14.12.2024

Критерий безнравственности российского ТВ

Всё новое — хорошо забытое старое. Сам тезис известен хорошо… Однако некто Малахов не устаёт в своей голодной до скандалов-интриг-расследований передачке искать подтверждения этому древнему тезису.

Наполню его содержанием в данном, конкретном случае — как начинала повадившаяся читать мораль обитателям России 21 века Наташа Андрейченко. У нас ведь как было до треклятого Октября? В монахи шли великие грешники (см. «Братьев Карамазовых»), а в образчицы высоконравственного поведения, а то и публичные наставницы младых поколений возводились вчерашние обитательницы превесёлых заведений, выбившиеся в содержанки особ, приближённых к императору, а то и самого императора любовницы-фрейлины или отставные супружницы. Отчасти традиция блюдётся и ныне, если вы помните, кто поначалу окормлял и вручал в 00-х годиках возрождённую Горьковскую премию…

Итак. В 1977 году Андрон Кончаловский снимал свой многосерийный блокбастер «Сибириада». Отснятый материал 1-й серии он показывал директору «Мосфильма» Николаю Сизову.

В зале — несколько человек из съёмочной группы. На экране кадры практически готового, но всё-таки пока потенциального (судьбу его и решали тогда) шедевра Кончаловского, отразившего историю СССР, от Гражданской и коллективизации до нефтеразведки. Дверь приоткрывается, тихо заходит Наташа Андрейченко и садится за спиной у коллег.

В этот момент идут кадры знаменитой (в будущем) сцены на сеновале. Актёр раздирает на героине Андрейченко древнерусскую рубашку и на экране появляется ея бюст. Фантастический для любой городской девушки, и во весь экран. Расплескавшийся безбожно широкососочный бюст бередит воображение аксакалов киноискусства из съёмочной группы и олицетворяет гордость от собственной слаженной работы.

О ту пору Андрейченко была в теле (это для съёмок в «Мэри Поппинс, до свидания!» ей пришлось сбросить десятки кило по настоянию её тогдашнего мужа Максима Дунаевского и режиссёра). Однако главное там не в бюсте, а в её «отдающихся» глазах… Директор «Мосфильма», задумавшись и затянувшись, а затем выпустив сигаретный дым конусом ввысь, спросил Андрона:

— Андрей, ну зачем ты пригласил на роль эту бл…?

Наташа встала и вышла. Так же как вошла.

Николай Трофимович не знал, что актриса на экране — новая муза Андрея-Андрона, сменившая на этом важном посту Лену Кореневу, тоже ставшую знаменитой благодаря топлесс-сценам в его «Романсе о влюблённых» (пленённые её формами режиссёры, операторы и сценаристы, — и конкретно Казаков даже в «Покровских Воротах», — просили её сниматься без лифчика, на что она охотно шла, и что несложно рассмотреть под незамысловатым одеянием а ля 1950-е). Что поделаешь, любил Андрон в СССР, где «секса не было» показать своих женщин во всей дозволенной красе советскому кинозрителю. Да-да, вот такое было у нас пуританство, аскетизм и «застой»!..

«Кастинг», который едва покинувшая школьную скамью актриса проходила в квартире Михалковых на площади Восстания (угловой дом на улице Воровского, ныне — Поварской, напротив «Дома Ростовых» одним боком), очень добротно с литературной точки зрения описан Еленой Кореневой в «Идиотке» (её автобиографическая книга). Силуэт высотки в проёме окна верхнего этажа, тёплые оранжевые лучи заката со стороны «Баррикадной», освещающие её идеальный каплевидный бюст, и ценитель-осязатель Андрон…

Кстати, официально Кончаловский в тот момент, когда снимал «Сибириаду», был женат на француженке Вивиан Годе. Сегодняшний искушённый зритель уже понимает, что у любого крупного художника должна быть и жена, и муза. Без этого шедевры не создать.

В 1978 году «Сибириаду» повезли в Канны. И там в адрес младой конкурентки Натальи Андрейченко съязвила крайне ревнивая до внимания мужского начальства Людмила Гурченко. Главе делегации — председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу срочно потребовалось сделать укол (радикулит). Он выглянул в коридор, увидел Андрейченко и поманил к себе. Наташа вышла из номера министра ранее, чем предполагалось, и весьма недовольная…

Всю сцену, от начала до конца, наблюдала Гурченко. Люся и съязвила, сказав со своим фирменным прихохатыванием Кириллу Разлогову (на тот момент советнику председателя Госкино):

— Она-то думала, что укол предлог, а ему на самом деле был нужен только он…

Людмила Марковна-то знала, о чём говорила! Её личная жизнь, особенно в молодости, после «Карнавальной ночи» Рязанова, была перенасыщена подобными гостиничными эпизодами. Говорят, даже плясала на столах во время закрытых празднеств с участием патрициев из ЦК КПСС. Относительно её одеяния во время этих танцев суждения очевидцев расходятся. Впрочем, об этом в актёрской и окольной среде ходило столько историй, что считалось моветоном (неинтересным) их пересказывать.

Отчасти дань памяти тому своему образу жизни 1950-60 годов звезда советских киноэкранов отдала в 1990-х, в кинокартине только что обретшего молодую супругу Эльдара Рязанова «Старые клячи», когда по сюжету совращала в «Национале» новорусского буржуя Хаменко, наконец-то явившись топлесс на экране, как Андрейченко двадцать лет назад. Любопытно, что в этой же гостинице этим же самым в 1930-х занималась жена наркома НКВД Ежова с писателем Шолоховым (но это явно другая история, подробно освещавшаяся на страницах «ЛР» пару раз), причём бисексуал Ежов был в курсе каждой их встречи, ибо в номере стояла прослушка, и готовился разделаться с писателем (это входило в планы «услуг» завербованного в 1934-м в Германии падкого до блуда карлика: Ягода извёл Горького, Ежов мог Шолохова убить «из ревности»), но не успел…

Про Максима Дунаевского со стареющем плейбоем Максимилианом Шеллом, вам, дорогие читатели, напомнили другие. Не буду повторяться. В их восприятии практически олицетворение романа Виктора Ерофеева «Русская красавица», актриса не переставала быть желанной и любимой, и во многом этот феномен (а любили они тот самый кинообраз разнузданной, расхристанной и грациозной, самодостаточной при том женщины) — результат социалистического способа производства, коллективного труда, итог которого видели миллионы кинозрителей, включая иностранцев и композиторов.

А вот в Голливуде Андрейченко не прижилась даже благодаря усилиям мужа-богача Шелла — советская актёрская школа и русская красота там не ценится, рассказывала она сама на ТВ. Поэтому Наташа снималась только в эпизодах и сериалах, оставаясь домохозяйкой при любимых детях, от чего в конце концов и бежала назад, но уже не в СССР, а в РФ, где стала худеть и увлекаться йогой да религией, что ещё остаётся тут…

Я вот только хочу спросить: что вы, после всего этого, хотели услышать нравственного от Андрейченко? Стоило ли ради откровений о своём безумстве вообще заводить речь перед миллионами ныне погружённых в адаты восприемников «традиционных ценностеф»?..

Филипп ИВАНОВ

4 комментария к «Критерий безнравственности российского ТВ»

  1. Это иностранец Андрон — «крупный художник»? Снявший «великое» кино?
    У Андрона и Никиты все кина держатся на сиськах и глупостях типа «дорогу к звезде рубить» да «вперед на цитадель с черенками».

    1. не соглашусь с вами, хотя в отношении обоих крайне критичен. всё-таки снимать Кончаловский (не Мигалков — этот актёр даже когда снимает как режиссёр) умеет, и та же его «Ася Клячина» — очень неплохое реалистическое кино, без тени эротизма, и «Романс о влюблённых» очень хорошее кино, кинопоэма…

      само собой, оба отпрыска несут семейную традицию приспособленчества и воспевания той среды, в которой находятся, однако бесталанности это не означает автоматически. в них очень много было вложено, и при всей хитрости и цинизме, Андрон, конечно, художник (хоть и продажный). Марианна Вертинская, когда я брал у неё интервью в 2002-м очень хвалила (не под запись) его «Поезд-беглец», снятый в жёстко-триллерных голливудских традициях, при этом а ля Куросава — а они, повторюсь, не имея своего собственного стиля, очень хорошо подворовывают и ассимилируются в среде, как политической, так и эстетической 😉

      думаю, я снял указанные вами выше противоречия — «грудинка» если возникает, ею не злоупотребляют, а если Никита хочет показать свой оргазм, следуя моде начала 90-х — даже это делает не без семейно-комфортных традиций, эдакого уютно-семейного обывательства, лишённого всякого романтизма и подлинной страсти, то есть самою ПОШЛОСТЬЮ рисуя по холсту (хотя, я сомневаюсь, что в годы царствования в РККА Тухачевского была популярна «французская» позиция, которую он надопкунАл в «Утомлённых»… скорее, забавная, чем характерная сцена — но отчего бы не показать Николину гору в Покровском-Стрешневе? )))

  2. К кончаловскому и его СИбириаде отношусь плохо. Именно первая часть и отбила всякое желание ознакомиться дальше с его трактовкой «истории России до и после». Только не поняла, а какое отношение к Литературной России имеют все эти воспоминания об аморальности актерской братии обоих полов?

    1. отношение самое прямое — культура-с, тех времён и нынешних, о ней писатели пишут, а читатели читают. «Сибириада» — не самый плохой фильм Кончаловского, но и не самый лучший. в ней уже прокрадывается непонимание той страсти, с которой там искали нефть — как позже напишут «горючее для строительства коммунизма», ведь оно в 1960-х дало второе дыхание и экономике и идее, вот только как замкнулись на экспорте (увы, при позднем Брежневе уже пошла нефть в капстраны), так и идея стала блекнуть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...