24.04.2024

Крепите парус

Одно из литературных открытий в этом году – новая книга известной московской поэтессы Ольги Дьяковой «Побег в будущее» (Издательство «У Никитских ворот»), – настоящее торжество искренности и образности языка. В сборник вошли преимущественно стихи последних лет.

Далеко уйдя от «среднего штиля», современница не остановилась на достигнутом, предпочитая развивать своё мастерство, ощущая себя необходимой частью огромной страны, говоря: «Мы – сплав единый на Божьей Длани», обретая голос мастера, набирая массивность и вязкость стиха. Такую широту взглядов в поэзии надо ещё поискать: большие чувства и стремления, изящная игра слов, глубокие символы с двойным подтекстом, изобилие тем, где исторические реалии переплетаются с современностью:

Приверженец света
Заточит резец.
Рванётся к нам ветер –
Античный гонец.
Оспаривать славу
Сойдутся певцы.
И солнечной лавы
Заблещут ларцы.

Поэтесса, делясь опытом своей прожитой жизни, то уводит нас в прошлое, говоря, что «нет ничего кроме детства, милой родной стороны», то обрушивает на читателя  натиск преодоления нашего непростого времени путём стремления к красоте всего сущего, пропустив сквозь сердце время, настроения и переживания миллионов людей нашей земли, где «объединяет нас с тобою одной страны родной язык». Поэтическое повествование учит мужественности и концентрации сил в борьбе со злом:

А ветер падал,
А ветер падал,
Как злобный бранник, 
Как пьяный владарь.

Крепите парус,
Крепите парус,
Звезда в зените,
Далёко старость.

Хотелось бы отметить беспощадность автора к себе, открытость, ясное мировоззрение, чувство ответственности за своё дело. Мне импонирует внутреннее горение, с которым она даёт отпор цинизму и безразличию, предугадывая: «адова воронка, низшая потреба, тёмная душонка, ты запросишь неба». Поэтесса заставляет остановиться и задуматься о смысле жизни и предназначении поэта:

Подлым временам не до глубин –
Украшательство диктует действо.
В поле воин будет не один –
Гений с ним, свергающий злодейство. 

Для Ольги Дьяковой характерны постоянная работа пытливой мысли, оптимизм, разнообразие ритмов, отбор слов по их звучанию – всё служит для достижения художественной выразительности:

Ходили северные волны
Чугунной тяжести и цвета.
И океан был переполнен
Людскою сокровенной жертвой.

И с мокрых скал слетали птицы, 
Подолгу на воде белея.
На берегу хотели скрыться
В ложбинах – избы от Борея.  

Высокие кресты поморов,
Как маяки смотрели в дали.
И альбатрос чужое горе
По небу нёс, где нет печали.

Размышляя над её поэзией, моё внимание захватывает свобода, с которой она вводит в текст явления, имена, взятые из разных эпох, мифологий и религий, времён, где «хотел Буонарроти камнем стать, / но кто посмел бы из него ваять…».

В сборник вошло немало стихов, посвящённых эллинской культуре, как эстетическому идеалу:

Подлунных свеч не загасила
Перемещаясь, непогода.
Я карту Греции раскрыла –
Тепло там в это время года.

Античный блеск, грядущий сумрак
Близки двадцатому столетью.
Я пленник слова, грустный узник,
Стянувший узел междометья.

Ложится время под секиру,
Когда найдёшь к себе дорогу.
Бог не живёт любовью к миру,
Но мир живёт любовью к Богу.

Художественное перо прорывает завесу времени. В книге просматривается как народный аспект, так и божественный: поэ­тесса облачает сложные идеи в понятные и нарядные одеяния, в которых «плач девический по воле где-то свадьба пропоёт…».

День пройдёт без печали,
Сгинут тучи-рогожи.
Ты по крови отчаян,
А по небу – Сын Божий.

Читателю открывается полнота бытия, напряжённый лиризм и даже вкрапления добросердечной иронии и самоиронии: «Умным везёт, а мне как быть? В полый карман ветер ловить?» или «Ты уверился в моей беспечности, то не ветреность, а поиск нежности». Автор указывает на неприятие мещанства и бездушности, когда «немой судья идёт по свету, не жаль себя, но жаль планету», противопоставляя обыденности творческое миросозерцание:

Рождается в борьбе
И в муках мастерство,
Приносится тебе
Как музы торжество.

Прослеживается обострённая душевная жизнь поэтессы, победа духа и «незаконченность борьбы». И что самое интересное – универсальность и умение создать культовые стихи, снискавшие любовь широкой читательской аудитории. Хочется пожелать автору дальнейших творческих достижений и света, которого так много в её стихах:

Дождь прошёлся по зелени, 
Как художник по плоскости.
В каждой капле – по зеркалу,
В каждом звуке – по кротости.

Владимир ЕСИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...