Полвека назад на экраны вышел фильм Анджея Вайды «Земля обетованная», который стоит посмотреть либертарианцам и всем сторонникам «настоящего капитализма», а то чего-то забывать уже стали, как всё начиналось. Потому что вот так оно и было, компаньерос. Именно так выглядит настоящий, чистейший, рафинированный капитализм по Марксу, напрочь лишённый каких-либо ограничений, всяких последствий гуманизации последующих эпох и достижений рабочего движения.
Прямо иллюстрация тезиса «нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради прибыли в 300%» или «атлант расправил плечи» по-польски. Айн Рэнд бы точно понравилось, сказала бы, небось, что «всё правильно делали». Потому что по фильму женщины, дети, семья, любовь, честь, благородство, родина, традиции, религия, этика, этикет, культура — это только ресурсы для дела. Всё то, что не может служить ресурсом, должно быть утилизировано как неликвидный товар и балласт.
Вайду обвиняли в антисемитизме из-за этого фильма, что мне, конечно, кажется, довольно странным. Поскольку все персонажи (кроме нескольких второстепенных и массовки) омерзительны в одинаковой степени, просто некоторые из них являются евреями. Если так посмотреть, то он тогда уж полонофобский получается.
Поскольку в том герое, который еврей, есть хоть что-то положительное — судьба постоянно подкидывает ему возможности «кинуть» своих компаньонов с большой выгодой для себя, а он отказывается. Немец — трогательно любит невесту своего друга, но не решается претендовать. Но поляк — это уже совсем какое-то беспросветное и беспринципное гуано.
Фаворит Вайды Ольбрыхский, кстати, очень не хотел играть эту роль. И его можно понять — дело не в отрицательности (а у него есть и отрицательные роли). Дело в том что, видимо, главный красавец польского кино не хотел ассоциироваться с чем-то подобным. Эсэсовцы в кино нечасто столько негатива вызывают. Это же прямо как играть чистое ЗЛО, в котором нет вообще ничего человеческого, или маньяка-убийцу. Впрочем, персонаж и есть маньяк-убийца в прямом смысле, только вполне легальный и уверенно вписанный в капиталистическую систему.
Концовка немного предсказуема: переступив через всё, что только можно, и пройдя все стадии моральной деградации, герои идут на расстрел мирной рабочей демонстрации (что инспирировано событиями «Лодзинского мая» 1892 года). До прихода Красной армии они явно не доживут, а жаль…
Эйна СПИРИТ

От редакции: От Анджея Вайды отвернулись в России после «Катыни» (2007), в которой он поспешил отразить версию расстрела польских офицеров, не имевшую на тот момент достаточных фактических подтверждений (снял политически конъюнктурный фильм). Версия эта, напомним, была подброшена самим Геббельсом — сразу же после поражения нацистской армады в Сталинграде. Мастер пропаганды-любой-ценой понимал, что отвлечь от этого события нейтральную европейскую публику сможет только «преступление большевиков» такого масштаба. И ещё надо было внести раздор в Антигитлеровскую коалицию, чтобы затормозить открытие Второго фронта — а заступницей Польши там была, как известно, наиболее территориально близкая к рейху Британия. Причём, как мы помним, Смоленск и область были захвачены вермахтом в 1941-м, то есть задолго до Сталинградской битвы, а «преступление сталинизма» ищейки Абвера обнаружили «по свежим следам» только в 1943-м. Так что уже тогда версия Геббельса звучала сомнительно, и её тотчас забыли, словно хаотичную пальбу при отступлении.
Но что в грохоте войны забылось, пригодилось антисоветчикам гораздо позже, когда СССР стали расшатывать изнутри, когда мода на покаяние проповедовалась как средство «демократизации» (серию фальшивок на эту тему выпустили, — напечатали на подлинных печатных машинках с Лубянки, — в 1992-м году, на одной из подмосковных дач КГБ под командованием Александра Яковлева). Кстати, популяризацией этой версии занимался вместе с Яковлевым небезызвестный министерский деятель времён президентства Ельцина по фамилии Филатов, Сергей, имеющий фонд своего имени. Наполняет этот фонд его тёзка Кириенко из необъятных закромов «Росатома» — сейчас борцу за «правду Катыни» дали курировать литературку, и он иногда проводит «Липки» (помните такой молодёжно-писательский клуб и околопремиальную кутерьму?). Но вернёмся к «Катыни» и Вайде.
Версию Геббельса, гласящую что расстрел польских офицеров — очередное преступление НКВД, разбил в пух и прах серией статей публицист Юрий Мухин, долгие годы (90-00-е) издававший газету «Дуэль». Там не только верёвка, которой были связаны руки расстрелянных, но даже оружие, которым расстреливали («вальтеры») — были немецкими, а в НКВД такого количества табельных «вальтеров» не числилось (да и в принципе быть не могло) ни в те, которые «вменял» Геббельс, ни в предыдущие годы. То есть Вайда поспешно, но патриотично сел в лужу (причём получил даже премий каких-то европейских с этой лентой) — в те годы пострадать в прошлом от тоталитаризма советского было куда популярнее и вероятнее, чем от давно разоблачённого немецкого.

Но двухчасовой, эмоционально выматывающий душераздирающий фильм сыграл на «повышение ставки», и фактически сомнительное показалось на экране историческим — правящие российские «питерские» либералы (а годы правления это были медведевские) вскоре стали готовиться к акту государственного покаяния. Путин посоветовал Медведеву «отлить в граните» соответствующий памятник под Смоленском, поскольку каяться надо на века.

Были запланированы несколько мероприятий-стендапов президентов у мемориала «польских и русских жертв сталинизма» (в том же 2017-м Путин с Солженицыной откроет аналогичный перед «отжатым» у Ходорковского зданием Менатепа-СОГАЗа в Москве: «уничтожались целые сословия…»). Спичрайтерша тогдашнего премьера Джейхан Поллыева написала замечательную речь об «очередном преступном приказе Сталина о массовом расстреле иностранных граждан»…
Спасло питерский тандем от этого самоубийственного шоу чудо: самолёт Ту-154 с польской делегацией разбился, визит первых лиц отменили в связи с трауром. Мнимое преступление предков обернулось реальными жертвами потомков и ухудшило отношения вполне тогда дружественных стран. Однако к мемориалу отправили «второй эшелон» — Матвиенко, Мединского и прочих. На фото легко узнаваемы. Обратите сверху внимание на символику: словно РОА, «освободившая» Смоленск от РККА, кается перед Польшей…

Вайда вроде бы не имел к этому никакого отношения, но как активный распространитель мифа Геббельса — ещё как имел. Однако у него действительно были не только такого рода фильмы — малоценные с художественной, но очень важные с политической точки зрения. Те же «Бесы» — крайне слабый фильм, практически фильм-спектакль, который не «вытянул» даже голливудский «хэдлайнер», но ещё один камушек на чашу весов антикоммунизма.
В противовес «Катыни» и «Бесам» у него был менее «Пепла и алмаза» известный двухсерийный фильм «Пепел» — о Средневековье, о рыцарских временах, причём показанная им жестокость вельмож и панов на фоне доброты и красоты «хамов» смотрится как безжалостное бичевание шляхты и самокритика нации. Фильм стоит по философской ценности рядом с «Седьмой печатью» Бергмана.
Списывать Вайду в дешёвые буржуазные политиканы только из-за малокачественных «Бесов» с «Катынью» не стоит. Есть у него и антибуржуазное! Забывать это стыдно, а пересматривать — нужно.
Д.Ч.