21.10.2025

Не только с ГКЧП связанная дата и неделя

С 19 августа 1944 года до капитуляции немецких оккупационных сил 25 августа того же года продолжалось битва за Париж или Парижское восстание. Восстание было организовано боевой организацией Коммунистической партии Франции «Франтиреры и партизаны» (Francs-tireurs et partisans).

Не верьте обывательским великорусско-шовинистским бредням про то, что все французы, словно одна путана, легко «легли под фрицев» после поражения своей армии и канадских отрядов на Линии Мажино — помните слова Ленина о двух нациях в каждой современной нации! Движение Сопротивления, красное подполье — ещё как мощно работало в тылу нацистской оккупации Европы. Именно это непрерывное сопротивление и позволило организовать коммунистам победоносное восстание.

C 1942 года франтиреры ФТП занимались диверсиями и уничтожением немецких оккупантов и собственных, французских коллаборационистов-фашистов, которых, увы, тоже хватало во Франции — с тех самых событий в Испании, что описаны Луи Арагоном в его потрясающем своей документальностью и идейным накалом (в двух линиях повествования — «внешней», пограничной и «внутренней», французской) романе «Коммунисты», в самом начале.

К моменту Парижского восстания боевые отряды франтиреров представляли своего рода «спецназ» Коммунистической партии Франции численностью около 100 тысяч человек. Похоже это на картинку, предлагаемую недружелюбными невеждами, что родом-то из СССР, но умственно — откуда-то из малообразованной дореволюционной «Ымперии»?

Руководил франтирерами ФТП полковник Анри Роль-Танги. Коммунист, ветеран первых сражений с фашистами в Испании, взявший себе псевдоним «Роль» по имени погибшего там товарища. Именно он, Роль-Танги поставил свою подпись под актом о капитуляции гитлеровского генерала фон Хольтица.

Анри Роль-Танги или просто полковник Роль. Французский коммунист с 1925 года, ветеран Гражданской войны в Испании, где командовал французским батальоном имени Парижской Коммуны Интернациональных бригад, и… настоящий лидер французского Сопротивления. Именно ему 25 августа 1944 года, после пяти дней боёв, сдался и подписал капитуляцию командующий фашистским гарнизоном Парижа генерал Дитрих фон Хольтиц.

В отличие от распиаренного ставленника англо-американской буржуазии Шарля де Голля о нём вспоминать не любят. И в те горячие дни 1944 года все политические и военные решения лидерами союзников Черчиллем и Рузвельтом принимались исходя из одних соображений — как не допустить во Франции формирования послевоенного коммунистического правительства.

Ещё бы! Париж освобождён народными силами Сопротивления, немцы сдались коммунисту! Авторитет Коммунистической партии Франции, — основной руководящей и организующей силы Сопротивления — зашкаливает. Каждый француз прочувствовал тогда то, что поэт Луи Арагон отразил в своих стихах:

«Я, видно, позабыл, как детский сумрак сна,
Что сердцем я француз, что кровь моя красна.
Я помнил только ночь и цвет всего ночного.
Мне партия дала глаза и память снова».

Продвинуть Шарля де Голля, просидевшего всю войну в лондонских отелях, на штыках американского генерала Эйзенхауэра во главу послевоенного французского правительства — удалось. Такой лидер Франиции был нужен «союзникам». К слову, свой скромный боевой опыт де Голль получил в боевых действиях против Красной Армии на Волыни и под Варшавой на стороне белополяков в 1920-м.

Полностью и сразу отстранить коммунистов Шарль де Голль не мог — слишком уж популярны в народе были лидеры Сопротивления. После войны полковник Роль был награждён Военным крестом, Медалью Сопротивления и Орденом Освобождения. Он оставался во французской армии на постоянной основе до 1962 года.

Вот он, архитектор освобождения Парижа, слева от генерала, Де Голля которому французской буржуазией были подарены все плоды коммунистической победы в Париже. Анри смотрит свысока, как и должен смотреть передовой отряд рабочего класса на буржуазного политического деятеля.

Всю послевоенную историю Франции её буржуазная верхушка прилагала максимальные пропагандистские усилия, чтобы замылить и скрыть факт освобождения Парижа коммунистическими силами. А ведь коммунисты с полным моральным правом могли бы ответить Кейтелю: «Да! Мы вас тоже победили!».

Причём победили гораздо раньше уже всеобщей, окончательной победы мая 1945-го года.

Андрей ПЕТРУША


От редакции: Верно, завершающая август неделька — не только русской контрреволюцией 1991 года отмечена в Истории. Был и на улице прогрессивного человечества праздник в эти же дни — запомнившийся на весь ХХ век, а теперь и за его пределами освещающий путь новым борцам с реакцией, оккупацией (каковая в РФ имеет внутреннюю буржуазную природу) и фашизмом.

Здесь важно ещё один момент отметить, однако. Как Парижское, так и Пражское восстание, а впрочем и всё поэтапное освобождение европейских стран РККА и, как в случае Франции, собственным красным подпольем и союзниками, — было идеологически логичным завершением нацистской оккупации. Доведённая до логического предела капиталистическая эксплуатация и истребление «негодного человеческого капитала» по-нацистски — конечно, имела альтернативу, против которой изначально промышленники и ополчили НСДАП («национал-социализм» был модной упаковкой реванша капиталистов сперва в Германии, а затем и там, где Коминтерн видел очаги мировой революции).

Альтернативой этой был социализм марксистский, интернациональный. Гитлер сумел подчинить амбициям своего мирового господства почти всю европейскую промышленность, пополнил свою армаду целыми дивизиями стран-сателлитов — «голубая» (испанская) лишь одна из них, плата Франко за поддержку его наступления со стороны люфтваффе в 1936-38-м. Конечно, освобождая от господства «высшей расы» такие страны, как Франция и Польша, например, коммунисты были уверены, что на смену эрзац-социализму придёт подлинный, интернациональный социализм. В Польше получилось, во Франции — нет. Причин тому много, но нам интересны не они.

Сталин сказал фразу тогда, которую «абсолютно либеральный лидер» умудрился недавно тоже нахальненько приватизировать. Ему мало предельно неуместного 9 мая (ассоциирующегося с РОА, конечно) триколора, поставленного им впереди красных знамён. Он спёр и сталинские слова, сказанные им по делу: о том плане, что он в Коминтерне с Георгием Димитровым наметил задолго до начала Великой Отечественной. О народной демократии, которая сменяла оккупацию. «Где ступил сапог советского солдата — там должен быть социализм».

Ощущаете полярную разницу с пупулярной версией воришки? «Где ступил русский солдат — то НАШЕ»…

Вложившая всю свою коммунистическую душу в эту войну, освободительную не просто для советских «территорий» (отвратительно формальное слово — родом как раз из нацисткой терминологии, из «лебенсраума» и «геополитики»), а для всех прогрессивных сил европейских стран, Красная армия и ВКП(б) воплощали не «желания Сталина», но чаяния многих миллионов. Да, там где дымили трубы Аушвица и Треблинки — сжигали нацисты не просто тела людей, там горели мечты гуманистов ХХ века, надежды на продуктивное, созидательное содружество народов! Народов, которые уже видели вполне устойчивый и убедительный пример СССР; которые, как во Франции, создавали Общества дружбы с СССР…

И вот, прогнувшись под смертоносной, чудовищной в своём человеконенавистничестве реакцией, поддавшиеся страху народы стали распрямляться, один за другим… Здесь тоже работал принцип «коммунисты — вперёд». Такова история, как бы её ни пытались переписывать «наши» борцы за «историческую справедливость»… И грубые шуточки про то, что немцы «и французам» проиграли войну — уместны разве что к столу русских фашистов, ныне размахивающих знамёнами казённого антифашизма.

Роль-Танги не менее, чем генерал-тыловик Де Голль (у гостиницы «Космос»), заслуживает памятника в России. Но вряд ли те, кто в своих «геополитических» помыслах вёл в 2023-м уже на Запад, во Францию «бессмертный полк», согласятся на такой монумент. Они-то понимают, что при виде таких памятников придётся рассказывать собственным внукам, как умудрились поддаться локально-фашистским соблазнам они, потомки победителей фашизма…

Д.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...