Традиционно у поклонников творчества Александра Пушкина принято отмечать три основных даты его биографии: 6 июня — День рождения Пушкина, 19 октября – день открытия Царскосельского лицея и 10 февраля – день смерти поэта. И в этот день 10 февраля в Клубе писателей Центрального Дома Литераторов серия вечеров «Пушкинские гостиные» вновь собрала своих друзей, чтобы почтить память великого русского поэта.
Литературно-музыкальные вечера «Пушкинские гостиные» проходят со стабильной периодичностью, а ещё, как выставки Передвижников, путешествуют по городам и весям, имеют уже прочную славу и, соответственно, своего зрителя и слушателя. «Пушкинская гостиная» в 2024 году состоялась в июне, в октябре, и вот теперь в день памяти поэта. И всегда разные программы, и всегда — аншлаг…
Редко можно увидеть большой зал ЦДЛ не просто столь наполненным, а наполненным лицами интересующихся, понимающих. То, что называется целевой аудиторией на языке пиарщиков. Только здесь — всё как раз наоборот. Никто не вычисляет аудиторию, не «таргетирует» её и не рекламирует выступление навязчиво, Боже упаси, — все сами находят, сами приходят, здесь зритель как нигде активен. Во многом это, конечно же, заслуга именно организаторов, которые создают эти вечера. Зритель здесь не только пассивный участник, но и со-размышляющий, сопереживающий участник живого диалога с искусством, с творческой энергией. И участие это, что называется, «с полным погружением», погружением в безграничный и многогранный мир искусства, литературы, истории.

Вечер памяти А.С. Пушкина был организован и проведен Бюро пропаганды художественной литературы СП России при содействии Клуба писателей ЦДЛ и АНО «Литературная перспектива». Изысканное оформление вечера позволило присутствующим в зале прикоснуться к образу великого русского поэта, ощутить в полной мере ту живую основу русской жизни, взаимодействуя с которой Пушкин создавал свои великие произведения.
Пушкин – это не только некая тема школьной программы, но это огромный пласт не только русской литературы, но и русской культуры, лежащий в основе самого русского мировоззрения, самого русского Бытия. Можно сказать, что Пушкин – это основная и основополагающая составляющая этого пресловутого «русского кода», это – вдохновитель и само содержание той великой «Русской идеи», образ и дыхание которой неизменно присутствует в культуре России. Поэтому в этом контексте важно отметить слова директора Бюро пропаганды художественной литературы Аллы Панковой, которая в своем вступлении к вечеру привела слова другого гения русской культуры – поэта Анны Ахматовой: «Он не просто поэт Вечности, он поэт Бесконечности».
Действительно, для Ахматовой, замечательнейшего поэта Серебряного века, Пушкин был той духовной высотой, к которой она стремилась всю свою творческую жизнь. Далее в своем выступлении Алла Панкова отмечала:
«Пушкин не только знал прошлое, понимал и описывал настоящее, но и прозревал будущее; и эти его качества делают его и его творчество (особенно сейчас, в наше время) значимыми, важными».
Необходимо отметить еще одну ключевую особенность творчества великого русского поэта. Пушкин изучал человеческую натуру, и изучал ее внимательно, пристально, практически с точки зрения 10 заповедей. Он рассматривал человеческие страсти, страсти, которые могут погубить душу человека, но могут ее и возвысить. И яркий пример этого досконального подхода к сути человеческого естества – это «Маленькие трагедии». Проблема гениальности и безумия, гениальности и злодейства, зависти и тщеславия…
Мало кому из творцов удавалось настолько глубоко, но вместе с тем настолько искусно проникнуть в мир человеческих страстей, и, подобно Сальери из «Маленьких трагедий», «разъять их как труп». И именно поэтому произведения Пушкина ставят перед нами сегодняшними фундаментальные, поистине метафизические, экзистенциально значимые вопросы. Именно творчество Пушкина как истинная система человеческих ценностей, его вневременность и по сей день являются скрепляющим материалом и одновременно основой для всей сегодняшней русской культуры. И пока есть в ней Пушкин, в ней живо ее трепетное сострадающее сердце.
И действительно, именно Пушкин «в искусстве безграничном достигнул степени высокой», заложив незыблемые по сей день основы русского языка, русской мысли, русского культурного кода. И мы бы не знали сегодня того русского языка, который мы знаем сегодня, без гения Пушкина. И поэтому так важно сохранять у молодого поколения знание, представление, чувство этого великого явления русской культуры – Пушкин. И именно на это направлен цикл литературно-музыкальных вечеров, проводимых Бюро пропаганды художественной литературы – «Пушкинские гостиные», посвященных ключевым датам жизни великого поэта.

Основной темой «Пушкинской гостиной», посвящённой дню памяти поэта, стали именно «Маленькие трагедии». И одна из них – «Моцарт и Сальери» – была представлена на сцене Большого зала ЦДЛ. Одноактную оперу Н. Римского-Корсакова на стихи Пушкина представили солисты театра «Новая Опера» им. Е. Колобова заслуженный артист России Владимир Кудашев (бас, Заслуженный артист России и Заслуженный артист Татарстана.) и Георгий Фараджев (тенор). Отрывки из произведений Пушкина представили артистка театра и кино Наталья Худякова и почетный деятель искусств г. Москвы артист театра «Сфера» Павел Гребенников.
Уникальное музыкальное оформление гостиной было создано заслуженной артисткой России, профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Полиной Федотовой (фортепиано) при участии Софии Федотовй (скрипка) и заслуженной артистки Республики Башкортостан, солистки театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова Елены Терентьевой (сопрано). Выступления артистов сопровождались замечательным видеорядом, созданным Ириной Панковой, представляющим фотографии дневников Пушкина, изображения пушкинских мест, лучшие книжные издания его произведений и работы художников-иллюстраторов.
Этот вечер «Пушкинской гостиной» не только погружал зрителя в гениальные произведения и моменты жизни поэта, но и вёл за собой в процесс реализации замысла великого поэта, давно переросшего национальные масштабы… Если «Пушкинская гостиная» может совершить такое, — ей нет цены! Если такое (интимнейшее, на самом деле) могут видеть на сцене сотни зрителей, причём ещё и бесплатно, — это принципиально цены не имеющий им дар (не монетизируемый, материально не измеримый) и даже миссия тех, кто упорно, — с умным просветительским упрямством тех самых подвижников и художников-Передвижников популяризуют произведения Пушкина, заболтанного и потому многими не понятого.
Всё, прозвучавшее в Гостиной, казалось заново запечатлевается, а не припоминается из забыто-школьного, давнишнего. Приглушённый свет соответствовал интимности всего вечера — кто знает, быть может и в Кривоколенном так читал Пушкин впервые своего «Бориса Годунова»?
Корнелия ОРЛОВА
Эталонная опера «Моцарт и Сальери» послужила источником устойчивого мифа о том, что Сальери отравил Моцарта. Это не преуменьшает шедевральности «Маленьких трагедий». Все пьесы воплотились в одноименные театральные постановки (Даргомыжский «Каменный гость», Рахманинов «Скупой рыцарь», Кюи «Пир во время чумы»).
увы, Пушкину требовалось «дожать» образ — законы популярного жанра. хорошо, что в этом разобрались потомки (возможно, что во многом именно по причине наличия этого произведения). кстати, если использовать термин «попса» — то Пушкин на фоне того же Тредиаковского и Ломоносова ближе к ней не только в «Трагедиях» (где многое таким же образом сжато и упрощено, включая фаустовскую фабулу) — и сам италийский стиль стиха он как бы «по франшизе» ввёл в русский язык, что и является его реформой. способ рифмовки — чётко итальянский, а ля Данте (в аспирантуре разбирали)
А не надо применительно к Пушкину использовать термин «попса», это не научно.
верно, это всего лишь ближайшая аналогия из другой эпохи. вопросы, которые он затрагивает — это не попса, ясен перец, о форме речь. есть логика именно такой аналогии: читается легче! упрощение рифмовки. вы сравните с «Телемахидой» ту же «Гавриилиаду»