Сразу после провала ГКЧП в 1991-м областные депутаты А.В.Заборов и В.И.Кадцын опечатали здание Свердловского обкома КПСС (из которого Ельцин пошёл на повышение в Москву благодаря протекции сибиряка Лигачёва, — прим. ред.). На следующий день сотрудники обкома попросили забрать свои личные вещи из кабинетов. Меня отправили распечатывать и вновь опечатывать кабинеты. И проконтролировать, чтобы сотрудники забирали только личные вещи, не забирали и, главное, не уничтожали документы обкома (тогда в документах этих новая власть, власть Ельцина подозревала преступность и готовила даже публичный процесс над КПСС — планы были в духе Нюрнберга! — прим. ред.). В процессе этого обхода уходящие коммунисты мне подарили уникальные фото.
Б.Н.Ельцин – глава отдела строительства Свердловского обкома КПСС на открытии Дворца Молодёжи 19 ноября 1973 года.

На втором фото руководители Свердловской области отмечают это событие. Самые достойные допущены до стола. Лица пониже рангом получили честь присутствовать при этом незабываемом событии на втором плане.
Став областным депутатом, я услышал много историй, каким был первый секретарь обкома Б.Н.Ельцин. Люди, работавшие в обкоме, сильно удивлялись тому, что столичные демократы выбрали себе его лидером. В их понимании он был очень жёстким, авторитарным и недемократичным руководителем.
Рассказывали, как в один день Ельцин запретил всем курить в здании обкома. Нарушить запрет было нельзя. Нельзя было курить даже на балконах здания. Заядлым курильщикам приходилось выходить из здания обкома на улицу.
У Ельцина возникла идея построить рядом с обкомом жилой дом и поселить в нём руководителей обкома. Когда дом построили, Борис Николаевич пришёл в свою новую квартиру и отказался её принимать из-за того, что в квартире была стандартная ванная 1,7 метра. Он сказал, что с его высоким ростом он в ней не поместится.
Более большой ванны не было, а дом надо было сдать на следующий день. Ослушаться первого секретаря обкома было невозможно. За ночь строители смогли найти двухметровую ванную только в городском морге. Её отмыли и установили в квартиру Бориса Николаевича. Дом был принят.
Перед написанием этой заметки, я перечитал книгу Ельцина «Исповедь на заданную тему», которую он надиктовывал Валентину Юмашеву, своему будущему зятю и нынешнему миллиардеру, куратору строительства «Москоу-сити» (первый проект Ельцин и одобрил в 1995-м).
В этой книге Ельцин гордо рассказывает, как будучи первым секретарем обкома он за год ликвидировал бараки в области. Это нахальная неправда. Я сам жил в двухэтажном деревянном доме по улице Калинина на Уралмаше до 1990 года. Решение о сносе этого дома было принято только в 1989 году.
Мой дом был построен при строительстве завода для начальства, из лиственницы, прочнейшего дерева (на котором до сих пор стоит Венеция, сваи там из лиственницы, — прим. ред.). Поэтому он был в лучшем состоянии, чем соседние дома. Рядом по улицам Уральских рабочих и Калинина люди жили в бараках с куда более худшим состоянием домов внутри и снаружи. Эти бараки стояли еще долго после сноса моего дома.
Ельцин сам не скрывает в этой книге, каким жестким руководителем он был. Для него цель оправдывала любые средства её достижения. Человек с таким характером, оказавшись на вершине власти, был не способен подчиняться решениям парламента.
Не случайно в годы президентства за глаза его звали «царь Борис». Его воспринимали не как главное должностное лицо в стране, которое обязано подчиняться законам и суду, а как лицо с неограниченной властью. Ельцин, разогнав избранный в СССР на свободных выборах парламент (беспартийный, самый демократичный в истории России — Верховный Совет РСФСР, — прим. ред.) стрельбой из танков, совершил в 1993 году государственный конституционный переворот. Далее он на все свои сроки стал заложником этого совершенного им преступления. Поэтому и после Ельцина возврат к тоталитарному режиму стал неизбежным: столько власти, по итогам Чёрного Октября 1993-го сконцентрированной в руках одного человека в суперпрезидентской республике, до добра не доводило никогда в истории человечества.
Михаил БОРИСОВ

От редакции: На фото — барак, доживающий свой век (в буквальном смысле — многие такие строения в Сибири 1920-х годов) в Новосибирске, а не Свердловске. Однако это не отменяет откровенной лжи Ельцина в его книге, которая весьма способствовала росту его популярности в среде столичной интеллигенции (он предлагал её написать даже Юрию Полякову — см. его «Любовь в эпоху перемен»). Своевременная книга — задолго до начала эпохи пиара…
Так называемое ветхое жильё и позже оставалось «на балансе» сырьевой империи, и сейчас остаётся. И когда преемнику Ельцина, много лет спустя после того, как ЮКОС через «Байкалфинанс-групп» был полностью пере-прихватизирован портфеленосцем преемника Сечиным, задали внезапный вопрос журналисты «а куда пошли деньги от продажи ЮКОСа?» — он не растерялся! «На расселение ветхого жилья» — сообщил он компетентно. Ну, как видите — жильё-то остаётся на месте. Но врать по-ельцински — это как раз вот так!..

Более того, ещё с президентства Медведева, который имел тогда домилитаристскую пиар-оболочку системного либерала и инициатора «десталинизации», мецената, отстёгивающего «Мемориалу» миллионы из казны, — началась канонизация Ельцина. И кто торжественно, с долгой речью о том, как сильно Ельцин «любил Россию», открывал в Свердловске в 2016-м Ельцин-центр, — мы тоже помним. Хотя, до того белый памятник Ледовласому возле новопостроенной на набережной «стекляшки» неоднократно подвергался атакам другороссов — был полит синей краской, например… Но плевали получившие из его рук власть на мнение народца местного: перетопчется и отворчится, не впервой, реВОРмы все же скушал.
Святилище построено! Оно, конечно, приоритетнее сноса бараков, которые обещал расселить (и врал что расселил) ещё Ельцин, но воз и ныне там, и даже «деньги ЮКОСа» не помогли… Миллиарды на строительство святилища вновь украдены не у кого-то, а из бюджета РФ, то есть у народа, над которым при Ельцине Чубайс с Гайдаром ставили такие экономические эксперименты, что он начал вымирать почти как в годы Великой Отечественной — только без поля боя, реформы были такие «полезные».
Может, это тоже козни Госдепа вездесущего? Сороса проклятого? Англичанка гадит?
Или всё гораздо проще — и строительство «московского филиала» всё того же Ельцин-центра доказывает, кто именно сохраняет с Наиной нежные отношения, отстёгивая Фонду Ельцина миллиард ежегодно? Там, в усадьбе Минпечати, отданной Юмашевым-Ельциным, кстати, недавно прошла выставка каких-то работ внучки Наины — Юмашевой… Знать, как и ранее, плевать хотела на мнение масс как о популисте Ельцине, так и о том, как он «любил Россию». Только вот беда: гневные прежде и последовательные в борьбе с Ельциным и его наследием другороссы заняты военным переливанием своей крови в рейтинг преемника того, чей памятник позорной «синьке» и прочему поруганию предавали в «проклятых десятых».
Кстати, очень интересное мнение высказал Ельцину накануне самого первого на нашем веку, московского Майдана 1991 года Александр Зиновьев, будучи ещё за границей с ним вместе, в Париже. А Ельцин же тогда был никем, но с каким самомнением (там клинический мужицкий нарциссизм) — аутсайдером, покинувшим ряды КПСС… Зиновьев всё точно предсказал в 1990-м — и насчёт неизбежной авторитарности, если Ельцин будет у власти, и даже расстрел парламента обрисовал весьма близко к будущему оригиналу…
Д.Ч.
Интересно, что в 1996 году британское издание The Sunday Telegraph опубликовала полуправдивую заметку о планах Ельцина ввести монархию по британскому образцу (политически монархия, экономически капитализм). Встречи с Романовыми у Ельцина были (например, в 1992 в Париже). Но руководитель тогдашней администрации президента западник-приХватизатор Чубайс быстренько похоронил эту идею.
там были серьёзные настроения, кстати, в Кремле (даже не у ЕБНа — он редко просыхал, — а у Березовского, и он просчитывал выгоды) — причём одновременно ЕБН заявил, что «я рьшиЫЫл» мавзолей Ильича сносить (как в Болгарии — Димитрова), но Полторанин отговорил. даже объявили официальный конкурс на новый монархический гимн в 1996-м! и дура Алёна Свиридова в нём победила с «Боже, царя храни». а ещё туда налетела вся реакционная экс-советская эстрада — Бичевская, Газманов, кажется, даже Лещенко, старый звездун… пел под музыку Глинки, которая тогда была гимном Эрэфии — «я люблю тебя, моя Расс-и-И-я-а..»