Маститый советский писатель и драматург Юрий Нагибин (сегодня исполнилось 105 лет со дня его рождения) в начале 90-х издал дневники. Где вспомнил такой эпизод свой биографии… Как-то раз он вернулся домой под утро. С дачи. Открыл дверь квартиры… и тотчас в нос ему ударил густо настоявшийся без сквозняков запах вина. Почуяв неладное, Нагибин сразу прошёл в спальню.
Там он застал эпическую картину, которая не сразу сложилась в его голове натурала в логическую последовательность. На его брачном ложе лежали:
- Его тогдашняя жена, поэтесса Белла Ахмадулина.
- Его бывшая жена.
- Популярная актриса, сыгравшая одну из главных ролей в телесериале «Вызываем огонь на себя».
Все трое в костюмах Евы, в изящнейших позах прерванного сном философского симпозиума на острове Лесбос. Созерцание этой райской, вполне достойной кисти Дейнеки картины, однако, не доставило ему никакого мужского и просто эстетического удовольствия. Очнувшись, Нагибин вынес чемодан с вещами Ахмадулиной на лестничную клетку.
Позднее писатель Аксёнов добавил красок к этому эпизоду. По его версии, изгнанные Нагибиным, словно древним еврейским богом Яхве, из лесбийского рая, девушки далеко не отправились. Перешли дорогу и оказались в квартире одной из участниц ночного мероприятия. Сели за стол, открыли бутылку «Мартини». Стали думать. Актрисе, вроде бы, вечером на работу в театр…
И тут раздался звонок телефона. Звонил поэт Евгений Евтушенко (ещё один бывший муж Ахмадулиной). Он радостно сообщил, что в данный момент находится в Крыму и его ждёт тур по Чёрному морю на белоснежном лайнере, большая каюта в его распоряжении. И конечно, он-то будет рад им всем, втроём, что мелочиться… Девушки, недолго думая, побросали вещи в автомобиль «Москвич» и рванули в Крым. Радовать Евтушенко.
Это, как понял читатель, история про вариант «ЖЖЖ».
А вот другой вариант. Его описал в своих мемуарах актёр Евгений Стеблов. В начале 1970-х годов устроился он в театр Моссовета. И стал там тотчас объектом пристального внимания Маргариты Тереховой, если верить его перу. До такой степени Стеблов приглянулся звезде киноэкрана и сцены, что хотела она женить его на себе. Конкуренции там особой не было. В его амплуа побыл артист Бероев, который от жизни и планиды такой был очарован «зелёным змием», и артист Бортников, вдохновлявший главного режиссёра Завадского…
До какой стадии взаимоотношений зашли дела у Тереховой со Стебловым, из его книги непонятно. Однако в процессе сближения пригласила она его однажды к одному малоизвестному поэту. Тоже густо пахло там вином, возлияния были обильны, и несостоявшийся потом «МЖМ» стал как бы отказом автора мемуаров от брака с оригинальнейшей и всесторонне страстной актрисой. Впрочем, личное дело творческих людей, да?.. Мы же не полиция нравов и не товарищеский суд.
Да и кому это всё интересно, когда такие звёзды шестидесятничества оказались на сцене спальни Нагибина?.. Если кому-то неясны мотивы его быстрой реакции и выноса чемодана Беллы, стоит пристальнее заглянуть в историю их отношений.
Между Евгением Евтушенко и Борисом Мессерером
Белла Ахмадулина прожила с известным писателем и журналистом Юрием Нагибиным восемь лет. Он безумно её любил и безумно ненавидел. Дневник Нагибина, в который он день за днём записывал свою жизнь с Беллой — это дневник человека с разбитым сердцем. Он ушёл сам, и он не позволял ей вернуться. Но как он мучился, как бесновался!
После того, как откровенный «Дневник» Юрия Нагибина о его личной жизни с Беллой Ахмадулиной был опубликован, первый муж Беллы Евгений Евтушенко написал стихотворение в её защиту:
Он любил тебя, мрачно ревнуя,
и, пером самолюбье скребя,
написал свою книгу больную,
где налгал на тебя и себя.
Евтушенко и Белла поженились, наверное, потому, что были первыми поэтами своего поколения. Самыми признанными, самыми популярными, самыми-самыми. Вместе они прожили всего три года, бурно ссорились, мирились… Всё закончилось как-то само собой.
К тому же он был хитреньким конформистом, а её отчислили из института за отказ участвовать в травле Пастернака. Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин к тому времени уже были знакомы. Как-то на одной вечеринке в честь дня рождения Евтушенко пьяный Юрий Нагибин встал на колени и попросил Беллу выйти за него замуж. Евтушенко, тоже ревнивый («для меня не бывает бывшей любви»), бросил в Нагибина тяжёлым подносом. К счастью, промахнулся.
Нагибин понимал, что на его жизнь надвигается что-то неотвратимое, как тайфун на маленький остров. Но надеялся, что тайфун пройдёт мимо. Между Беллой Ахмадулиной и Юрием Нагибиным уже была неловкая первая близость, Белла уже написала ему стихи, а Нагибин продолжал играть роль старшего друга, «седого, усталого красавца».
«Я понял, что негаданное свершилось лишь когда она запрыгала передо мной и моим чёрным придурком-псом с мохнатой мордой и шерстью, как пальмовый войлок; когда она заговорила со мной тихим, загробным голосом моего шофёра; когда кофе и поджаренный хлеб оказались с привкусом её; когда лицо её впечаталось во всё, что меня окружало».
Они пошли в «Эрмитаж», и Нагибин впервые не испытывал трепета перед картинами, вазами и доспехами — девушка рядом с ним, которая смеялась тоненьким детским смехом, была совершенней. Юрий Нагибин мог часами ждать от неё звонка, не сводя глаз с телефона. Но однажды телефон «потерял над ним власть» — Белла пришла насовсем.
Брак поэтессы и писателя
Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин стали жить вместе. Нагибин сходил с ума от счастья — рядом с ним была такая женщина! Он сдувал с неё пылинки, всюду возил её в своем автомобиле. Личная жизнь Беллы Ахмадулиной и Юрия Нагибина цвела, как майский сад. Ровесники Беллы, бедные поэты-шестидестяники засматривались на её шляпы с вуальками, модные туфли, сумочки… Красавица, богиня, ангел…
«… Я так гордился, так восхищался ею, когда в битком набитом номере она читала свои стихи нежно-напряжённым, ломким голосом и любимое лицо её горело, — я не отважился сесть, так и простоял у стены, чуть не падая от странной слабости в ногах, и мне счастливо было, что я ничто для всех собравшихся, что я — для неё одной…».
Но Белла Ахмадулина и Юрий Нагибин были совсем разными. Белла — импульсивная, безалаберная. Нагибин — невероятно дисциплинированный и педант во всём. Он просыпался ровно в семь, делал зарядку, в восемь спускался в столовую. К этому времени на столе должны были стоять тарелка овсянки на воде и вазочка с тремя абрикосинами. Если этого не было, он приходил в бешенство. Если задерживался обед, просто свирепел. Не выносил, когда опаздывали, когда нарушали слово…
Белле Ахмадулиной, хаотичной и импульсивной, было трудно жить на этом «особом режиме». К тому же друзья всегда были для неё важнее, чем возлюбленные.
По улице моей который год
Звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Личная жизнь Беллы Ахмадулиной и Юрия Нагибина бурлила и вскипала. Очень скоро их отношения стали нервными и сложными. Нагибин и Ахмадулина то расставались, то снова сходились. Однажды перерыв длился целый год, но он без нее не мог. Оба они любили выпить, мать Нагибина сокрушалась: «Уходят два красавца — приходят две свиньи».
Но у Беллы эта проблема с каждым годом усугублялась. С ней стало тяжело жить вместе. Она могла пропасть на несколько дней и появиться с каким-то непонятным милиционером и маленьким ребёнком: «Это мой друг, он будет у нас жить» (почти как в позже, в 1992-м снятом Кирой Муратовой «Чувствительном милиционере»).
Юрий Нагибин всё это терпел и продолжал вести дневник о Белле Ахмадулиной и своей жизни с ней. Считается, что последней каплей стал эпизод, описанный Аксёновым в «Таинственной страсти»: неожиданно герой возвращается домой и застает свою жену, поэтессу, спящей в женских объятиях.
Это или другое, но было то, что потрясло и смертельно оскорбило Юрия Нагибина. Дальше он пишет в дневнике о Белле Ахмадулиной без восхищения, в каждом слове яд, ненависть, желание ударить как можно больнее (вот это одно и заметил Евтушенко).
«А ведь в тебе столько недостатков. Ты распутна, в двадцать два года за тобой тянется шлейф, как за усталой шлюхой, ты слишком много пьёшь и куришь до одури, ты лишена каких бы то ни было сдерживающих начал, и не знаешь, что значит добровольно наложить на себя запрет, ты мало читаешь и совсем не умеешь работать, ты вызывающе беспечна в своих делах, надменна, физически нестыдлива, распущена в словах и жестах».
«Даже ради ребёнка!»
Белла Ахмадулина любила Юрия Нагибина, или не хотела терять привилегии жены обеспеченного человека, но она решилась на совершенно безумный поступок, будучи бесплодной за пределами поэтической строки. Вместе с Галиной Сокол, новой женой Евтушенко, они пошли к знакомой директрисе детского дома, и она отдала им детей. Белле — девочку, Галине мальчика. Белла дала Ане свою фамилию и отчество — Юрьевна.
Нагибин взбесился: «Даже ради ребёнка жить я с тобой не буду!» И он никогда не воспитывал эту девочку. Юрий Нагибин писал о Белле Ахмадулиной в дневнике:
«Рухнула Гелла (так Нагибин называл Беллу в своем дневнике), завершив наш восьмилетний союз криками: «Паршивая советская сволочь!»»
«Это — обо мне, — горько писал он. — Но тонкая, детская шея, деликатная линия подбородка и бедное маленькое ухо с родинкой — как быть со всем этим? И голос незабываемый, и счастье совершенной речи, быть может, последней в нашем повальном безголосье — как быть со всем этим?»
Образ жизни поэтессы, ставшей матрицей чтения стихов для всего своего поколения, конечно, был разрушительным не для неё одной. В хаосе и нарочитой порочности этого способа проживания жизни, отчасти напоминавшего точно в те же самые годы куролесивших Джима Моррисона и шестидесятника-подпольщика Леонида Губанова, — был вызов поэтессы социуму, который не пошёл дальше в «оттепели».
Между тем сама Белла была плоть от плоти именно советского народа — производной его, тщательно воспитываемого большевиками с 1920-х, пристального внимания к искусству (и к ней, в частности, — на воздвигнутом пьедестале «шестидесятничества»). Только это общественное внимание она преобразовала в колбочке личного мира в некий неугасающий собственный нимб, который должен был оправдывать все её загулы и саморазрушение «на алтаре Поэзии». Приватизация своего рода. И самообман: среда, которой она дорожила в ущерб комфорту личной жизни, уже не давала ей сил писать так, как в 1960-х, а наоборот душила заведомым, глуховатым «дружеским пониманием»… Отсюда и появился альманах «Метрополь», откровенная антисоветчина, позднее диссидентство — всё то, что в культуре предвещало контрреволюцию и капитализм, а потом и полное одобрение поэтессой антинародных либеральных реформ, танкового расстрела Верховного Совета РСФСР, последних «советских сволочей», подпись в газетном письме 42-х «Раздавите гадину» в 1993-м…
Как вспоминал последний её муж (проживший с ней 40 лет после Нагибина) Борис Мессерер после смерти «Геллы», сделала Ахмадулина куцый кухонный диванчик своим постоянным пристанищем — потому что там можно было курить, пить, говорить, оставлять черновики стихотворений на чём ни попадя (часто на полях газет или пачках сигарет, которые муж бережно собирал поутру после пьянок в свой архив)… Кухню в мастерской Мессерера не покидали друзья — вот за эту атмосферу и ментальное пространство (космополитически увеличивающее мир, как линза), надстраиваемое над её личным скромным мирком умами друзей, — Белла так и держалась. И не давала себя любить «с присвоением»… Какая из неё биологическая мать и хозяйка? Какие там утренние каши и персики? Зачем в себе вынашивать и рожать в муках ребёнка, когда можно усыновить готового, которого выкормили и воспитали «советские сволочи»?
«Да я лучше в трактире, *лядям буду…» — только без злой иронии Маяковского, в прямом смысле…
Не такой была, например, сопоколенница «Геллы» Римма Казакова, торжественно и восторженно описывавшая свою беременность (Егором Радовым, будущим писателем-наркоманом) в одном из «дней поэзии» в 1960-х! Но это категорически другая история…
Филипп ИВАНОВ
Зачем это?
Елена, я тоже не любитель темы морального вырождения отдельных представителей интеллигенции. Современный читатель жуёт такие сюжеты…. из автофикшена условно тридцатилетних писателей (Володина, Шалашова, Мамаев-Найлз). Хорошо хоть, что не описывается вырождение итальянских мастеров кино: Бертолуччи, Пазолини…
ну так вряд ли это именно вырождение у всех подряд, это особенности… Бертолучи ,кстати, вряд ли прям выродился — да, всё леволиберальнее становился, но «Мечтателей» снял вполне адекватно (чуть ревизионируя диалоги, правда)
Умеют же некоторые — их так мало в России! — увлекательно писать! Написано со стилем, жаль, что под псевдонимом. Это не может быть Иван Филиппов, так как тот иноагент… Но «по когтям видно льва»…
ну, вам виднее, коллега! нам он известен только по этому имени