есть какое-то ощущение неумелости, разлома. Как будто длинная строка, оправдываясь, пожимает плечами», – пара строк, и вот мы уже читаем не столько аналитическую статью, сколько самостоятельное художественное произведение.

         На этот тонкий и изящный, словно хрустальная ваза, язык некоторые критики негодуют. Мол, Оборин очень правильный. «Всё умно. Всё выверено», «Притворяется стилистически мёртвым», – всё это писал в «Вопросах литературы» Василий Ширяев, которому в статьях критика Льва Оборина не хватило «львиности», хоть какого-то неаккуратного, броского, дерзкого слова. А так, считает Ширяев, «надо писать прозу, а не прозу под видом критики».

Извольте, отчего же нельзя критической статье быть выверенной и поэтичной, словно сошедшей со страниц толстого журнала XIX века? Для качественного разбора провокации вовсе не обязательны. Действительно, от некоторых выражений Оборина всё же веет архаикой – вряд ли может быть иначе у человека, выросшего в «книжной» семье преподавательницы русского языка и литературы и кинопереводчика.

В одном из интервью, рассказывая о детстве, Оборин употребляет такой оборот, как: «не всегда эта оценка была благожелательной»; в подкасте, посвящённом разбору «Заблудившегося трамвая» Николая Гумилёва, в слове «конкистадор» ставит ударение на «А» – на старый манер. Однако делает ли это речь критика скучной, как писал Маяковский, «разворачивающей скулы от зевоты»? Сделала бы, разбавляй её Оборин вводными словами и заимствованиями: «Подобный сплав вызывает мысли об учениях нью-эйдж, в которых ощущение сопричастности тайне подчас важнее самого откровения», «Появляется, например, Звезда-молочай, сродная, кажется, сологубовской звезде Маир, так же облаготворяющая мир своим светом», «Герчиков, как и в дебютной книге «Make Poetry Great Again», перемешивает формальные приемы, сталкивает поп-культуру, интернет-коммуникацию и политику, работает с готовыми текстами и сериализмом». Однако в арсенале критика есть и то, и это, и ирония, и мягкие технические замечания – как тут не создаться ощущению живого диалога со всесторонне развитым человеком?

         Язык художественной прозы не заслоняет в оборинских рецензиях интеллектуального анализа. В конце концов, журнал «Знамя» просто так премии не дает. Оборин умеет выражаться коротко и конкретно, местами даже сухо, словно обозначая координаты на карте – как, к примеру, в сопоставлении концептуалистов и метареалистов все в тех же «Вопросах литературы»: «В 70-х – 80-х годах дебютировали концептуалисты и “метареалисты”. Они были сразу противопоставлены друг другу. Их способы создания образа, действительно, противоположны».

Перед Обориным никогда не стоит задачи в пух и прах разбить заметного поэта, прозаика или критика, привлекая эпатажем к себе внимание, ведь он и сам по себе заметный поэт и критик. Очень любопытно наблюдать за тем, как он анализирует авангардные поэтические произведения, словно ведя на языке лирики диалог с коллегами по цеху: «…ничего нельзя сказать о течении времени в этом стихотворении. Одно сплошное пространство, захваченное широким объективом. Пространство, сгущенное в одном моменте – настолько, что объектам описания в этом пространстве, прямо скажем, неудобно». А ещё любопытнее – какие отзывы на свои стихи получает сам Оборин. Например, Мария Степанова очень тепло отозвалась о «Части ландшафта», вышедшей в 2019 году в издательстве АСТ: «…мир безграничной инклюзии, предоставляющий место и возможность быть названным по имени всему без исключения».

         В эпоху конвергентных медиа вынужден меняться и человек: осваивать новые платформы и самому превращаться в многозадачного робота. Лев Оборин – пример того, как можно быть «универсальным солдатом», не теряя в ядре каждого высказывания дух тоскующего по классической культуре Бунина. С увлечением журналиста ежемесячно составлять на «Горьком» подборки новинок, снабжая каждую короткой рецензией или емким анализом фрагментов – пожалуйста. Публиковаться на «Арзамасе» и почти в десятке журналов, составлять тематические списки и – в формате «вопрос-ответ» –огромные литературоведческие разборы на «Полке» – тоже. Участвовать в записях подкастов той же «Полки», выступать с Варварой Бабицкой и Юрием Сапрыкиным на открытых встречах с поклонниками проекта – обязательно. Параллельно вести собственный подкаст «Между строк», приглашая на каждый выпуск именитого эксперта для разбора знаковых стихотворений – легко. Ни один проект на данный момент не заброшен. Редактировать и переводить с иностранных языков книги – тоже есть в послужном списке Оборина. В конце концов, находить время и на свое творчество ему удается: в 2019 году вышел уже шестой сборник его стихов. Этакой неиссякаемой энергии и плодовитости можно разве что подивиться.

         Таким образом, Оборин собственным примером демонстрирует: критика может иметь «свое лицо», к которому не пристали эпатаж и ругань. Просто потому что льву не обязательно показывать клыки, чтобы люди поняли, что перед ними – самый настоящий лев.

Полина УЖГИНА,

Артель вольных критиков МГУ

26 комментариев к «Критика умеет «держать лицо»»

  1. Эта критическая статейка — пустая и надменная, как, впрочем и фото авторессы.
    В русском языке есть выражение — «артель «Напрасный труд». Оно как раз про это злокачественное образование под крышей МГУ. Ещё ни одного качественного материала не родили в этой артели.
    Лучше бы авторесса что-нибудь сбацала про жёлтый рюкзачок у неё за спиной!

  2. Сменим пластинку на позитив. В Америке в каждом городе есть питомники для бродячих животных. Там их откармливают, лечат и чистят от паразитов. После этого каждый гражданин может выбрать себе питомца и забрать домой, чтобы обеспечить бедняге комфортную жизнь с заботой и любовью.
    Сейчас это стало очень модным.
    Автор тот же.

    Друг

    Все в округе знают о тебе:
    Белки, крысы, птицы и коты.
    Убегают в спешной суете,
    Только за порог выходишь ты.
    Мы бежим за ними налегке,
    И в азарте ты оскалил пасть.
    Я держу тебя на поводке,
    На бегу пытаясь не упасть.
    Мы гоняем их до темноты,
    И на пол ты валишься мешком,
    Наругавшись впрок, до хрипоты,
    С каждым встречным-поперечным псом.
    Самый чуткий в мире слух,
    Самый верный в мире друг.
    Обниму башку твою лохматую,
    Может, я когда-то был собакою?
    Ты положишь лапы мне на грудь,
    Знаю я, что это неспроста:
    Все пытаешься меня лизнуть
    В губы, нос и прочие места.
    Утром мне придется уходить
    В непонятный мир чужих людей.
    Ты меня захочешь проводить,
    Но послушно ляжешь у дверей.
    А потом, когда придет отбой,
    И погаснет день пустых тревог,
    Ты опять потащишь за собой
    И растянешь тонкий поводок.
    Самый славный в мире пес,
    Самый мокрый в мире нос.
    Мы живем без нежностей телячьих,
    В моем шаге – два твоих – собачьих.

    2017

    1. вы полагаете, что про питомник животных в богоспасаемой Америке — вот тут очень «в тему»?.. и где вы обнаружили надменность в статье? спокойная статья артельщицы о коллеге, который заметен и потому — критикуем…

  3. Чё-то дискуссия забуксовала. Ладно, мы не гордые. Поддержим в печурке огонь.
    Автор тот же.

    СОВОК

    Мы отсутствие благ компенсируем сильною волей,
    Мы храним своё тело от вредных и лишних жиров.
    Мы ещё не смирились с присущей нам бедною долей
    И надеемся выжить в лучшем из этих миров.
    Мы почти виртуозы вязанья, шитья или стирки,
    Мы умеем носить три зимы одну пару сапог.
    И хотя на одежде порой появляются дырки,
    Это только одна из текущих и важных забот.
    «Нищета не порок!» — утешаем себя вдохновенно,
    «По одёжке встречают» — гласит прописная мораль.
    И за долгие годы добра наживём непременно.
    Мы себя не жалеем, и других нам тоже не жаль.
    2018

    1. опять же не видна связь политически звенящего и хамящего заголовка стиха — с самим текстом. это ведь про постсоветское время написано?.. причём тут СССР, названный пренебрежительно-бранно? вы с этим осторожнее в своей Америке… как выяснилось из предыдущих бесед — вышвырнули-то вас из Казахстана отнюдь не «совки», а в СССР вам как раз там жилось замечательно

  4. Не редко ругань и хулу считают критикой. Поэтому считаю, что пора бы выработать общий «кодекс критика». Который можно использовать во всех областях жизни. И для начала включить в него всего лишь три статьи. Которые обсудить и за них проголосовать.

    ст1. Критикой считается указание на недостаток с одновременным предложением хотя бы двух способов его исправления. При этом хотя бы один из предлагаемых способов в своей реализации должен быть прост, надежен и дешев.
    ст2. Указание на недостатки без предложения адекватных способов их исправления считается критиканством. Критиканство приравнивается к хулиганству и сквернословию и наказывается в соответствии с законом.
    ст3. Критикой считается литературная речь не содержащая бранных, а равно двусмысленных выражений и терминов. Использование ненормативной лексики, а равно ассоциативных ей выражений приравнивается к хулиганству и сквернословию и наказывается в соответствии с законом.

    Такое обсуждение и такой закон нужен давно. Пора уже выводить качество дискуссии в нашей жизни на новый — хороший уровень. В иудаизме есть требование ЛашонАра. Мама не имеет права сказать, что Абраша принесший из школы двойку — дебил, дурак и вообще весь в папу. Мама скажет иначе — зачем такой УМНЫЙ мальчик принес из школы эту странную цифру у себя в дневнике? Может быть Абраша хочет завтра ее отнести обратно, и принести домой для мамы более красивую? И назавтра Абраша таки отнесет ее обратно и придет с другой — хорошей цифрой подтвердив и маме и себе, что он УМНЫЙ мальчик.

    1. да, кодекс литературного критика — нужен! поскольку товарищи артельщики и артельщицы тут всё читают, возьмут как идею

  5. Зачем Маркуша принёс сюда, на литсайт, эту странную чухню и носит её сюда каждый день?
    Может, он хочет отнести её домой и повесить над кроватью Сарочки? Может, Маркуша работал раньше ментом и привык у себя в СИЗО затыкать рот у всех и каждого за любое сказанное ими слово?
    Может, назавтра Маркуша больше сюда никогда не явится и подтвердит этим самым себе и нам , что он ещё не совсем пропащий старый перец, а умный старче?

    1. Если рассчитываете, что тоже встану на четвереньки и начну лаять в ответ, то заблуждаетесь. Попытайтесь привести свою критику к нормам, которые я предлагаю. Очень конструктивная штука получится.

      Кстати… Вы удивительно проницательны — могу и не появиться тут. За посещение российских ресурсов и тем более за сочувствие русскому народу у нас могут забрать в спец учреждение. Я живу стране, где по русски говорить скоро будет опасно.

  6. Доброе утро!»А у нас нонче субботея!» (С )
    Автор тот же.

    ПОДРАЖАНИЕ ЕСЕНИНУ

    Как мне надоело грёбанное лето!
    Как мне надоели сраные луга!
    Закурю я, что ли, милка, сигарету,
    Выну незаметно нож из сапога.
    Я почти Есенин, погулять я вышел.
    Вьётся чуб кудрявый, и блестит сапог.
    Зацепился месяц за соседску крышу,
    Распластались звёзды в лужице у ног.
    Я в свои семнадцать не нашёл занятья,
    И друзья – наркоши, все как на подбор.
    Но я готов поверить, что все люди – братья,
    Как нашему плетню – троюродный забор.

    2018

  7. АДМИНУ
    Не распыляйте понапрасну Ваш пыл! На меня это не действует. Но показывает, что КАЖДЫЙ уже россиянин находится в истерическом возбуждении. А это плохой признак. От него до гражданской войны — маленький шажок. Человек, чувствующий свою правоту, — спокоен, как скала!
    Продолжу знакомство с восходящей звездой русской современной поэзии — моим сыном, ага!

    80-е

    Мы выросли почти как сорняки,
    Засохшие недалеко от дома,
    А не общественно-полезные цветки
    На клумбе, что напротив исполкома.
    Росли в неполных семьях. Без отца.
    В ватагах пацанов, наивных, грубых.
    Папаша в ранге пьяни-подлеца
    По воскресеньям выдавал нам рубль.
    Который мы, не знавшие войны,
    Не на конфеты тратили – на водку.
    Оттарабанив пионерскую речевку,
    И как сказал поэт, задрав штаны,
    Бежали дружно вслед за комсомолом,
    Поддавшись барабанам и речам,
    Парткомам и райкомам угождая.
    И в парках собирались по ночам,
    От передозировки угорая.
    Мы ветеранов чтили как святых,
    И клали на учителей “с прибором”,
    Жалея вдруг родителей своих,
    Стыдясь их непонятных разговоров…
    Мы выросли почти как сорняки,—
    Забытое, лихое поколенье,
    80-ых вечные сынки,
    Вдруг вышедшие из повиновенья.

    2017

    1. да, грустное было у вас детство, если «Папаша в ранге пьяни-подлеца
      По воскресеньям выдавал нам рубль.
      Который мы, не знавшие войны,
      Не на конфеты тратили – на водку.» — мы вот тратили на школьные обеды, отсюда и здоровый советский патриотизм

  8. АДМИНУ — по существу.
    1. Надменность статейки — прежде всего, в языке. Авторесса вворачивает в текст непонятные простому читателю словеса, которые сама недавно узнала, и «они хочут свою образованность показать», как сказал классик. А именно: «Сопоставление концептуалистов и метареалистов», «Мир безграничной инклюзии», «В эпоху конвергентных медиа», «Многозадачный робот», «Параллельно вести собственный подкаст»…
    Достаточно?
    2. Статейка похожа на заказную. Сплошное восхваление малоизвестного литератора и ни единого КРИТИЧЕСКОГО замечания. В общем — вторая Юзефович.

  9. АДМИНУ по существу.
    Стих СОВОК —именно про СССР. Из-за чего Вы, собственно, взбеленились? Когда я жила в Союзе, — я тоже рвала на груди тельняшку. Это свойство обитателей закрытого пространства, не способных объективно оценить себя со стороны. Это пройдёт, не переживайте.

  10. АДМИНУ — в утешение ещё один стих. Автор тот же.

    ПАЦАНЫ

    Сигареты в твёрдой упаковке
    И пивных бутылок целый ряд.
    На пустой трамвайной остановке
    Пацаны на корточках сидят.
    Быстро магазины опустели.
    Разобрали водку и вино.
    В парке все трамваи отзвенели.
    В девять начинается кино.
    Ночь над тихим городом спускается,
    Разбежался по домам народ.
    Пацанов все это не касается,
    Пацанов никто нигде не ждёт.
    Мать гремит кастрюлями сердито,
    Задремал нетрезвым сном отец,
    Брат с сестрой нарочно деловито
    За уроки сели, наконец.
    Посиделки, драки, выпивоны –
    От родителей большой секрет!
    Здесь своя семья, свои законы,
    Ничего важнее в жизни нет.
    Словно призрак, вылез жёлтый «газик»
    С голубой полоской на борту.
    Пацанов он быстро в ряд поставит.
    И опять умчится в темноту.
    Завтра вновь откроет двери школа,
    Ровно в восемь прозвенит звонок.
    Секретарь райкома комсомола
    Сам откроет ленинский урок.
    Но у пацанов не та природа,
    Чтоб над делом партии корпеть.
    Надо им за два последних года
    Ещё много кой-чего успеть!
    Будет много «стрелок» и «бакланов».
    И на «счётчик» выставят «чертей».
    Кто-то может станет наркоманом,
    Лишь бы только не было смертей!
    Будет выпускной, костюмчик — «тройка»
    Будут «бормотуха», пиво, «план»…
    Где-то там грохочет перестройка,
    Где-то дожидается Афган.
    Город замер, ни души, ни звука.
    По домам пора, хотя и лень.
    Дома ждут родители и скука.
    Завтра утром будет новый день.
    2017

    1. ну, там «зелёные» не были причиной, там было бегство вынужденное из переставшего быть дружелюбным по-советски Казахстана. но, что выдаёт странность автора — никакой благодарности СССР на фоне казахского национализма, напротив — «совок», «папаша-пьянь», набор отыгравшей давно постперестроечной уничижительной банальщины, которая и превращала Союз в раздробленные княжества национально озлобленных друг на друга «постсоветских». переход от гордости за людей труда к этой вот неуёмной чернушной самоуничижительности — есть в «Буранном полустанке» у Айтматова, написанном в 1982-м году, там как раз про Казахстан, где национально-религиозная идентичность вставала перпендикулярно научно-техническому прогрессу (космодрому)

  11. Админ, у Вас тут какие-то мухи летают. Красного цвета почему-то. Наверно, насосалась человеческой крови. Надо бы санобработку провести.
    Меня и Вы разочаровываете. Такая низкая у Вас квалификация. Никак до Вас не дойдёт, что если бы верхушка советского правительства заботилась о сохранении Союза, то предпринимала бы профилактические меры своевременно. А Вы переваливаете косяки правителей на простых граждан. Так поступают обычно преступники, которые желают избежать наказания,
    Однако, я вам всем не доктор. Лучше читайте стихи моего любимого автора. Это должно вылечить если не вас — то русских людей наверняка.

    СНОВИДЕНЬЕ

    Чудище безвредное,
    Чудище нестрашное
    После долгих-долгих лет
    Вдруг приснилось мне.
    Серое, панельное,
    Четырёхэтажное.
    С занавеской тюлевой
    На большом окне.
    Там, за хлипкой форточкой,
    Сад стоит заброшенный.
    Кошаки бездомные
    На окно глядят.
    Во дворе на корточках —
    Пацаны с наркошами,
    И слышны до полночи —
    Крики или мат.
    А за стенкой ветхою,
    На площадке лестничной
    То ли песня слышится,
    То ли пьяный хор.
    Там сосед с соседкою
    От простуды лечатся:
    Припасли для праздничка
    Водку и топор.
    По утрам на лестницу
    Выхожу с опаскою:
    Утащили лампочку
    Ночью алкаши.
    Дни бегут безвестные,
    Жизнь течёт напрасная,
    И по кругу носимся,
    Словно мураши…
    Жизнь копейкой медною
    Разменяла счастье нам.
    Затерялся в памяти
    Прошлогодний снег.
    Чудище безвредное
    И совсем не страшное,
    Ты зачем зовёшь меня
    После стольких лет?
    2018

    1. надо же, и у вас «цари плохие, граждане хорошие» — насчёт красных мух так себе шуточка… все эти антисоветские образы ныне не несут никакого смысла, ими, возможно влюбляя себя в новую родину, вы жонглируете перед теми, кто родины не покинул и идейно не предал. стишки — так себе. разве что в формате камента, вылечить кого-либо столь низкокачественным «лекарством» нельзя. вот вам бы такое помогло во время отъезда из Казахстана? думается, нет. ни совесть, ни память не успокаивающие строки.

  12. Конечно нас не готовили быть добрыми критиками. Наши родители вынуждены были выживать в революциях и войнах. Но теперь наше время и наша ответственность. Очень здорово, что автор статьи переживает за свою большую родину. Не забыла об аудитории нашей большой страны. Теперь всю эту накопленную боль и обиду сообща надо постараться нам всем собрать в доброе русло. Да с хорошими мыслями и желанием вместе постепенно делать лучше. Поддерживать друг друга не ругая, но поощряя на заботу о нашей стране. И будет самое оно! И так и будет. Люди наши молодцы — выдержали целых 30 лет перипетий. И много добрее стали нынче. Хотя и устали конечно тоже. Надо держаться друг друга. Даже если кто и ошибается в чем — он все равно наш.

    ps
    Когда дочка сыну задавала нагоняй (боевая шибко она), я просто брал ее в обнимку и качал на руках пока в ней буря успокаивалась. А потом спрашивал — прошла ли уже гроза и можно ли ее отпускать. И она насуплено и тихо говорила, что прошла. Тогда хвалил ее, снова на пол ставил и она бежала мирно играть с братом. Нам бы друг с другом так же — не ругать и не провоцировать на ошибки. А любить, прощать и поощрять. У нас все получится. Просто так будет быстрее.
    Аминь.

    1. верно, ныне время камни собирать. не просто кадров, вообще литераторов (любых направлений) осталось так мало, что нулевые (даже) вспоминаются как время золотое

  13. Админ упорно старается втюхать идею сожаления об умершем СССР.
    Отвечаю отрывком из своей повести «Мой золотой Алма-Атинский квадрат»:
    » После 1992 года, когда рухнул Союз, я проходила в трауре по стране четыре года: в одной чёрной юбке и двух сменных кофточках. Мне было всё равно, в чём я одета, как выгляжу, что ем и чем занимаюсь. Лет пять прожила автоматически, потрясение было слишком сильным. Все мои сегодняшние болезни родом из девяносто второго.
    Мне не жалко было заворовавшихся партийных и правительственных начальников или «кровавую гэбню» с её иезуитскими приёмами против простых людей. Мне было жалко, что большая и мощная страна оказалась такой непрочной и настолько никому не нужной, что никто не захотел её защитить. Жить в такой стране — величайший позор.
    Постепенно обнаружила, что осталась жива, стала оглядываться, много читать газетных статей с разоблачениями Ленина и Сталина. Привыкнув верить печатному слову, верила и этому.
    Особенно на меня произвела впечатление жёлто-газетная версия о поголовном зомбировании советского народа посредством Мавзолея с мощами Ленина:
    Через особую нишу в углу мавзолея, через специальный сверхточный аппарат, якобы излучающий волны, отупляющие и отшибающие волю у человека, злодеи чекисто-коммунисты добились того, что советские люди, приходившие поклониться Ленину в мавзолей, не могли после его посещения самостоятельно мыслить, анализировать поступки свои и окружающих и действовать сообразно человеческому разуму и логике.
    Не знаю, кто как, а я поверила этому сразу. Ибо по-другому объяснить то, что произошло в СССР в конце двадцатого века, было невозможно.»

    1. то есть этот вот анекдот про зомбирование — и есть ваша позиция? вы уж извините за прямоту — ваша болезнь называется «фрагментарный индивид» — одной частью сознания понимаете, что гибель СССР под напором таких вот ничтожных баек это плохо, другой частью — байкам верите… причём тут «заворовавшиеся» и прочее? — контрреволюция в 1991-м была не в Алма-Ате, а в Москве (Назарбаев-то как раз не стремился выходить из Союза), и выступавшие тогда против ГКЧП как раз весь этот бред и несли. ну и что взамен-то принесли? да полную деградацию по всем направлениям — которая затронула и вас. но вы вместо того чтоб на контрасте осознать, чем (хорошим!) был лично для вас социализм — вместе с хором национал-идиотов всех экс-республик проклинаете СССР, а заодно и Ленина (главный же!).

      ваш выбор — фрагментарность. клиповость мышления — как называл это Кайдановский. вроде плохо что вышвырнули из Казахстана, вроде плохо что СССР погубили сепаратисты (включая и Ельцина конечно), но… вроде и СССР «умер сам» — да какой там сам? его со всех сторон толкали к пропасти! ваш вывод: боже, храни США! — тут грамотно зачистили коренное население, и будет житься лучше.

      да никому не будет лучше нигде при глобализации — капитализм во всём мире доживает последние годы, снова будет социализм, так что этот ваш старый «иммунитет» про облучение-зомбирование в Мавзолее (а кто туда не ходил — значит, был «свободен»)) приберегите — может, пригодится;-) одна знакомая в Бостоне, тоже из неофитов-патриотов США, прочитав предвыборную программу Обамы (отмену страховой медицины) запричитала: да он нам тут СССР построить хочет!.. так что не оставляйте усилий «чтобы собрать воедино себя»

  14. АДМИНУ
    Ещё раз замечаю — косяки правителей Вы перелагаете на простых рядовых людей. И прямо пышете ненавистью. Это заставляет думать о связи Вас лично со спецслужбами. Навязываете свой взгляд погон защитного цвета и не учитываете, что человеку свойственно развиваться и изменять взгляды под действием реальности.
    Откуда Вы взяли, что я обожествляю Штаты? Прекрасно вижу здешние недостатки. Прекрасно вижу и то, что никто здесь не ограничивает мою свободу. С ужасом сопоставляю, что происходит в России и Казахстане сейчас. Давайте заканчивать со мной дискутировать на эту тему. Ничего нового Вы не скажете. И мне это не интересно.
    Лучше читайте стихи. Автор тот же.

    ПРОГУЛКА С СОБАКОЙ

    Полдня его гуляю я,
    Полдня меня гуляет он.
    Такая странная семья,
    Такой привычный моцион.
    Гуляем в дождь, гуляем в снег,
    В жару и холод. Круглый год.
    Ведёт собаку человек,
    А может быть, наоборот.
    Мы с ним по улице пройдём
    И поваляемся в траве,
    Присядем быстро под кустом,
    Зароем кость, а то и две.
    Как тот бесценный сувенир
    (Чтоб не достался никому).
    Он по-другому видит мир,
    И я завидую ему.
    Пускай на уровне колен,
    Пускай всегда на поводке.
    Но без вранья, вражды, измен,
    И где дурак на дураке…
    Собачий мир куда добрей.
    И я подумал просто так:
    Вот я живу среди людей,
    А лучше б жил среди собак.
    2018

    1. Замечательное стихотворение.
      Пусть в следующей жизни Ваша мечта исполнится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...