28.11.2024

Трёхнедельный, великий Октябрь в ноябре

7 ноября (24 октября по старому стилю) — священная дата для многих поколений, заставших времена процветания Великой страны — Советского Союза! В настоящее время к Великому Октябрю в обывательской среде принято относиться в лучшем случае индифферентно — ну да, ну был, ну, типа, часть истории… С последним утверждением можно согласиться, Великий Октябрь — это действительно часть истории нашей Родины. Но какая часть!

Однажды на пространствах интернета встретилось мне обсуждение, начавшееся с такого тезиса: зло или добро олицетворяет собой образ профессора Преображенского в произведении Булгакова «Собачье сердце»? Скорее всего, Михаил Афанасьевич был далёк от хвалебного воспевания Советской власти (как далёк от этого современный писатель Юрий Поляков в своей трилогии «Совдетство», хотя пишет он о 1970-х годах с нескрываемой симпатией), и своего профессора ей противопоставил. Это точка зрения, которую развил в своей экранизации книги (впоследствии член КПРФ) знаменитый режиссёр Владимир Бортко (но больше этой точки зрения придерживалась его жена, работавшая над сценарием, «дожимавшая» антисоветские моменты).

Но есть и другая точка зрения, причём учитывающая всю авторскую изначальную иронию, однако доводящая её до конструктива.

А не предлагает ли в образе профессора Булгаков своё видение вовсе не старого дореволюционного (в которое мысленно профессор возвращается не раз: «так позволяли себе закусывать недобитые большевиками буржуи, эту штучку великолепно приготавливали в Охотном ряду…»), но нового социалистического мира и место старой интеллигенции в нём? И вот с этой, для многих неожиданной позицией, можно согласиться со стопроцентной уверенностью: профессор Преображенский как образ не «чумазой», в чужих калошах, а Великой, научно подкованной Советской власти, — безусловно, персонаж положительный.

Ожидаю бурю возражений. Да, возможны разные трактовки этого образа, как и всего этого произведения, и я готова тут спорить, — это уже область литературного анализа, — но аналогия имеет место быть! Профессор же превращает бездомного пса в человека, своим исследовательским талантом вызывает к жизни нового индивида, как однажды родившаяся в вихре Великой Революции Советская власть создала Нового Человека из позавчера ещё безграмотного крестьянина.

Да, профессор на своём исследовательском пути ошибся (что роднит сюжет книги и историю СССР — Шарикова вернули в собачье состояние новой операцией, контрреволюцией-инволюцией), ошибалась и молодая, рождённая революцией власть трудового народа и прогрессивной интеллигенции, но итогом этому творческому пути и стал Советский Человек. Примерно во втором поколении. И этот не вымышленный, а реальный Человек с большой по-горьковски буквы сам тал учёным, занял место профессора и пошёл дальше. Освоил науки и искусства, создал великую литературу и культуру, подчинил себе дикую первозданную энергию атома, прикоснулся к звёздам, покорил своими знаниями и исследованиями необъятные просторы космоса!

Это не отдельно русский, а именно тот же самый Советский Человек одержал победу над проклятой фашистко-нацистской нечистью и в кратчайшие сроки возродил страну, разорённую небывалой в мире войной. Этого Человека создала Советская власть, и он был в первую очередь творцом, если не сказать больше…

Но создать телесно Человека было мало — ему было необходимо дать живое дыхание, священный Дух, подобно библейскому Адаму. И Советская власть дала своему первенцу этот священный Дух — она подарила ему Великую Мечту! Мечту, благодаря которой Человек стремился вперёд, прилагая все свои творческие усилия, вперёд, к сияющему Солнцу, к (да просят мне товарищи это сравнение!) — Небесному граду на земле.

Но наступившие за таким недавним и таким сейчас немыслимым, славным временем 90-е («проклЯтые») и пришедшая с ними подлая клика сделали всё, чтобы убить, вытравить Главное из этого Великого Человека. И самое разрушительное, что они совершили — даже не приватизация и деиндустриализация, не деструктивный для Великой страны делёж Общего, — они отняли у него эту Великую Мечту, этот живой и животворящий Дух, подаренный Советской властью. Однако местечковым реставраторам капитализма и дореволюционных порядков этот дух, даже в статичных названиях улиц на даёт покою поныне, представляете! Им всё мало…

Вот помните же либерал-губернатора Никиту Белых? Который готовился переименовать Киров в Вятку и получил огромную взятку «на строительство церкви», с которой и был пойман в ресторации на Петровке в Москве? Его самого там нет давно, но дело его упорно и безнаказанно продолжают чинуши, им набранные… Вопрос о «возвращении» улицам Кирова «исторических» названий обсудили на совете по топонимии. Большая часть из них сейчас связана с СССР, европейской социал-демократией и коммунизмом.

Улицу, названную в честь революционного деятеля Володарского предложили переименовать в Никитскую, улицу имени первого председателя Петроградской ЧК, сторонника отмены смертной казни Урицкого (убитого в самом начале белого террора) — в Успенскую, улицу убитой протофашистами, фрайкоровцами Розы Люксембург — в Морозовскую, Дерендяева — во Всехсвятскую, улицу МОПРа — в Острожную (оцените красоту иронии реставраторов топонимики: МОПР расшифровывается «Международная помощь борцам революции», была такая организация, по аналогии с современными фондами поддержки, — революционерам, которых по острогам, по тюрьмам царизм и уничтожал), улицу Маклина — в Бутырскую (тоже красиво читается послание — «всех бы вас, революционеров проклятых, Маклиных, — в Бутырки!»), а улицу Карла Маркса — во Владимирскую (не без реверанса ли в сторону Москвы?), улицу убитого теми же фрайкоровцами Карла Либкнехта переименуют в «улицу Защитников Отечества», а улицу Горбачёва — в честь писателя Альберта Лиханова (ирония Истории в том, что Лиханов именно при Горбачёве и пришёл в Детский фонд, и вскоре тот фонд был лишён, — при Лиханове да-да, — имени Ленина).

Когда советские улочки и площади переименовывали на Украине, такой вой стоял на «нашем» ТВ! Помните? Бандере поклоняются! Уничтожить их всех поголовно!.. А здесь – острожному царизму и (косвенно) убийцам основоположников научного коммунизма поклоняются, и всё нормально… Никаких двойных стандартов, что вы. «Это другое, это можно».

…Помню друзей Никиты Белых, троицу из «Союза правых сил», осквернявшую Первомай в мегафон где-то в конце нулевых: «мы строим капитализм!» — Рыжков, Немцов, Хакамада, — и никто на улицах не откликался на этот троллинг, элитка шагала одиноко… Несмотря на свою подлость и изворотливость, бодрые и продажные «строители капитализма» не смогли убить память, не смогли истребить стремление к свободе, к социальному равенству, к Великой Мечте. И доказательство тому — встреча, прошедшая в самом центре Москвы — в «Книжном Бункере на Покровке».

Андрей Шигин

Само место весьма атмосферное, манящее ещё непрочитанными томами. И вот здесь, среди книг звучали слова, стихи и песни авторов разных поколений, одинаково вдохновлённых Великой Идеей Октября. Стихийно возникшее чуть более года назад объединение поэтов «Гражданская волна» вновь, четвёртый раз собрало писателей, поэтов, музыкантов, художников и просто тех, кому небезразлична судьба Родины, кому ненавистны борзые капиталисты, раздирающие её на куски всё более агрессивными, неподконтрольными трудящимся методами. Собрало тех, кто в наше нелёгкое, разобщающее и подлое время сохранил верность Великой Мечте. 

В честь неделю назад отмеченной всеми нами 114-й годовщины Великого Октября на Покровских воротах 14-го ноября среди книг звучали стихи поэтов Марии Че, Дмитрия Чёрного, Андрея Шигина, покойного приора Ордена куртуазных маньеристов Андрея Добрыниина (в исполнении Евгения Полякова и Сергея Хумонена; с книгами Андрея Добрынина можно было ознакомиться и приобрести в ходе вечера), Петра Кифы. Продавались по очень щадящим, пролетарским ценам ещё книги Василины Орловой, Ивана Ефремова… Причём иногда поэты читали стихи друг друга — конечно же, будучи коллективно рады участию в ГВ-4 Андрея Шигина, товарищи просто вставали внеурочно (Тимур Хидиров, например), и читали его стихи, а если запинался он сам (очень скромно для его сетевой известности читая «очно» давно всеми выученное наизусть), подсказывали со смартфонов… Это было очень как-то правильно, верно, в духе коммуны! В первой части вечера…

Вторую часть открыл Дмитрий Чёрный с товарищеским музыкальным приветом от легенды коммунистического рока — группы «Эшелон», представив уже полюбившиеся товарищам песни со второго их альбома «Песни пьющих Солнце», «Матросский ветер» и некоторые другие. Музыкальную эстафету подхватили Денис Петров и красный бард, дебютировавший на «Гражданской волне» в этом году на Первомай Тимур Хидиров.

Пели товарищи о разном и по-разному. Иногда споря друг с другом, но оставаясь едины в критическом отношении к капиталистической действительности. Например, начал своё гитарно-вокальное выступление только что вернувшийся из командировки как главред «ЛР» в ХМАО, а затем как рок-коммунар — в Новосибирск и Томск, — Д.Чёрный вообще с песни его предыдущей группы «Отход».

Зарисовка тов. Чёрного художницы Анастасии, в тг — «Сакко и Ванцетти«

Начал вовсе не бравурно и маршево, но вкрадчиво и лирично. Песня «Июнь», как поведал он в характерной ему пространной словесной прелюдии, была написана в двух шагах от «Книжного бункера» — во дворах за кинотеатром «Ролан», ближе к Плотникову переулку и первому ОГИ, в середине 1990-х, и посвящена тогдашним длительным прогулкам по столице Дмитрия с Филиппом Минлосом (дома у которого «Июнь» и писали), его соавтором, автором большей части лирических стихов, ставших этой песней.

Тимур Хидиров

Кстати, по удивительному совпадению, выступал на ГВ-4 ещё один москвовед-практик Тимур Хидиров. Помимо часто звучащих в клубах Москвы и Подмосковья, а так же ближайших наукоградов своих песен, Тимур известен удивительными экскурсиями-импровизациями. Как только в столицу приходят тёплые деньки, он, часто наряжаясь в костюмы различной степени удивительности, водит желающих познать не только исторические, но даже мистические измерения столицы.

Логическим продолжением литературно-музыкальной встречи на Покровке стало последовавшее через неделю выступление групп-родоначальниц Московской рок-коммуны «Эшелон» и «Разнузданные Волей» в клубе байкеров «Секстон». Здесь уже то, что звучало на ГВ-4 скромно-акустически — «Матросский ветер», — прогрохотало на полную мощь. В завершении концерта лидер группы «Эшелон» Дмитрий Чёрный отдельную благодарность выразил московской первичке РКП(и), Илье Лису , брату по басу — за фото и «расселЕнную» по октавам игру в хитах РВ 00-х, звучавших как минимум на трёх площадях ЦАО, но чаще на Славянской. При некоторых недочётах в исполнении песен, самое главное вышло — семиминутный «Мятежный титан» прозвучал от и до (первая записанная живая версия этапной песни с 3-го альбома «Хороший человек идёт на войну»).

Маша Че открывает вечер

Из всего вышесказанного следует, что Великая Мечта, подобно теории и делу Ленина, живее всех живых. И есть верные ей и идеалам Великого Октября люди, их только нужно почаще собирать вместе! Это вселяет определенный оптимизм, а проще говоря надежды на лучшее будущее нашей страны (вопреки мечтам капиталистов). И отрадно то, что эти идеи и эти мысли доносятся до рядового неравнодушного гражданина столь яркими и неординарными представителями творческих движений.

Рот фронт, товарищи!

Корнелия ОРЛОВА

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...