Документальный фильм «Вальс Победы. Объединяя времена» ещё не вышел на широкий экран, а самые известные кинофестивали и телеканалы России уже желают заполучить его в свои программы. Откуда такая тяга к документальному кино?! Что нового мы можем узнать, пересматривая «скупую» кинохронику Великой Отечественной?!
Об этом и о многом другом, раскрывающем тему «войны и мира», беседуем с автором и режиссёром фильма «Вальс Победы. Объединяя времена», известным российским теледокументалистом Александром БЕЛАНОВЫМ.
— Александр Александрович, вы автор и режиссёр более 60 документальных проектов, среди которых — фильмы и сериалы о Москве, Сталинграде, Курске, русском Крыме… О чём вы ещё не успели поведать зрителям?..
— О лжепатриотах!.. Впервые я встретился с этим «проклятием» системы советского воспитания в далёком детстве, в середине 70-х прошлого столетия. Ветераны с боевыми наградами на груди приходили к нам на «школьные линейки» и «уроки мужества» довольно редко. Они стеснялись, были немногословны, часто не могли сдержать слёз…
— Казались «неудобными»…
— А потом появились другие. Мы называли их «ряженные». На груди – ни одной боевой, одни юбилейные медали и значки. Но сколько пафоса, сколько патетики в словах!.. Прошли годы, и уже работая на телевидение, я узнал от старых военкоров, что на фронтах Великой Отечественной журналисты делились на две касты: одних называли «настоящими», они копали глубоко, рассказывая «окопную правду», а ещё были «госпитальные». Эти тусили по госпиталям, собирая «байки» о войне, часто приукрашая действительность… «Маститые» писатели, откомандированные на фронт ради одной цели: создать галерею героев, на которых будут равняться миллионы…
-И что в итоге?
— Моему другу и учителю, знаменитому фотокорреспонденту ТАСС Евгению Ананьевичу Халдею в первый день войны выдали всего 100 метров фотоплёнки. Когда он спросил: «Почему так мало?» – ответили: «Так ведь война через пару недель закончится!» Потом, за всю войну, Халдей отснял километры фотоплёнки…
— Получается, мы ничего не знаем о войне!..
— Знаем только то, что было необходимо для пропаганды. Вот и в моём новом фильме «Вальс Победы. Объединяя времена» есть размышления на эту тему. Один из героев фильма в исполнении заслуженного артиста России Сергея Маховикова, говорит: «Знали бы мы всю правду о Великой Отечественной – не пришлось бы сегодня проводить Специальную Военную Операцию…»
— Погодите, так у вас документальный фильм, или художественный?..
— Документальный!.. Современное военно-историческое кино немыслимо без исторических реконструкций. Судите сами: холодное лето 1941-го года. В 8-ую стрелковую дивизию народного ополчения Краснопресненского района Москвы записываются 250 добровольцев из Московской консерватории – студенты, доценты, профессора… Почти все они погибнут в один день, оказавшись в Вяземском и Можайском котлах. Понятное дело, ни о какой кинохронике в ту страшную пору и речи быть не могло!.. И как рассказать о подвигах этих людей?..
— Как это делали «госпитальные»: додумывая и переписывая…
— С одной только разницей: «госпитальные» описывали войну, побоявшись сунуть нос на передовую, в окопы, под пули, а мы, сегодня, «играем в кино» не от хорошей жизни, из-за недостатка военной кинохроники!..
— Изучаем войну по кадрам немецкой и американской кинохроники!..
— К сожалению…
— Но ведь нам могут возразить: Великая Отечественная – не место и не время для кинопроизводства. Мы Родину защищали, кино снимали другие…
— Отчасти, да… Но вот что интересно: в 2013 году на телеканале «Россия – 1» вышел мой документальный фильм «После премьеры – расстрел!» о подвиге группы актёров-разведчиков «Сокол», в годы фашистской оккупации работавших в Крыму, в симферопольском драмтеатре.
Знали бы вы, какой кровью дался мне этот фильм!.. Редактор отдела документальных фильмов федерального телеканала при слове Крым закатывала глаза, билась в истерике, доказывая, что «крымский вопрос» для России – давно закрытая тема. А когда, в феврале 2014 года, в Крыму проходил Общекрымский Референдум по вопросу возвращения Республики Крым в родную гавань, «Россия 24» поставила «После премьеры – расстрел!» на повторный показ. Я позвонил на канал, спросил: почему выбрали именно этот фильм?!
— Ответили, что других фильмов у них нет?
— Именно!.. Задайтесь вопросом, кто прописывал в исторической литературе образы «злодеев» Ивана Грозного, Петра Первого, того же Сталина?.. Правильно, враги государства Российского, те, кто тихо ненавидел, но без зазрения совести пользовался государственной «кормушкой». Думаете, сейчас по-другому?..
Тогда ответьте на вопрос: где сейчас живёт и чем занимается экс-глава «Наших» и Росмолодежи Василий Якименко?.. Бывший кремлёвский чиновник, кавалер ордена Почёта, формирующий до 2022 года молодёжную политику – сегодня обосновался в Баварии, где купил за 16 миллионов евро старинный дом с мельницей и прудом общей площадью 50 гектаров. Ловит Вася в мутной водице серебряных карпов, по ходу — обливая «помоями» Россию. И таких «деятелей» у нас ещё…
— Пруд пруди!.. И вот вы снимаете «Вальс Победы. Объединяя времена». Нет ощущения, что либералы вернутся и история повторится?..
— Волков бояться – в лес не ходить!.. За 40 лет работы в СМИ я повидал многое и многих. Сегодня уже и Президент США повторяет, как мантру: «Крым – это часть России!» А ведь до 2022 года, до начала проведения СВО, упоминание о «крымской весне» на российском телевидении было табуировано. Подыгрывая западной демократии, на всех отечественных ток-шоу запускалась свора не просто оголтелых украинских русофобов, а носителей бандеровской, нацистской идеологии… Лай стоял – на всю Россию!
— И чем всё это закончилось?..

— Километровыми очередями из машин молодых релокантов, бежавших от СВО на курорты Египта, Турции, Грузии, и армией иноагентов, которых ещё вчера мы с гордостью называли «звёздами» российской эстрады, театра и кино! Это не звёзды, это – свастики!..
— Обо всём этом вы рассказываете в фильме «Вальс Победы. Объединяя времена»?..
— Нет, наш фильм о героях!.. Я бы и не взялся за эту тему, если бы ректор Московской консерватории Александр Сергеевич Соколов в первую же нашу встречу не предложил перебросить мост между Великой Отечественной и Специальной Военной Операцией. Оказывается, только сегодня в СВО принимают участие 25 студентов и преподавателей московской консерватории! Многие вернулись, учатся и преподают с орденами и медалями на груди. Вы знали об этом?!..
— Нет! Интернет зациклило на Галкине с Пугачёвой и иже с ними… Получается, герои вашего фильма – участники СВО?
— Да… В любом документальном фильме должны быть, как минимум две составляющие: яркая, запоминающаяся история и очевидцы, участники показанных событий. В нашем случае – всё это срослось: есть героическая история из далёкого прошлого – подвиг ополченцев 1941 года, первого исполнителя знаменитой песни «Орлёнок» Александра Окаёмова, хорового дирижёра Геннадия Лузенина и профессора Абрама Дьякова, уроженца Севастополя. А с другой стороны – исповеди наших современников, участников СВО. В фильме есть моменты, когда даже взрослые мужики не выдерживают, смахивая слёзы…
— Чем современная молодёжь отличается от подростков, студенчества 1941 года?.. Уверен, вы пытались найти ответ на этот вопрос в своём фильме…
— Моё личное мнение не совпадает с мнением героев фильма. Ребята доказывают, что разница лишь в том, что в 1941 году не было «гаджетов», всяких там айфонов … А сегодня в них, к сожалению, «зависают» все…
Но я ведь понимаю, что консерваторцы – ещё не вся молодёжь, не вся Россия. И проблема-то есть!.. 30 лет либеральная Россия создавала общество «потребления», промывала народу мозги, согласно лекалам ВТО, ЕС, Федерального агентства США по международному развитию USAID. Но как точно заметил в фильме полковник Службы внешней разведки России Андрей Безруков: «Код русской души есть, как есть код практически у любой цивилизации. У Западной – рациональный, прагматичный. А мы – не рациональны! Мы мыслим понятиями совести, дружбы, того, что предательство – оно не приемлемо, оно не справедливо. И мы принимаем наши решения, исходя из нашего культурного кода…»
— Тайна русской души… Над этой загадкой бились, кусая локти все, кто пытался завоевать Россию. Сегодня и Дональд Трамп со своим побочным эффектом эгоцентризма – только и знает, что разводить руками!..
— С Россией надо дружить!.. Русский для друга последнюю рубаху снимет!.. А вот отобрать – не получится!..
Герои фильма, певец Александр Окаёмов и хоровой дирижёр Геннадий Лузенин, оказавшись в концлагере на территории белорусского городка Кричев, по указанию коменданта города, полковника СС Фишера создали хор русской народной песни. Вот только оккупационные власти не знали, что русские артисты – связаны с партизанами, а исполнение их песен – своеобразный секретный код для подпольщиков.
В детали углубляться не буду, посмотрите фильм…
— Кстати, какова стратегия продвижения фильма «Вальс Победы. Объединяя времена»? Ведь не секрет, что на Всероссийской премьере первого художественного фильма «Свои» про СВО, снятого кинорежиссёром, героем СВО Артёмом Артёмовым, не засветился ни один федеральный телеканал!..
— Фильмом «Вальс Победы. Объединяя времена»заинтересовался секретарь Союзного государства Сергей Юрьевич Глазьев. Ждём премьеру на государственном телевидение Беларуси, на телеканале «Союз», на наших федеральных телеканалах.
Показ фильма запланирован в конкурсных программах таких международных фестивалей, как «Будем жить», «Боспорские агоны», «Золотой Витязь», «Святой Владимир»… Ну и очень приятно и ответственно то, что ежегодно, 1 сентября, наш фильм будут показывать первокурсникам Московской Государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Объединять времена – будем вместе! Ибо мы – дети, внуки и правнуки Победителей.
Сергей АБРАМОВ
Фото Александра Беланова
Спасибо Вам, Александр за такой важный вклад, серьезный труд по созданию очень значимых для исторического и просветительского аспекта молодежи — фильмов!
Саша, поздравляю! Отлично! И сказал всё по делу!
Ждём премьеру!