Одно из литературных открытий в этом году – новая книга известной московской поэтессы Ольги Дьяковой «Побег в будущее» (Издательство «У Никитских ворот»), – настоящее торжество искренности и образности языка. В сборник вошли преимущественно стихи последних лет.
Далеко уйдя от «среднего штиля», современница не остановилась на достигнутом, предпочитая развивать своё мастерство, ощущая себя необходимой частью огромной страны, говоря: «Мы – сплав единый на Божьей Длани», обретая голос мастера, набирая массивность и вязкость стиха. Такую широту взглядов в поэзии надо ещё поискать: большие чувства и стремления, изящная игра слов, глубокие символы с двойным подтекстом, изобилие тем, где исторические реалии переплетаются с современностью:
Приверженец света Заточит резец. Рванётся к нам ветер – Античный гонец. Оспаривать славу Сойдутся певцы. И солнечной лавы Заблещут ларцы.
Поэтесса, делясь опытом своей прожитой жизни, то уводит нас в прошлое, говоря, что «нет ничего кроме детства, милой родной стороны», то обрушивает на читателя натиск преодоления нашего непростого времени путём стремления к красоте всего сущего, пропустив сквозь сердце время, настроения и переживания миллионов людей нашей земли, где «объединяет нас с тобою одной страны родной язык». Поэтическое повествование учит мужественности и концентрации сил в борьбе со злом:
А ветер падал, А ветер падал, Как злобный бранник, Как пьяный владарь. Крепите парус, Крепите парус, Звезда в зените, Далёко старость.
Хотелось бы отметить беспощадность автора к себе, открытость, ясное мировоззрение, чувство ответственности за своё дело. Мне импонирует внутреннее горение, с которым она даёт отпор цинизму и безразличию, предугадывая: «адова воронка, низшая потреба, тёмная душонка, ты запросишь неба». Поэтесса заставляет остановиться и задуматься о смысле жизни и предназначении поэта:
Подлым временам не до глубин – Украшательство диктует действо. В поле воин будет не один – Гений с ним, свергающий злодейство.
Для Ольги Дьяковой характерны постоянная работа пытливой мысли, оптимизм, разнообразие ритмов, отбор слов по их звучанию – всё служит для достижения художественной выразительности:
Ходили северные волны Чугунной тяжести и цвета. И океан был переполнен Людскою сокровенной жертвой. И с мокрых скал слетали птицы, Подолгу на воде белея. На берегу хотели скрыться В ложбинах – избы от Борея. Высокие кресты поморов, Как маяки смотрели в дали. И альбатрос чужое горе По небу нёс, где нет печали.
Размышляя над её поэзией, моё внимание захватывает свобода, с которой она вводит в текст явления, имена, взятые из разных эпох, мифологий и религий, времён, где «хотел Буонарроти камнем стать, / но кто посмел бы из него ваять…».
В сборник вошло немало стихов, посвящённых эллинской культуре, как эстетическому идеалу:
Подлунных свеч не загасила Перемещаясь, непогода. Я карту Греции раскрыла – Тепло там в это время года. Античный блеск, грядущий сумрак Близки двадцатому столетью. Я пленник слова, грустный узник, Стянувший узел междометья. Ложится время под секиру, Когда найдёшь к себе дорогу. Бог не живёт любовью к миру, Но мир живёт любовью к Богу.
Художественное перо прорывает завесу времени. В книге просматривается как народный аспект, так и божественный: поэтесса облачает сложные идеи в понятные и нарядные одеяния, в которых «плач девический по воле где-то свадьба пропоёт…».
День пройдёт без печали, Сгинут тучи-рогожи. Ты по крови отчаян, А по небу – Сын Божий.
Читателю открывается полнота бытия, напряжённый лиризм и даже вкрапления добросердечной иронии и самоиронии: «Умным везёт, а мне как быть? В полый карман ветер ловить?» или «Ты уверился в моей беспечности, то не ветреность, а поиск нежности». Автор указывает на неприятие мещанства и бездушности, когда «немой судья идёт по свету, не жаль себя, но жаль планету», противопоставляя обыденности творческое миросозерцание:
Рождается в борьбе И в муках мастерство, Приносится тебе Как музы торжество.
Прослеживается обострённая душевная жизнь поэтессы, победа духа и «незаконченность борьбы». И что самое интересное – универсальность и умение создать культовые стихи, снискавшие любовь широкой читательской аудитории. Хочется пожелать автору дальнейших творческих достижений и света, которого так много в её стихах:
Дождь прошёлся по зелени, Как художник по плоскости. В каждой капле – по зеркалу, В каждом звуке – по кротости.
Владимир ЕСИН