20.10.2025

«С моей запятой зрения»

Подведение жюри итогов конкурса на премию им. Демьяна Бедного — уже недалече, через пару недель. Заявки тем временем продолжают поступать, вместе с произведениями. Причём стоит отметить скромность некоторых претендующих на единственную в России именно пролетарскую премию (вопросы про материальное поощрение задавать вроде бы перестали — зная, насколько «щедро» содержит нынешнее буржуазное государство «ЛР» через Минцифру): кроме имён вместе со стихами, публицистикой, прозой мы часто никакой информации об авторе не получаем. Всё в духе конспирации, всё по-нашему.

По правилам конкурса, прозвучавшим впервые в 2009-м году, все произведения мы публикуем, вовлекая наиболее активного читателя в работу жюри (все мнения, в силу прозвучавшей в них аргументации, учитываются — пусть они и «сторонние», ибо у нас тут посторонних нет, литература это прежде всего коммуникация, взаимопонимание). Однако в данном случае нам хотелось бы сразу дать (вместо скромного автора) небольшое предисловие к лаконичной подборке Андрея Новака.

Минимализм в отечественной поэзии, к сожалению, подзабыт. Это, конечно, неудивительно на фоне общего понижения «литературной температуры» с 2022 года — в период военной доминанты в госСМИ многие музы молчат, тут не до тонкостей стиля, не до нежных шёпотов на фоне взрывов, когда цена человеческой жизни стала достоянием рекламных пространств (что уж говорить о цене взгляда современника на мир, его творчества? правящий класс отчуждает в свою пользу и это)… Но вот как только появляется текст, продолжающий определённую традицию, актуализируются и её предшествия, её классики. Звёздный час минималистов, начинавших в 1960-х, незаметных на фоне «эстрадников», — настал в 90-х и самом начале нулевых.

«Лианозовская школа» — в частности, Всеволод Некрасов, Генрих Сапгир и Игорь Холин стали желанными гостями всех московских литературных площадок (во многом не без восторженной поддержки литературтреггера Мити Кузьмина). Их формульная ясность и простота некоторых стихов, больше даже понятных в печатном виде — тогда звучали понятно, актуально, иронично, хоть уже и послесловием к социальной действительности, над которой искусно и экономно иронизировали поэты-минималисты… Кто бы мог подумать, что отточенный на убористой критике социализма, минимализм пригодится и для критики сменившей его регрессной формации, для антитезы? Кажется, Новак успешно перехватил это оружие…

Д.Ч.

ПРОТИВ ПРИВАТИЗАЦИИ
 
Вор уступил вору
Бесценное за бесценок.
 
Чем ваши Гобсеки
Лучше наших генсеков?
 
На неравенство человечек
Глаза не обратил. Человека...
Воротит от воротил.


ПРОТИВ ИЛЬИНА В РГГУ
(Предупреждение)

В.
Вла.
Влас.
 
Власов,
Достав
До власти,
Будет
Власовствовать!
Великодержавная,
Всё в вашей 
Власти!
Будет --
Великобиржавничать!
 
В.
Вла.
Влас.


ВЕРЛИБР
 
С моей запятой зрения,
Каждое моё слово -- правда, --
И эту правду я буду гвоздями
Забивать в земной шар,
Пока человечество
Не пригвоздится
К истине.


ПРОТИВ!
 
Не золотоискатель,
А бессеребреник;
Правдоискатель я —
Князь СеребрЯный,
И мне от века всего-то надо,
Чтоб перестали — из автомата;
Не накрывали чтоб стекловатой
В подвале где-то в Ясиноватой...


БЕЗ "Р"  
(Посвящается В.В.Путину)
 
Я беда,  
А вы ябеда.  
Я иголка в сене,  
Вы собака на сене.  
Я оголённый кабель.  
Вы оголённый кобель.  
Вы оголённый кобель,  
Я оголённый кабель. 
Вы собака на сене,  
Я иголка в сене.  
А вы ябеда,  
Я беда. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...