31.03.2025

Две мужских кинороли и кастинг на них

Не все и не всегда вопросы кастинга, как сейчас сказали бы, решались только по желанию режиссёров и сценаристов в советском кино. В решение вопроса, кто из актёров станет олицетворять тот или иной известный литературный персонаж, часто вмешивались другие общественные факторы. Факторы эти сегодня выглядят вполне экзотически, проливая свет на то, насколько комфортные условия для творческой интеллигенции были созданы за десятилетия строительства социализма в СССР. Начнём мы, однако, издалека.

Многие ли знают, например, за что популярный киноактёр и член жюри Каннского кинофестиваля Александр Кайдановский имел судимость?

Артист и ресторан вещи неразрывные. Там во все времена артисты снимали стресс после спектаклей, там же искали вдохновения, и там же спускали свои большие гонорары. Сколько творческих союзов родилось за столом с бутылкой и хорошей закуской!.. А сколько распалось!

К примеру, хорошо известно, что решение о создании легендарного МХАТа принималось именно в ресторане.

Но актёр Станиславский с режиссёром Немировичем-Данченко были люди степенные. В отличие от вспыльчивого Саши Кайдановского.

Актёр, как известно, существо очень ранимое. Не только художника, но и артиста обидеть может каждый. Кто-то ему что-то не то сказал о его «проникновенной» манере игры… Вот Кайдановский и полез, что называется, «в бутылку» в обоих смыслах.

А мужик он, при полном отсутствии «нордического характера», был рослый, крепкий, «сажень в плечах», кулак тяжёлый — говорят, потомок викингов… Навешал «люлей» обидчику с нанесением телесных повреждений и… Дело дошло до суда, что приобретало, конечно, скверный оборот.

Дело в том, что примерно в то же время, в аналогичной ситуации засветился популярнейший советский певец Сергей Захаров (на фото выше). Он получил реальный срок и отбывал его в колонии города Сланцы.

Почему Кайдановского заменил в «Ностальгии» Янковский

Однако за перспективного артиста Кайдановского вступилась театральная общественность. В начале своей карьеры он играл в театре Вахтангова, ведущим актёром которого был член ЦРК (Центральной ревизионной комиссии — это орган, находящийся выше ЦК по кадровым вопросам) КПСС Михаил Ульянов. На тот момент Ульянов уже был лауреатом и Ленинской премии, и народным артистом СССР. Но именно «корочки» ЦК открывали ему любые двери, включая суд с прокуратурой.

Молва гласит, что Ульянов смог снизить приговор до условного срока будущей звезде европейского кино. Это, правда, не помешало Кайдановскому в дальнейшем довольно негативно вспоминать свою работу в театре им. Вахтангова…

Вот здесь я должен добавить важный момент. Некоторые исследователи кино считают, что именно этот условный срок сделал актёра невыездным. Он помешал ему в 1981 году выехать в Италию на съёмки «Ностальгии» Андрея Арсеньевича Тарковского.

Это не совсем, точнее, не вполне так. Кроме срока Кайдановскому помешал его развод с Евгенией Симоновой (к чести пары надо сообщить, что они пытались работать над своими отношениями и даже посещали тайно в СССР практикующего психоаналитика Татьяну Павловну Гаврилову). Надо понимать, что выпускать в капиталистическую Италию холостого и неуравновешенного актёра руководству Госкино было рискованно. Он мог если и не остаться на ПМЖ там при подходящей, пленённой его нордической красотой итальянке (помните рыжий персонаж в «Ностальгии»?), то как минимум накуролесить, оставив недобрую славу о советском кино.

Пришлось Тарковскому, который был чрезвычайно доволен «кайдАном» (как называли в узком кругу Александра) после «Сталкера», вызывать на съёмки из Союза Олега Янковского. Хотя, в отношении последнего у него были большие сомнения по той же причине: алко-пристрастия одного из первых красавцев нашего кино были широко известны в актёрской и режиссёрской среде. Но к творческим заданиям Янковский относился серьёзно. В запасе у Тарковского был даже исполнитель роли Мужчины-автогонщика в легендарном фильме Клода Лелуша «Мужчина и женщина» Жан-Луи Тринтиньян — на верхнем фото слева от Янковского, — но русского интеллигента мог сыграть только русский, настаивал Тарковский.

Крупный, рослый Александр Кайдановский и куда более миниатюрный (при этом более «благонадёжный» — не имея никаких внешних сходств, даже Ленина играл в «Ленкоме») Олег Янковский — очень разные типажи, разная мимика, разные театральные школы, соответственно, разная динамика в кадре. Тарковский как режиссёр каждого тщательно им сконструированного и продуманного до мелочей (света, его бликов, даже снежинок, пепла и пылинок) кадра, конечно, должен был «перенастроиться» на типаж Янковского, на его специфическую ухмылочную мимику. Знаменитый проход бассейна в Баньи Веньоли со свечой было чрезвычайно сложно снимать, и Тарковского всё время не покидали сомнения, что менее Кайдановского динамичный в мимике Янковский не доигрывает, не раскрывается…

Однако итог Тарковскому понравился: Янковский точнее «детины» Кайдановского выразил образ тогдашнего советского интеллигента, который дружит с бутылкой не по слабости ума, а, наоборот, от избытков «сил души», которые не находят в обществе применения. Кстати, эта несыгранная роль тревожила Кайдановского и после смерти Тарковского, в 1990-х. И он не случайно взялся за первую российскую экранизацию прозы Хорхе Луиса Борхеса («Сад расходящихся тропок») — доказывая, что он интеллигент не только в ролях… Но это иная история.

Янковский же по иронии актёрской судьбы и своей всесторонней востребованности играл одновременно роль пессимистическую в Италии, и улетал назад в СССР — играть оптимистические, жизнеутверждающие роли. Например, во «Влюблён по собственному желанию».

Тихонов вместо Стриженова: по собственному желанию

Князя Андрея Болконского в фильме «Война и мир» должен был играть Олег Стриженов, а не Вячеслав Тихонов. В это трудно поверить сейчас, но было именно так. Его утвердили все инстанции, а Олег…. передумал.

И вот спит он традиционно дома в час дня, и просыпается от телефонного звонка.

— Олег Александрович? Это Екатерина Алексеевна Фурцева.

Стриженов спросони решил, что очередная поклонница балуется. Он и послал её нежно, бросив трубку. Через пару минут опять звонок. Министр культуры извиняется, но это реально она, причём только что вернувшаяся из Италии.

И Олег, конечно, извиняется — жалуется, что девицы одолевают (соцсетей тогда не было, даже «Одноклассников»). После обмена любезностями Фурцева просит приехать к ней в министерство прямо сейчас. А Стриженов ей в ответ, уж коли пошёл такой доверительный разговор, откровенно:

— Ну, сейчас встану… Побреюсь… Приму душ…. Позавтракаю. В общем, часа через два буду.

Представили? Это он так министру культуры и кандидату в члены Политбюро ЦК КПСС ответил. Как ценил себя Стриженов представили?

Ну вот. Через 2 часа народный артист вошёл в кабинет министра культуры и увидел… всю Коллегию министерства. Фурцева любезно пригласила сесть рядом. Стриженов сел по правую руку, как раз напротив Сергея А. Герасимова.

Далее я цитирую Стриженова, а он в книге «Исповедь. Приговорены друг к другу» божится, что передаёт диалог 1 в 1.

— Как поживаете, Олег Александрович?

— Отлично.

— Может быть, вас что-то не устраивает? Может быть, вам что-нибудь нужно? Расскажите, мы вам поможем.

— Мне ничего не нужно, всё есть! (на самом деле МХАТ обещал улучшить его жилищные условия, — Ф.И.)

— Олег Александрович… Мне доложили, что вы отказались играть в «Войне и мире». Почему?

— Я просто раздумал. Мне не хочется.

— Как? Вам не хочется сыграть любимый образ молодёжи?

— Любимый образ молодёжи Павка Корчагин и Овод… А что это князь Андрей Болконский — слышу впервые.

— Но мы же вас утвердили… Зачем же вы пробовались?

— Меня попросили. Я решил доказать.

— Ну, а дальше?

— Дальше — раздумал. Не хочется.

— Но вы понимаете, что это «фильм по особому заданию»?!

— А для меня вся жизнь — по особому заданию. В творчестве так не бывает: одно делают пяткой, спустя рукава, а другое — «по особому заданию»…

Тут аксакал Коллегии Герасимов схватился за голову. Никакие уговоры Коллегии Минкульта имеющего своё собственное мнение и, что в данном случае важнее, самомнение Стриженова не разубедили бы.

Тогда и сам режиссёр киноэпопеи, Сергей Бондарчук решил найти настолько достойную замену вещему Олегу, чтобы ему не раз потом пришлось пожалеть о таком решении. И с этой попутной задачей режиссёр вполне справился, как мне представляется.

Филипп ИВАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...