14.06.2025

«Мы рассечём молчанье, словно бритвой»

Завершение очередного литературного сезона в Москве ознаменовалось довольно интересным и необычным событием. В Клубе писателей Центрального Дома Литераторов состоялся вечер пролетарской поэзии. Для ЦДЛ, этого знакового во всех смыслах и временах места, вечер не был чем-то вне рамок и устоев – многих творцов разных настроений, мировоззрений и направлений он принимал в своих стенах за время долгой и, безусловно, яркой работы для читающих и пишущих людей. Вне рамок и устоев была, скорее, направленность самого вечера, самой «Поэтической пятницы» — ведь сегодня, в наше не отмеченное спокойствием время мало кто (да и найдутся ли такие?!) осмеливается в открытую говорить о социальной справедливости, взывать к трезвому взгляду на политическую, экономическую и социальную ситуацию в России.

Александр Евдокимов

Сегодня, когда информационная война захватила жизнь и сознание широких народных масс и прочно пустила там корни, вливая свой смертоносный яд, — на контрасте с официозным фоном очень ярко, остро и значимо звучали стихи молодых пролетарских поэтов со сцены ЦДЛ! Строки эти призывали разрушить холодный и душащий плен стальных цепей, сковывающих сознание народа — со времени подлого государственного переворота 1991 года затягивающихся всё туже и туже. Как глоток свежего воздуха в знойный день, в чаду и дурмане лжи и подлой пропаганды звучали эти смелые и жёсткие (а порою и жестокие) строки.

Стало время совсем никчёмное…

Наблюдаю и выводы делаю –

Обеляется самое чёрное,

Очерняется самое белое.

Распахнулись закрытые дверцы

Для лишённых ума и логики.

Очень счастливы приспособленцы

И доносчики-трудоголики.

Нужно в этой реальности грубой

Информацию брать капризней.

Здесь не так обвалился рубль,

Как цена человеческой жизни…[1]

Несложно предугадать, каким эхом отзываются подобные строки в сердцах и умах граждан, уставших от законов и порядков современного феодально-капиталистического строя. «Пепел моего отца бьётся в моё сердце» — так говорил о себе известный литературный герой*. И как уместно сейчас это сравнение! Ибо в эти молодые пламенеющие сердца бьётся пепел расстрелянной в 1993-м и поруганной, поныне уничтожаемой страны – великой Советской страны. И в унисон этим ударам рождаются эти звонкие, как удары молота о наковальню, строки!

Ирина Штерк

Сам феномен современной пролетарской поэзии представляет весьма любопытное явление в отечественной литературе. По сути своей являясь антитезисом, противопоставлением буржуазному декадансу современной русской литературы, это литературное (но не только; и здесь мы можем уже говорить не о каком-либо отдельно стоящем направлении, а о целостном пласте современной культуры) направление олицетворяет собой, по словам поэта, члена творческого союза «НАТЕ!» Ирины Штерк «творчество, направленное на раскрытие материалистического взгляда на мир. Это творчество, которое возвращает человека с облаков постмодернистского бреда, из замкнутого круга предельного индивидуализма обратно в контекст общественных отношений. Это искусство открывает человеку глаза. Оно жалит его в сердце, целясь в чувство достоинства, коллективизма, любви к ближнему и окружающему миру. <…> Это искусство, которое не обещает лучший мир где-то в конце психотерапии или перерождения души, а говорит тебе: этот мир можно и нужно менять!»[2]

Идущий впереди – не вождь и не мессия,
А просто выбрал цель и сделал шаг вперёд.
Покуда меж собой другие голосили:
«А тот ли этот путь? Туда ли он ведёт?»

Никто не хочет взять и оказаться крайним,
Порой бранятся так – Господь не приведи!
Но всё-таки идут и радуются втайне,
Что, слава Богу, есть идущий впереди.

Он может заплутать и сделать шаг неверный,
Но в поисках пути, ведущего на свет,
Идущий впереди ломает ноги первый,
Спасая ноги тем, кто движется вослед. 

Здесь стоит отметить, что по своему содержанию – призыв к социальному равенству, уважению труда и человека этого труда, подчёркивание значимости именно в творчестве идей социализма и коммунизма, – то есть пролетарская поэзия, — как направление в литературе, конечно, не ново. В частности, в советской литературе (чаще всего в поэзии) даже не выделялось подобного направления, оно было как бы само собой разумеющимся – не отметить в своём творчестве славную роль партии, не напитать свои произведения коммунистическим задором было даже как-то неприлично для настоящего поэта или прозаика (здесь существенно именно временное, я бы даже сказал — формационное, — расстояние: что было «автоматическим» в СССР, теперь есть окаянство и «сотрясание устоев», да и роль партии в разные десятилетия Союза была очень разной, это же она и завела через перестройку страну в контрреволюцию 1991-93, — прим. Д.Ч.).

Александр Кубалов

В качестве примера можно привести произведения зрелого и позднего (отчасти) Владимира Маяковского (конечно же, не его одного, но его — как наиболее яркого русскоязычного пролетарского поэта). Это для современного искусства пролетарское само по себе является чем-то необычным, не укладывающимся в рамки буржуазно-капиталистического мейнстрима, и пролетарская направленность литературы, кино, музыки вызывает неприятие, непонимание, зачастую и осуждение… Но именно оно сегодня составляет здоровую альтернативу проплаченному и обласканному грантами и денежными вливаниями попсовому хавчику, чаще всего не имеющему за душой ни значения, ни смысла.

Дмитрий Чёрный со своей второй книгой стихов «Револ материал поэмы Дом» (2000)

Постепенно переставая быть уделом андеграундных квартирников и кружков, пролетарское искусство всё громче и решительнее заявляет о себе, обращая свой яркий пламенеющий призыв к простому человеку труда, учителю, врачу, шахтёру, инженеру, рабочему… И этот призыв не остаётся незамеченным, встречая широкий отклик у тех, кто не хочет больше подчинять свою жизнь предлагаемым пропагандой подлым девизам о любви и уважении к власти, при собственной рабской немоте. (То, что призыв этот услышан, как раз 30 мая и было доказано на практике: ярким, порой шокирующим своей пролетарской прямотой, дебютантом вечера выступил рабочий-вахтовик из Владивостока Вячеслав Родионов, — прим. Д.Ч.)

Олеся Олексюк

Не стоит, однако, считать, что истоки пролетарского искусства лежат только в эпохе светлых мечтаний о счастливом коммунистическом будущем. Отнюдь! Примеры произведений, призывающих к социальной справедливости, к радикальным политическим изменениям, мы можем найти и в более ранних эпохах (даже в Античности — тот же образ и ироничное творчество раба Эзопа); другой вопрос, насколько правомерно называть эти примеры по-настоящему социально ориентированными. Скорее всего, это был бы в корне неверный вывод (потому что классы как и классовая борьба — есть результат развития общества, и формирование пролетариата не как класса-в-себе, а как класса-для-себя неизбежно предшествует пролетарскому искусству, — прим. Д.Ч.).

Алексей Бодяшкин читает лекцию о Велимире Хлебникове

Но одно можно утверждать совершенно точно – социально острые коннотации никогда не были чужды русскому искусству. Как отдельное культурное направление современное пролетарское искусство оформилось, скорее всего, в начале 90-х гг. ХХ в. Тогда появляются первые произведения (поэтические и музыкальные), наполненные духом протеста, вызванного гибелью СССР и новыми, капиталистическими социальными реалиями. Выступая против сложившейся политической ситуации в стране, осознают себя как стихийные, но всё же оппозиционеры, малые, сперва ничтожные группы внутри постсоветского общества. Появляются первые музыкальные группы, которые провозглашают этот лейтмотив протеста и бунта (интеллектуального) основным содержанием своего творчества («Анклав», «Отход», «Эшелон»). Впоследствии, уже заметно позже, формируется отельное музыкально-поэтическое сообщество — Московская рок-коммуна (МРК) — чьё творчество почти полностью основано на пролетарских по своей основной сути социальных требованиях и на пролетарском политическом лейтмотиве.  

Маша Че

Далее, подобные мотивы появляются и в музыкальных группах, близких (или принадлежащих) к МРК. Но пока, в конце 90-х и начале 00-х, это было только на уровне клубных выступлений, квартирников, узких кружков «посвящённых». Ярко заявляет о себе постсоветское пролетарское искусство (в частности, поэзия) уже во второй половине 2000-х, когда работающие в этом стиле поэты и музыканты начинают проводить открытые для широкой публики выступления**.

Ярким примером того, что пролетарская поэзия (здесь уместнее говорить только о поэзии) в полной мере обрела свои особенности, свою направленность, свой настрой, стало создание в 2024 году творческого союза «НАТЕ!», который на сегодняшний день является наиболее ярким представителем современной пролетарской поэзии.  И выступление не отдельных поэтов, а именно творческого союза «НАТЕ!» на сцене Малого зала ЦДЛ явилось не только яркой точкой в завершении литературного сезона, но смелым, ярким, острым вызовом традиционному порядку вечеров Малого зала.  

Тэм Булатов раздаёт автографы поклонницам

На сцене «Поэтической пятницы» выступили Тэм Булатов, Александр Кубалов (ALERTA), Дмитрий Чёрный («ЭШЕЛОН», МРК), Вячеслав Родионов (Владивосток), Маша Че (Троицк), Алексей Бодяшкин, Ирина Штерк, Александр Евдокимов (Рязань), Олеся Олексюк (Ленинград). И на этом вечере произведения пролетарской поэзии звучали ещё решительнее, ещё увереннее, ещё радикальнее и острее, чем могли бы прозвучать где-то в отдельности.

Вячеслав Родионов с книгой, надписанной ему опубликованными в первом сборнике «НАТЕ!»

И хочется верить, что это биение пепла уничтоженной Советской Родины в сердца молодых поэтов не останется без внимания, ответа и сочувствия. Хотя, эти встречные чувства оно уже находит – у тех, кто не пожелал себе участи немого раба из поговорки, у тех, кто понимает социальную справедливость не абстрактно, а именно как социализм (базирующийся на научном коммунизме — не на мечтах, а на марксистско-ленинской теории, — прим. Д.Ч.), для кого слова «уважение» и «труд» синонимы, а человеческое достоинство не низведено до скотского состояния наёмного раба… Хотелось бы, чтобы оно было услышано и теми, кто неправедно (и в области искусства молчаливо) находится на вершине власти. Однако молчат они себе на беду.

Цветы восстания мы бросим вам в сердца,
Когда смирение кадит молитвой.
Там, где уже не поднимают вверх глаза,
Мы рассечём молчанье словно бритвой.

И как набат грядущей красоты
В багровом зареве знамённого волненья,
Как набат, разбудят радугу цветы
Побед и возрожденья.

Цветы восстания вобрали цветом кровь
Всех, кто пожертвовал для нас собою,
Алеет в них надежда и любовь
К прогрессу, истине, а значит – к бою!

Там, где набат грядущей красоты
В бордовом зареве мятежного волненья,
Как набат, разбудят радугу цветы
Победы и прозренья.

Цветы восстания мы бросим вам в сердца,
Колен не преклоним молитвой.
Не пощадим ни бога, ни жреца
Мы, вдохновлённые великой битвой! 

И, на века свергая капитал,
Народы, разлучённые войною,
Мир построят на руинах там,
Цветы где проросли сами собою.

[4]

Корнелия ОРЛОВА


От редакции: Пара-тройка уточняющих слов всё же потребуется. Начнём с самого конца — конечно, упомянутые три рок-группы не были первыми в череде тех, кто открыто возвысил свой именно пролетарский (а не патриотический — тут важно видеть разницу) голос после финального аккорда контрреволюции — Чёрного Октября 1993 года. Упомянутый «Отход» в те времена, к слову, записывал далёкий от социальных вопросов, с претензиями на психоделичность и инструментализм альбом «То, что должно быть коротким» (1992-95) — причём членов группы не смущал вид обугленных стен «Белого дома» неподалёку от мест записи в том же Киевском районе (квартира внука героя Советского Союза Покрышкина Паши Бородина и актовый за 91-й школы на улице Воровского/Поварской), их думы летали «выше»… Первым отреагировал на ельцинский расстрел Дома Советов — Егор Летов, который был недолгое время под его стенами вместе с защитниками из национал-патриотической тусовки.

Во-первых, он возродил название своей группы, поняв по-новому актуальность «Гражданской Обороны», во-вторых, назвал он движуху, в которую стал созывать ближайшие сибирские рок-группы (даже «Калинов Мост» некоторое время там числился) «Русский прорыв». То есть национал-патриотический оттенок тогда был неизбежен: ведь Верховный Совет расстреливали чтобы начать приватизацию, стать окончательно капиталистической страной, «как на Западе». В пику этой тенденции, выступая в 1994-м в ДК «Крылья Советов» Егор Летов с Лимоновым (уже был Национал-большевистский фронт, вскоре переросший в партию) подчеркнули, что «Русский прорыв» — национал-коммунистическое движение.

Бредовенько звучит сегодня? Но было так. Так работал нерв тогдашней оппозиции, так он реагировал — а от реакции до революции, как мы знаем, большое интеллектуально-организационное расстояние…

С этим же «правым уклоном» (каким его мы видим из современности) связано содержание ранних песен групп МРК (которая образовалась лишь в 2001-м) — прежде всего группы «28 Гвардейцев Панфиловцев», вокруг которой и сформировалась МРК. Не будь ГО и «Панфиловцев», которые выступали тогда у неё на «разогреве» — не было бы МРК, это исторический факт. «Отход» тоже выступил разок на разогреве ГО 27 мая 2001-го года — тот день и считается стартом концертного бытия МРК, 24 годика ей уже полных, такова её история, которую я попытался изложить, придерживаясь хронологии и отчасти идеологии (её преобразованиям). Кроме нас ещё очень много, кто были на пути мятежно-поющем уже в 90-х: «Синдром внезапной смерти» в Прибалтике, «Адаптация» в Казахстане, «Красные звёзды» в Белоруссии, «День Триффидов» на Донбассе (просто первые вспомнившиеся). Мы лишь шли в том же направлении в Москве (а потом и в Тутаеве — «Рабочий квартал», вступивший в РК в 2003-м).

**

Пролетарская поэзия, как и всё искусство «четвёртого сословия»- конечно, существовала до того, как в России, а затем в соседних республиках пролетариат пришёл к власти, начиная с Великого Октября 1917-го года. Исследованию истоков пролетарского искусства посвящено немало советских и зарубежных книг, которые вполне ныне доступны в библиотеках. Яркий эпизод — Парижская коммуна, это близкий уже по смыслам к нашему 20-му, но всё же 19-й век. У меня есть ценный альбом картин и графики «Художники Парижской коммуны» (книга Валентина Бродского 1970-го года издания) — в общем, товарищ Корнелия, дорогу осилит идущий… В этом направлении ныне продолжают копать, исследовать, даже диссертации защищают в Литинституте, например (по Пролеткульту, по соцреализму). Безусловно, интересна последняя страница пролетарской поэзии, которую мы продолжаем писать — вплоть до решительной схватки с народившимся на наших глазах расеянским капиталом, — и кто знает, чья строка там будет самой яркой?..

*

Да, и точная цитата из «Легенды об Уленшпигеле» Шарля де Костера звучит вот так: «Пепел Клааса стучит мне в сердце». Это был мешочек, в котором хранился пепел сожжённого испанскими инквизиторами отца Тиля Уленшпигеля, и он носил его на шее, наподобие крестика. Борьба гёзов, нидерландских патриотов, с испанскими захватчиками — привела к этой казни. Юный Тиль становится гёзом после того, как испанская инквизиция предала Клааса огню. 

На следующий день после гибели Клааса его вдова и сын поднимаются на выгоревший костер и берут немного пепла с места казни. Дома мать Тиля из черного и красного кусочков ткани шьёт мешочек, наполняет его прахом казнённого и вешает на шею сыну со словами: «Пусть этот пепел, который был сердцем моего мужа, в красном, подобном его крови, и в чёрном, подобном нашей скорби, будет вечно на твоей груди, как пламя мести его палачам». Частица праха отца даёт Тилю силу бороться с врагами за свободу родной Фландрии. Всякий раз перед ответственным шагом он повторяет: «Пепел Клааса стучит в моё сердце».

На наш пролетарский язык цитата очень хорошо переводится: «пепел Класса (рабочего, отринутого от власти приватизаторами и истребляемого ими теперь в войнах) стучит в наши сердца».

Д.Ч.


[1] Евдокимов А.// «НАТЕ!» — сб., М., 2025, с. 32

[2] Там же, с. 2

[3] Там же, с. 11

[4] Чёрный Д.В. «Цветы восстания» // «НАТЕ!» — сб., М., 2025, с. 53

На самом верхнем фото — Киев, марш «Антикапитализм-2005»

8 комментариев к ««Мы рассечём молчанье, словно бритвой»»

  1. ***призыв к социальному равенству***

    Неравенство есть основа двигателя эволюции. Усреднение и приведение к «равенству» гарантирует застой и деградацию. Именно этим и закончил ныне покойный марксизм.

    Но неучам марксистм
    наука не известна.
    У них другие цели —
    отнять и все про….ть.

    Все, что с умом нажито,
    построено красиво.
    Украсть, сломать, испортить
    и заново орать.

    Вставай страна большая,
    бери дубину в руки,
    пошли мочить всех умных,
    балбесы наш оплот!

    Тем временем в нешумных
    кремлевских кабинетах
    украденное сало
    запихивают в рот.

    Пока балбесы строят
    победой коммунизма
    на Соловках далеких
    очередной острог.

    1. «Неравенство есть основа двигателя эволюции» — откуда вы вообще взяли этот бред в качестве аксиомы, Марк? социальное равенство — вот основа социального прогресса. это и доказал СССР, причём не только ростом народонаселения до 290 миллионов, но и ростом его культурного развития, где не элитка (вы же — за то чтоб большая часть благ была в руках элиты — не прикрывайтесь болтовнёй о «народовластии»), а именно рабочий класс владел ВСЕМ, следил за всем («всё вокруг Советское — всё вокруг моё»). но вам, потомкам господ, так не нравится — вам нравится наше вымирание и деградация! как приятно, что с вас стала сползать ваша масочка «За народ»…

      ну вот за пропаганду социального неравенства, которая идеально воплощается именно в фашизме, я вам и «еды не дам», надоели вы вашим однообразным перестроечно-диссидентским бубнёжем без аргументов. я понимаю, вы так возвращаете себя в годы вашей бурной молодости — но мы вам тут не Горби 😉 вы сами-то не замечаете в строках своих шизофрении?

      «Тем временем в нешумных
      кремлевских кабинетах
      украденное сало
      запихивают в рот.

      Пока балбесы строят
      победой коммунизма
      на Соловках далеких
      очередной острог.» — реально украденное, но не у «построивших личным умом», а у НАС, то есть у всех, социалистическую, общенародную собственность — нефть, газ, прочие всенародные богатства — запихивают в Трубу и получают сверхприбыль… а вы всё порождаете фантазмы про «несправедливых коммуняцких вождей» — хотя в стране более 30 лет правит олигархия, выросшая на Ваших поганых диссидентских лозунгах, на Вашем индивидуализме, который противопоставлялся коллективизму!

  2. ***социальное равенство — вот основа социального прогресса***

    Вы хотели сказать — регресса. Ибо прогресс основан на стремлении обойти конкурента. Достичь большего и лучшего. А не сидеть над разбитым корытом, как всех.

    *** за пропаганду социального неравенства***

    Ну так Вы же сами участвуете в социальном неравенстве. Вы тут админ и поэтому делаете, что захотите. И же тут Ваше социальное равенство? Одна маркситская ложь.

    *** социалистическую, общенародную собственность — нефть, газ, прочие всенародные богатства***

    Вы путаете социальность как направлении философии и политики с вещным правом. Марксизм смешал вместе нацизм и фашизм сделав эти принципиально разные явления в голове народа чем то одинаковым. А еще социальность и благосостояние — которые друг к другу никакого отношения не имеют. Вы тотально безграмотный марксистский сектант. И кроме насилия вам доказать свою точку зрения нечем. Ибо нет в природе ни одного закона, который был бы на вашей стороне.

    Что касательно нефти и газа …
    Я давным давно говор о том, что народ должен сам руководить своей жизни и своей страной. А это значит самому распоряжаться и богатствами своей страны. И жить по своим правилам и законам. Но Вы делаете вид что не слышите этого. И цепляетесь к тому, в чем недостаточно компетентны.

    Еще раз повторю — давайте собирать желания народа и переводить их в проекты законов. По которым затем проводить голосования. И показывать их с помощью писателей стране. не сразу, но до многих дойдет, что это нормально — думать о своей родине и не сидеть как квашня, пока из НАТО ракеты прилетят. А двигаться постоянно вперед так что бы НАТО хотело дружить и уважало русских. А Вы все из русских послушных нищих дебилов хотите сделать. Которые будут снова бегать строем с коммуняцкими флажками и портретом очередного марксистского фюрера.

    1. «прогресс основан на стремлении обойти конкурента» (как же вы единолично и односторонне мыслите! то-то что сами капиталист, как признавались ранее) — ну то есть (договаривайте!) ваш прогресс строится на физическом истреблении конкурента, не скрывайте ваших убеждений, Марк — вас тут давно все раскусили. вы сторонник не просто абстрактного капитализма — а того, который «намолили» нам в ходе перестройки, с распадом СССР, с войнами между его республиками.

      то есть ваш «прогресс» — это нынешняя депопуляция в России, Украине, почти везде, где раньше был СССР. не смущают ваш «прогресс» такие показатели? ведь делали всё по-вашему! и «марксистских фюреров» тут уже точно ни в чём не обвините вы — ваш век настал — ичто?

      и капитализм ваш своим хищным рылом упёрся в войну — причём воюют не капиталисты! буржуи воюют руками пролетариев. а вы — в сторонке, наподобие батюшки, возносящего молитвы этому убыльному для населения «прогрессу»

      что возразите? да-да, ваши глупые мантры про «священную свободную конкуренцию» — это сейчас ВОЙНА! мечты Чубайса и Явлинского переделать «коммуняцкий мир Швондеров в цивилизованное западное общество»- вона как обернулись, аж что и самим им страшно стало, аж убежал Чубайс от дел рук своих (и от суда) подальше…

      ну, что, Марк — цитатку из «Матрёнина двора» выкатите или из «Крутого маршрута»? ещё что-то про «уравниловку» вспомните? ваша карта «свободной и ограниченной лишь законами конкуренции» — давно бита реалиями монополизации капитала в РФ, корпорациями и госкорпорациями бита! не может быть равных условий при капитализме, всё захапывает ОДИН. а вот плановая экономика давно доказала, что она — в интересах большинства. конкуренция как «основа прогресса» приводит к всевластию элитки, сверхбогатых единиц, — она не выгодна тем, на чьих спинах катаются конкуренты. в интересах Общества — отсутствие конкуренции, планомерное развитие всех отраслей — судьбы которых решает не «Невидимая рука Рынка», а Госплан на основе статистики и социологии.

  3. ***ваш прогресс строится на физическом истреблении конкурента***

    С ума сошли?
    Прогресс это СБЕРЕЖЕНИЕ ВСЕХ ФОРМ ЖИЗНИ включая и враждебные нам. Это чрезвычайно важно для конкуренции, взаимного дополнения, взаимного обогащения, симбиоза и паразитизма. Причем последний является одним из самых сильных двигателей прогресса. Не Ваш любимый «честный пролетарский пахарь» толкает эволюцию, а в первую очередь это делают паразитические виды.

    Вы в курсе, что паразитов в видовом отношении на нашей планете больше чем не паразитирующих видов? Их функция «выедания» любых излишков в организме и биоценозе это одна из самых важных функций. Которая иммунитет тренирует, отбирает слабые и неудачные мутации. И обеспечивает прогресс во всем.

    ***буржуи воюют руками пролетариев***

    100% !!!
    Поэтому и надо призывать народ не к отдаче власти, а к исполнению этих функций самостоятельно. Иначе никогда не прекратиться этот мордор. Человечеству пора уходить от грубой формы физической эволюции через взаимное уничтожение. следующий этап это симбиотические отношения в переполненном и сложном мире. Только сложив все умы в совместный мега-интеллект мы будем способны развиваться дальше. И гораздо умнее и интереснее чем через живодерство и войны.

    ***мечты Чубайса и Явлинского переделать***

    Уже говорил несколько раз, что капитализм надо регулировать. А не отдавать на откуп и вседозволенность Чубайсам и Явлинским с Ходарковскими. И делать это надо путем принятия законов разрабатываемых народом и принимаемых тоже им. Что не понятно?

    ***плановая экономика давно доказала, что она…***

    Что она полное ничтожество и убожество. Ибо в капитализме бывают кризисы перепроизводства. А в «плановой экономике марксизма» бывают только кризисы недопроизводства. Когда людям есть нечего и в магазинах пусто. И все доставать надо и за все переплачивать. Ну право — полно уже комедию ломать.

    1. снова ловлю вас на шизофрении (скоро надоест)… «капитализм надо регулировать»… Но! «свободная, регулируемая законами конкуренция — основа экономики» — как??? как это сложить в логическую цепь, Марк? (спросите главврача — пусть посмотрит в других анамнезах)

      как только даёте старт конкуренции — начинается взаимное истребление частных собственников средств производства (меньшинства), в этом процессе выжимающих из пролетариата (большинства) прибавочную стоимость. с десятилетиями этот процесс переходит в войну (как с РФ и Украиной вышло при капиталистах — пример просто классический: сперва «Газовые войны», потом война уже настоящая) — НИКАКОЙ ЛОГИКИ в такой «регуляции», шпана вы заморская!!! (тем более природной — хотя, это ведь там сильные жрут слабого, и это вы объявляете вершиной ВАШЕЙ эволюции — бугага, — гуманист вы наш буржуазно-абстрактный)

      это то, на чём погорел ваш грёбанный капитализм — просто некому его оттащить снова на помойку Истории (отяжелел), ведь пролетариат вы и подобные вам почти уничтожили (не как класс, а как самосознание).

      плановая экономика чревата дефицитом? это началось, когда в плановую экономику стали встраивать ваш проклятый Рынок, элементы капитализма, в перестройку было дело — и он, капитализм да Рынок «невидимой рукой» стал скупать здесь, в СССР, то что мог продать дороже за пределами СССР (включая стиральные машины и телевизоры — фактов полно) — да, поэтому полки и пустели, не по вине Госплана, где работала моя умнейшая родственница. я это (очереди) помню в конце 1980-х, при Горби, и «визитную карточку покупателя» 1989-го года храню — покажу вам, если продолжите проповедовать азы либерализма тут!

      повторяю: регулируемый капитализм — это социализм (хорошо, госкапитализм по Троцкому — выбирайте что вам звучит приятнее))) — ну, и где ваши мантры про «ужжжосных вождей-коммуняк», на которых вы боитесь походить умом? в итоге вам кланяться Троцкому придётся сейчас, регулятор капитализма вы наш доморощенный — всё это давно, век назад, написано Кейнсом — не читали? он не коммунист, не марксист, если что)) ну что — вы кейнсианец или троцкист теперь? по Кейнсу действовал Рузвельт — как вам его методы? как вам концлагеря в США и «Гроздья гнева» вам как? может, оттуда что-то процитируете, а не из Солжика?

  4. ***«капитализм надо регулировать»… Но! «свободная, регулируемая законами конкуренция — основа экономики» — как??? как это сложить в логическую цепь, Марк?***

    Спасибо за конструктивный вопрос.

    Наконец я смогу заняться любимым делом — решением «нерешаемых» задач. И начнем с простого примера.

    У нас есть три семьи — Ивановы, Хачикян и Рабинович. Живут в одной деревне. При этом Иванов работящий, но не хитрый. Хачикян работящий, но хитрый. А Рабинович хитрый, но не слишком работящий (так вышло). И мы дадим каждому из них одинаковый уставной капитал и подарим каждому фирму.

    При нерегулируемом капитализме Рабинович будучи не таким работоспособным постепенно начнет сдавать свои позиции Ивановым и Хачикян. И в результате Рабиновича на рынке съедят другие двое. И поделят его рынок и недополученную прибыль с него. Рабинович заподозрит, что вокруг одни антисемиты (предположим). И главная причина его неудач не в нем самом, а в антисемитах.

    Затем более хитрый Хачикян начнет подъедать Иванова. И через некоторое время его тоже обанкротит. Оставшись на деревне монополистом — империалистом и капиталистом. В результате Иванов заподозрит, что Хачикян жулик и русофоб (предположим). И главная причина его неудач не в нем самом, а в русофобах и жуликах.

    Оказавшись на финансовом дне Рабинович и Иванов смогут проникнуться солидарностью друг к другу. И из дружеских мотивов они объединятся в поиске виновного. А затем и в поиске способа отомстить обидчику. И тогда Рабинович обвинит Хачикян в том, что тот антисемит. А Иванов добавит, что тот не только антисемит, но еще и жулик, русофоб и вообще нехристь. Поэтому с ним все понятно.

    Далее Рабинович из дружбы даст почитать Иванову труды Маркса. И через некоторе время они будут морально готовы громить дом капиталиста Хачикян. Затем наведя пролетарскую справедливость большую часть разграбленного профукают — не свое не жалко. И только потом, кое как, с грехом пополам, попробуют сами не слишком эффективно руководить тем что отняли. Не правда ли знакомый сюжет?

    Теперь делаем регулируемый капитализм.
    И с самого начала Иванов, Хачикян и Рабинович принимают закон. По которому никто из них не вправе единолично забрать более 62% рынка (они решили по золотому сечению это сделать). А это значит, что со временем к более хитрому но трудолюбивому Хачикян отойдет лишь 62%. А оставшиеся 38% между собой поделят Иванов с Рабиновичем тоже по принципу где более успешный заберет не более 62%. И в итоге у Иванова будет 23%. А у Рабинович будучи самым не трудолюбивым все равно на жизнь поимеет свои 15% от общего рынка.

    Хачикян теперь ездит на мерседесе и имеет свой легкомоторный самолет и целый парк С\Х техники. Его дети могут учиться в Гарварде — денег хватает. Иванов ездит на Тойоте имея только нужную С\Х технику. И его дети могут учиться в МГУ. А бедный Рабинович ездит на Газели, имеет лишь трактор и один комбайн. И денег на учебу только в местном экономическом факультете С\Х института. Да и то заочно.

    Рабиновичу не по деньгам иметь импортных учителей экономики. Но стимулированный личным желанием жить не хуже Хачикян он имеет денег на учебники и интернет курсы. Постепенно привыкает больше шевелиться и приучает к этому своего сына Мойшу. И вместе они со временем находят новых рынок для их С\Х продукции — открывают линию кошерной продукции для иудеев и мусульман (то, что кошерно, то тем более халяльно). И желающие кушать кашрут Москвичи, Питерцы и другие граждане заказывают продукцию у них. А местный раввин гарантирует качество и держит его под контролем. Позволяя даже клиентам приехать на ферму лично и своими глазами убедиться, как все кошерно производится там.

    А это время…
    Иванов не спит — так хочет оттяпать кусок от Хачикян. Поэтому тоже шевелится и думает как сделать свою продукцию лучше. Как построить производственные циклы более экономически грамотно. Учится, анализирует, прогрессирует и даже водку пить времени нет. И главный капиталист Хачикян понимая, что почивать на лаврах не выйдет — он не Юкос и не Газпром — не положено быть более монополистом по закону. И его недобитые конкуренты обязательно будут пытаться его догнать и перегнать. Он тоже будет вкладывать ум и силы в то чтобы прогрессировать.

    В правильно зарегулированном капитализме всегда хватит работы всем. И останется конкуренция. И будет место и деньги для создания социальных условий жизни. И каждый будет шевелиться ибо на его месте окажется другой — тот, кто это заработал трудом. И у каждой фирмы всегда будут конкуренты. Ибо ранее народом был принят «Закон о мерах регулирования капитализма».

    ps
    Привожу этот очень простой и наглядный пример для того чтобы проиллюстрировать лишь крошечную часть того, что можно и нужно сделать. Дабы в стране все были сыты, умны и дееспособны. А сама страна являлась привлекательной для жизни и конкурентоспособной даже без продажи нефти, газа и леса.

    Буду очень благодарен за конструктивные идеи, критику и предложения.

    1. Марк, очередное у вас изобретение велосипеда: описана банальная робинзонада (термин в честь Робинзона Крузо). То есть в вашей мифической ситуации небольшая группа людей поставлена в условия труда и жизни вне общества. Карл Маркс успел подробно проанализировать такие «гениальные» произведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...