В достаточно молодом казахстанском литературном онлайн-журнале «Дактиль», к которому я обратился за поиском привлекательной литературной новинки, мне попалась повесть неизвестного мне и вам Асета Сыздыкова с волшебно-вкусным названием – «Сказки яблонь». Яблоки я люблю, да и Проппа уважаю, ещё с первого курса, помня на днях услышанные слова классика: «Я думал, сказки – то, сё, зло, добро, / а Пропп считал избушку гробом. / И Пропп был прав, а я не прав. И вот / ко мне избушка повернулась задом». Поехали!
Повесть рассказывает историю Балташа – человека, которого в казахстанском селе Бирлестик сторонились из-за его чудаковатого поведения и внешности. В детстве он был изгоем, над ним издевались дети, включая главного героя – Армана. Единственной радостью Балташа была дружба с девочкой Айгуль, но её семья уехала, оставив его в одиночестве, а позже он, узнав, что Айгуль хотят выдать замуж, решается спасти её, и они бегут вместе. Балташ потерпел фиаско в драке за свою любовь, и спустя годы, в надежде, что Айгуль когда-нибудь вернётся, он решает разбить яблоневый сад. Спустя годы сад раскрывает красоту природы, люди начинают уважать Балташа, и подросток Арман после неудачной кражи яблок в его садовом детище начинает помогать ему по хозяйству.
Повесть «Сказки яблонь» своими художественными несовершенствами периодически вызывает у читателя грусть. Порой попадаются очень резкие, композиционно или тематически необоснованные переходы между эпизодами: например, сначала Балташ мальчиком сидит в пыли, отомстив обидчику, потом Арману под дождём становится холодно, и он видит птицу, а в следующем предложении читаем: «Прошло много лет», – и идёт история Кульзии, матери будущего садовода, и Балташа.
Но ещё больше в тексте стилистических изъянов.
«Мальчик начал сопротивляться, но был удивлён решимости девочки» – т.е. мальчику одновременно хотелось и не хотелось играть с ней?
«Дрожащий комок тепло шевелился на груди, и казалось − это сердце шевелится» – чьё сердце шевелится?
«Они сели и наблюдали, как залитое багрянцем солнце медленно уходило за край неба. И оставляло после себя ярко-розовые следы. Балташ затаил дыхание – это был невероятно красивый закат.»
Это просто звучит неубедительно в погоне за красивостью («залитое багрянцем солнце» — хочется ещё спросить, чьим же багрянцем было залито солнце, какого источника света/цвета? — прим. ред.). Прости меня, автор, что я так придираюсь к слогу, слову, ритму и виду твоей повести. Но ты ведь пишешь художественное произведение, а не заявление в полицию.
В «Сказках яблонь» хватает нереалистичности, нежизнеподобия описываемого, что ещё больше ранит читателя. Просто режет уши от кажущихся дотошными слов.
Балташ решается на массовую посадку яблонь, и директор сельской школы Нуржан Макатаевич, скрепя сердце (ведь в этой местности сухая, твёрдая, каменистая почва), разрешает этому осуществиться. И, скорее всего заранее зная, что здесь ничего не вырастет, школьники и мэрия (акимат) привозят саженцы разных деревьев на посадку. При этом разрешение на посадку яблонь выдаёт не мэрия (акимат) или земельное управление, а директор сельской школы почему-то. И вообще, запах яблок разносится с края села по всей территории населённого пункта, причём так, что малые дети его ощущают, будто они не дети, а собаки!
Повесть «Сказки яблонь» как перспективная новинка многообещающего таланта и, по идее, оригинального человека — полна казусов. Известные литературные приёмы, тропы и ходы здесь не решают никакой художественной задачи: есть «студёный ветер», который по факту ничего не предвещает; есть сны, но они ничего в себе не несут.
Текст полон штампов: собаку, как в повести Г. Троепольского «Белый Бим чёрное ухо» (экранизированной в 1977-м, — прим. ред.), застрелили; сюжетно-персонажную канву образуют неопытный мальчик и увлечённый своим делом ментор, ведущий одиночный образ жизни. Вдвоём они напоминают Гарри Поттера и Хагрида.
То, что этот текст полон узнаваемых сюжетных ходов, делает его посредственным. Без интертекста, без аллюзий и оммажей, чтобы «выкупили» – просто применение известных, проверенных в культуре сюжетных ходов.
Несмотря на то, что освещению слабых сторон этой повести я посвятил порядка 2000 знаков без пробелов, «Сказки яблонь» обладают и некими литературными достоинствами, услаждающими глаз и ухо. Центральное сюжетное событие повести выглядит интересно: потерпев поражение на любовном фронте, Балташ решает вернуть Айгуль, вырастив яблоневый сад в местности, где ничего не растёт. «Миллион, миллион, миллион алых роз»…
В повести достаточно заставляющих улыбнуться фраз, вроде «Черномазый Ораз, не слушая меня, с задором спустился с крыши и через несколько секунд был убит» или «Он мог бы с лёгкостью вскочить, догнать меня и отлупить, но я готов был драться с моим бывшим атаманом». И в целом «Сказки яблонь» читаются легко за счёт создания картин счастливого детского бытия: войнушка в «заброшке» с ружьеподобными палками, купание вопреки родительским запретам, кража яблок, игры на возвышенности.
Можно предположить, что это — дебютное произведение Асета Сыздыкова, вследствие чего все недостатки и огрехи повести прощаются и одновременно нет. Дебют вышел на костылях, и ладно если бы больной по выходе из больницы рассказал анекдот или по-другому заставил ждавших его выписки друзей посмеяться!..
Но «Сказки яблонь» не походят на текст, который ты запомнишь, о котором расскажешь и в котором захочешь выделить карандашом цитаты. Использование избитых клише и неумелое применение литературных приёмов не добавляют тексту выразительности.
Читатель может подумать, что я резок и привередлив в своей оценке… Но я вместе с вами хочу выразить надежду, что рецензия будет способствовать дальнейшему творческому росту Сыздыкова.
Даниил МОРОЗОВ, 23 года. Живу, учусь и радуюсь на два близких сердцу города – Москву и Астану. Поэт, профессиональный читатель и любитель литературы. В свободное от чтения время слушаю музыку, мечтаю стать баскетболистом и наслаждаюсь бытием.
Артель вольных критиков филфака МГУ
Вот бы критика стала такой чтобы обязательно подсказывала решения полезные. Не просто так на недостатки указывая, а в стиле не туда, а вот туда идти лучше. Пишет человек, мозгой думает, не об крипту электричество сжигает. Пытается зачать доброе произведение, да еще своими руками. Так больше и помочь чем критиковать.