02.05.2024

Митрополит Климент: «Тянули к небу мысли и слова…»

Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о творчестве лауреатов Патриаршей литературной премии этого года – протоиерея Владимира Вигилянского, Валерия Хайрюзова и Светланы Кековой.

Ваше Высокопреосвященство, в числе лауреатов Патриаршей литературной премии – протоиерей Владимир Вигилянский. Какие отличия Вы считаете главными между просто писателем и писателем, который является священником? Или таких отличий нет?

– Такие отличия есть. Есть ответственность каждого писателя за каждую строку, написанную им. Ответственность перед настоящим и будущим, потому что и после смерти автора его произведения продолжают жить и влиять на читателей. Гораздо большая ответственность – у священника за каждое написанное слово. Ведь от священника ждут слова о Христе. Оно, даже пусть и произносится не с амвона, должно свидетельствовать об Истине, воспевать благость Творца, помогать людям отказаться от греха и встать на путь покаяния. Слово священника, пусть оно изложено в художественной форме, должно помогать человеку в жизни, укреплять в любви к ближнему, вселять надежду на милосердие Господне. В своих произведениях священник не может не затрагивать тему нравственности и духовности. Он не может просто развлекать своими произведениями. Он должен помочь задуматься, раскрыть читателю что-то важное для него. Тексты протоиерея Владимира Вигилянского соответствуют этим критериям.

Какие самые важные для писателя и священника умения работать со словом Вы бы назвали?

– Одно из важных – найти слова, которыми можно «достучаться» до разных людей. В том числе – за небольшой промежуток времени. Не всегда есть возможность вести долгую беседу. Не каждый человек будет читать длинный роман. Поэтому необходимо умение говорить о важном коротко и так, чтобы услышали. Безусловно, это не означает, что длинные тексты не нужны или что большие литературные произведения чем-то хуже небольших. Нужно всё это. Но порой надо сказать быстро, точно, емко, понятно. У о. Владимира Вигилянского это получается очень хорошо. Приведу пример. В одной из своих заметок он перечисляет для читателей целый список убеждений, которые сегодня навязывают людям телевидение, пресса, реклама и разные сайты:

– откажись от всех твоих комплексов;

– истина относительна, необязательна: сколько людей, столько и истин;

– бери от жизни всё, один раз живём, бессмертия нет;

– наслаждайся всем, что тебе нравится, главное – драйв, крутизна, кайф;

– самая важная ценность – деньги, за которые можно купить все: любовь, власть, образование, славу, друзей, здоровье, семейное благополучие, профессию, свободу, внешнюю привлекательность;

– никому не показывай, что ты слаб;

– ты самодостаточен;

– будь циником, честолюбцем, уверенным в достижении своих целей, верь в себя самого, живи красивой мечтой;

– всегда прощай себе слабости, уважай свои прихоти;

– будь требовательным к другим, но снисходительным к себе;

– никогда не позволяй на себе «ездить», садиться себе на шею, быть кому-то обязанным, отвечать за кого-то.

Вот этот список. В нём всего несколько строк. Но сколько в них содержания, сколько настоящих бед времени и предпосылок для будущих бед.

Человек, который примет такие убеждения, окажется не самым лучшим другом, коллегой, семьянином, специалистом, соседом, гражданином – это понятно. Но, возможно, ему самому живётся хорошо?

– У о. Владимира Вигилянского есть ответ и на это: «Людей, живущих по таким принципам, много. Но есть неизгладимая печать на их лицах – неудовлетворение, тревога, страх: а вдруг я потеряю то, что уже имею? По сути, это страшная несвобода, рабство, каторга! Людям, живущим в мире вещей и наслаждений, всегда чего-то не хватает, они ненасытны, зависимы, несчастливы, поскольку счастье они понимают как исполнение своих желаний, которые неутолимы».

Валерий Николаевич Хайрюзов – лётчик. На первый взгляд, профессия не самая близкая к литературе

– Писателем может стать человек абсолютно любой профессии. Господь даёт людям разные таланты, и их сочетание в одном человеке может быть неожиданным. У Валерия Николаевича Хайрюзова немало произведений, которые мог создать именно лётчик: человек, которому эта сфера незнакома, не смог бы написать так правдиво, глубоко и в то же время интересно. Когда человек пишет о том, чего не знает или с чем не очень знаком, возможны ошибки, неточности. Если говорить о профессии лётчика, самолётах, жизни аэродромов, от человека, который не знает этого изнутри, возможна романтизация, нереалистичность. Излишняя романтизация нежелательна, потому что может вызвать у читателей искажённые представления о профессии. Представим, что мальчик собирается стать лётчиком. Гораздо лучше, если он понимает, что для этого нужно много учиться, много трудиться, что необходима ответственность, умение принимать решение в нестандартной ситуации. Неправильно выбирать профессию под влиянием романтизма. Валерий Николаевич показывает и красоту выбранной им профессии, её необходимость людям, и ответственность, труды и трудности. Писательский дар, когда он дан Господом, проявит себя, кем бы человек ни был, чем бы ни занимался.

Какое-то произведение Валерия Хайрюзова может служить ярким примером этому?

– Предлагаю вспомнить детский рассказ «Мышка-балерина». Мышка там и танцевать умела, и вестибулярный аппарат тренировала, и путешествие совершила. Рассказ небольшой, лёгкий, интересный. Задумывались ли читатели, как он появился? Почти уверен, что из какого-то незначительного случая. Например, в перевезённом с помощью вертолёта вагончике обнаружилась мышка. Или же мышка просто поселилась в уголке такого вагончика, а остальное всё создано писательским воображением. Тема полёта настолько естественна для рассказов лётчика, что ни юные, ни взрослые читатели не удивятся тому, что мышка обрела такой опыт.

Вы сказали, что излишняя романтизация профессии вредна. А как рассказать подросткам о тех профессиях, у которых традиционный романтический ореол?

– Вспомню повесть Валерия Хайрюзова «Отцовский штурвал». И романтика в ней есть, и история, и много труда и ответственности. Не скрыты и опасности. А ещё в этой повести есть целый мир разных людей, связанных профессией, местом жительства, дружбой, человечностью. И это реалистичные образы, а не кто-то очень идеальный или абсолютный злодей. Эта повесть не только профессию правдиво показывает, но и готовит юных читателей ко взрослой жизни, где далеко не всегда всё просто и однозначно. Произведение это не только для подростков, и взрослым людям оно будет не менее интересно.

О прозе мы поговорили. Перейдём к поэзии?

– Среди лауреатов Патриаршей литературной премии прекрасный поэт Светлана Васильевна Кекова. В её стихах перед читателем раскрывается мир настоящего поэта, который может увидеть или услышать стихи буквально везде, и в стихах которого найдётся место самым прозаическим реалиям, при этом читатель почувствует их по-новому. Процитирую несколько строк:

…Мы поселились в доме на Кирпичной.
Там стол стоял и ржавая кровать.
Сначала нам казалось непривычным,
что можно было окна открывать

и видеть сад, заросший лебедою,
заброшенный, запущенный на вид, – 
в нём все, что людям кажется бедою,
росло, цвело и превращалось в быт.

Пусть в доме пахло плесенью и пылью,
но воздух сада нас поил вином,
и то, что было сном, казалось былью,
и то, что было, становилось сном.

Стихи стояли, как стволы деревьев,
тянули к небу мысли и слова…

Читаешь такие строки и понимаешь, что настоящий поэт заставит по-новому взглянуть даже на обыкновенную пыль…

Какие строки Вам здесь особенно нравятся?

– «Стихи стояли, как стволы деревьев, тянули к небу мысли и слова…» Настоящие стихи и должны «расти» вверх, помогать расти и самому поэту, и его читателям. И на уровне замысла, смысла, мыслей, и на уровне слов. Это, возможно, главный критерий настоящей литературы.

Беседовала Валентина КУРИЦЫНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...