Алексей Поселенов пришёл в литературу недавно и в весьма зрелом возрасте, за пятьдесят. На первый взгляд, сложно в такие годы добиваться успеха, признания читателей. Да и что в наше время есть успех и в чём должно выражаться признание? Наверное, на оба вопроса можно ответить такими словами: тиражи, гонорары, слава.
Наверное. Но это всё – реалии вчерашнего дня. Сегодняшние тиражи, по сравнению с советскими, ничтожны, слава – такая же. Гонорары, да, могут иметь место. Но их нередко платят за такие тексты, какие не каждый человек возьмётся писать. Не уверен, что Поселенов возьмётся.
Но тогда что же он пишет? И что позволяет мне говорить, что он пришёл в литературу?
Пишет Поселенов то, что я давно, ещё в годы суперактивной читательской юности, которая вполне совпала с возрастной юностью, стал называть тремя словами: хорошая русская проза. Будучи школьником средних и старших классов я делал поразительные открытия: Василий Шукшин, Валентин Распутин, Василий Белов, Юрий Казаков, Владимир Тендряков…
Все они писали очень по-разному, но именно о том, что было близко моей душе. В их прозе не было извилистых сюжетов, но оторваться от простенького на первый взгляд рассказа Шукшина или почти лишённой событий повести Распутина было невозможно. Потому что содержанием их произведений была сама жизнь. И проживали её люди (герои и персонажи), которых я в собственной, тогда ещё коротенькой, жизни, может, и не видел, но узнавал. И вот это поразительное узнавание чего-то знакомого в неизвестном, возможно и было основной причиной моей тяги именно к такой прозе, какую создавали названные выше писатели и, конечно, не только они.
И вот сегодня, я, почти семидесятилетний, открыл живущего в одном со мной городе писателя, который пишет хорошую русскую прозу. Она не похожа на прозу выдающихся предшественников, но также близка моей душе. Имя этого писателя – Алексей Поселенов.
Так получилось, что самым первым из написанного Поселеновым я прочитал рассказ «Стыдно». Сюжета почти нет. Только переживания главного героя, Ивана. Его, после пятидесяти лет, вдруг стало терзать воспоминание из детства о якобы нанесённой им, тогда еще двенадцатилетним мальчишкой, обиде родному дяде.
Воспоминание стало мучительным настолько, что Иван поехал в деревню, где живёт дядя, чтобы извиниться перед ним, а главное, облегчить собственную совесть. Дядя, давно забывший произошедшее много лет назад, оказался человеком не без юмора, разыграл серьёзную обиду, лежащую тяжелым грузом на памяти: «Эх, племяш, племяш… Ладно, хоть сейчас вспомнил. А то, я уж думал, так и помру с этим…» и отправил племянника за выпивкой.
Иван, дабы ярче продемонстрировать дяде искреннее, а не показное желание загладить вину не решился купить принятой в подобных случаях водки: «…как-то слишком уж дешево получится, несерьезно. Ведь, выходит, и вправду виноват я перед дядькой, раз он до сих пор помнит» и взял дорогой пятизвездный коньяк.
Вскоре, в самом начале выпивки, Ивану стало понятно, что дядя его просто разыграл, и никакой обиды у него нет. Камень с души героя упал. Потом пришёл двоюродный брат Сергей. Попели песни. И уже перед финалом дядя упрекнул племянника: «Стало быть, не зря тебе память выдала из закромов своих, а? Чтоб приехал ты, да чтоб повидались хоть… А стыдно бы не стало, так и не вспомнил бы дядьку своего. Так ведь?».
На что племянник ответил: «Слушай, дядь Толь, а мне вот сейчас уже и за это стыдно стало. Ну… за то, что не был давно. Вот, ёлки-палки… – он закрыл глаза и, повесив голову, помотал ею из стороны в сторону. – И вправду стыдно…».
Вот собственно и всё. Весь рассказ. Казалось бы простенький. А речь-то в нём о том, как не просто, а очень сложно устроен человек. Тут надо уточнить: русский человек. Какой-нибудь примитивный англичанин и прочий европеец никогда не вспомнил бы о подобном, если бы оно произошло в его жизни. А вспомнил бы, уж точно извиняться бы не поехал. И здесь, завершая разговор о рассказе «Стыдно», самое время перефразировать известную поговорку: что русскому совесть европейцу – пустое место.
Впрочем, европейцы здесь всего лишь к слову. А главное в том, что совесть – одна из основных тем русской литературы. Прямо или косвенно она возникает во множестве произведений русских поэтов, прозаиков, публицистов, как классиков, так и современников. И вполне естественно входит в эту тему или соприкасается с ней и Алексей Поселенов. Как в прозе, так и в стихах.
Да, он пишет и стихи. В том числе и для детей. Такое разнообразие свидетельствует не только об активном поиске себя, своего неповторимого голоса, своего единственного места в литературе. В прозе, на моё взгляд, всё это автором найдено и вполне прочно им занято. Поиск говорит о попытках научиться говорить на нескольких языках литературы и расширить в ней своё пространство.
Например, вот как Алексей Поселенов говорит на языке поэзии.
Летняя ночь Тонкий месяц в тёмном небе Над трубой избы висит. На дворе темно, как в склепе. Старый пёс под лавкой спит. Тяжело вздохнёт корова В тесной стайке на полу. Вздрогнет пёс, зевнёт и снова Мордой ляжет на метлу. Уж давно умолкли звуки, Только лес шумит листвой. Ночь царит во всей округе, Миру подарив покой. Спит земля под небесами, Позабыв о жарком дне. Блещут звёзды огоньками, Старый пёс храпит во сне.
Наверняка читателю хочется узнать, откуда пришёл в литературу столь интересно и многообразно работающий автор?
Всем нам приходится писать автобиографические справки, в третьем лице, как того требуют различные издательства и журналы. Есть такая справка и у Поселенова. Я прочитал её и убедился, что она великолепно вписывается в текст и в контекст данной статьи. Поэтому приведу её почти без изменений.
Поселенов Алексей Николаевич, родился в 1969 г. в городе Кемерово, где в настоящее время и проживает.
Отец — учитель, мать — госслужащий. В 10 классе по просьбе учителя русского языка написал стихотворение, которое заняло 1 место на городском конкурсе юных самодеятельных поэтов, однако на этом упражнения в творчестве фактически и закончились. А вернее — прервались на несколько десятков лет.
По окончании средней школы трудился на заводах г. Кемерово (Электро-технический завод и КЭМЗ), одновременно учился на водителя в ДОСААФ. После службы в армии поступил на заочное обучение в КемГУ на юридический факультет. Работал в пожарной охране, откуда перешел на службу в органы налоговой полиции. Был на оперативной работе, потом работал следователем, затем начальником Мариинского межрайонного отдела налоговой полиции, начальником отдела дознания областного Управления, откуда и вышел на пенсию по выслуге лет в звании майора.
По выходу на пенсию один год работал начальником отдела наружной рекламы в администрации г. Кемерово, но потом решил кардинально сменить род занятий. Освоил профессию дизайнера, профессионально занимается фотографией.
Вся жизнь неразрывно связана с деревней, в которой проводил много времени в детстве, также после выхода на пенсию пятнадцать лет жил в пос. Новостройка Кемеровского района.
Литературной деятельностью начал заниматься уже в зрелом возрасте. Окончил литературные курсы «Мастер текста», а также курсы по детской литературе (онлайн) при издательстве «Астрель СПБ». Пишет как прозу, так и стихи, в том числе для детей.
Лауреат и финалист различных литературных конкурсов: имени С.Есенина «Русь моя», «Мгинские мосты», имени В.Г.Короленко, имени Игнатия Рождественского, «Господин Ветер», «Добрая лира», «Бунинские Озёрки», «Молитва», «Яблочный спас» и др.
Победитель конкурса «Писательские резиденции» от АСПИ (Сибирская резиденция, 2-й заезд, 2022г.).
Рассказы публиковались в литературных журналах «Дальний Восток», «Этажи», в сборниках «Страницы литературы Сибири. Повести и рассказы сибирских писателей» (г.Барнаул), «Свет на далеких дорогах» (г.Санкт-Петербург), «Ветер в ивах» (г.Коломна).
В 2021 году в издательстве «Спутник+», г.Москва, вышел роман «Десять дней октября».
Стихи для детей публиковались в журналах «Мурр+», «Простокваша», «Детское чтение для сердца и разума».
Награжден областными наградами: медалью «За служение Кузбассу» и медалью «За веру и добро».
Как говорит автор, жизнь неразрывно связана с деревней. И как свидетельствует справка – частично связана с правоохранительной системой.
Выходцев из этой системы в писательских рядах превеликое множество. И множество из этого множества западает на специфические «правоохранительные» темы: детективы, приключения, остросюжетные полудамские романы.
Поселенов в это множество не входит. То, что он пишет – это просто проза. Точнее, как сказал в самом начале, хорошая русская проза.
Иосиф КУРАЛОВ
Душевный автор — правильный.
***примитивный англичанин и прочий европеец никогда не вспомнил бы о подобном***
У них тоже самое — один в один. Сам был свидетелем.
Все мы человеки. В каждом кусочек русской души есть.