«Литературная Россия» имеет богатую историю и замечательные традиции, берущие начало в СССР. И если «Литературная газета» была изначально всесоюзной, с соответствующим многомиллионным тиражом, то у нашего еженедельника судьба складывалась поначалу в республиканских масштабах.
Идею создания газеты для писателей России высказал 13 мая 1957 года Никита Хрущёв на совещании в ЦК КПСС: «И вот, может быть, надо подумать о каком-то органе Союза писателей Российской Федерации, чтобы этот орган проявил заботу о городах Российской Федерации, и дать возможность городам РСФСР воздействовать на Москву, на московских писателей.»
Писателям, ещё до войны перебиравшимся в Москву по мере своих успехов, конечно, требовалась обратная связь с городами и весями в масштабах России. Окончательно вопрос рождения газеты был решён 4 декабря 1957 года на заседании Бюро ЦК КПСС по РСФСР. Партия решила писательское издание поначалу назвать «Литература и жизнь», подчёркивая её отличия от «ЛГ», от литературы, замкнутой в себе. Главным редактором ЦК утвердил Виктора Полторацкого (Погостина). Первый номер газеты вышел 6 апреля 1958 года. Помещение выделили в конструктивистском типографском комплексе на Цветном бульваре.
Первые четыре года своего существования, пришедшиеся на самый разгар «оттепели», для «ЛиЖи» (как уже писатели прозвали газету) прошли неспокойно. Вместо обратной связи, обращённости из центра РСФСР к её периферии, газета попала в ситуацию сугубо столичного «перетягивания каната» между ощутившими себя элитой в условиях «оттепели» группировками литераторов. В ней стремились печататься как Шолохов, так и Солженицын, Твардовский и Рыленков, Ахматова и Прокофьев, Евтушенко и Солоухин, Вознесенский и Фирсов, Соснора и Конецкий… Между тем редакция газеты, пытаясь блюсти высокую партийность литературы, своими ориентирами изначально избрала Анатолия Софронова, уже экранизируемого классика соцреализма Всеволода Кочетова и Николая Грибачёва… Той связи с жизнью за пределами Москвы, ради которой газета создавалась — не состоялось в основном из-за нездорового ажиотажа «шестидесятников», мечтавших о войне с «ЛГ» и живших мелкими междоусобицами. Дабы не рассорить писателей, партия приняла решение реорганизовать газету. Сегодня сказали бы – «провести ребрендинг».
31 октября 1962 года секретариат ЦК КПСС решил с 1 января 1963 года переформатировать газету «Литература и жизнь» в еженедельник «Литературная Россия», подчёркивая её республиканский статус. Развернулась с новой силой борьба за руководство «ЛР». Либерально настроенные оттепельщики выдвинули на пост главного редактора Константина Симонова, а партийцы, не пошатнувшиеся после ХХ съезда и вынесенного за его пределы антисталинского доклада Хрущёва, сделали ставку на Константина Поздняева.
ЦК КПСС отдал предпочтение Поздняеву, но согласился на представительство в редколлегии «ЛР» самых разных течений. В итоге в редколлегию «ЛР» входили Борщаговский, Закруткин, Данин, Винокуров, Исаев, Кассиль, Серебрякова, Олег Михайлов… Правда, потом руководство Союза писателей России всё-таки часть либералов выдавило из редколлегии. Что, впрочем, не помешало Поздняеву регулярно печатать в «ЛР» писателей разных взглядов. При нём газета охотно публиковала Максимова, Шукшина, Трифонова, Вознесенского, Лихоносова… «ЛР» первой дала путёвку в большую литературу Распутину и Проханову.
После Поздняева еженедельником «Литературная Россия» руководили: Юрий Грибов, Михаил Колосов, Эрнст Сафонов, Владимир Ерёменко, Вячеслав Огрызко. С 2021-го года «Литературную Россию» вновь возглавил Владимир Ерёменко.
Так что наша газета подошла к двойному юбилею – 60-летию наименования и 65-летию существования.
Ждем от читателей, авторов и сотрудников издания воспоминаний о роли «Литературной России» в их судьбе.
Дмитрий ЧЁРНЫЙ