Депутаты Мосгордумы выступили с инициативой установить в Пресненском районе Москвы, на Дружинниковской улице монумент в память о событиях осени 1993 года — одного из самых мрачных эпизодов новейшей российской истории. Речь идёт о жестоком противостоянии между Верховным Советом РСФСР и президентом Борисом Ельциным, которое завершилось расстрелом парламента и гибелью более тысячи людей. Голосование по выбору проекта монумента организовано на сервисе «Активный гражданин».
Напомним, что в сентябре 1993 года Ельцин, вопреки Конституции, указом №1400 «О поэтапной конституционной реформе» распустил Верховный Совет, который в марте едва не устроил ему импичмент (и набрал 614 из 699 требующихся голосов). В ответ парламент, опираясь на закон, отстранил его от власти и назначил исполняющим обязанности президента Российской Федерации вице-президента Александра Руцкого. Однако Ельцин отказался признать данное решение и ввёл в Москву войска (в «корзину» оплаты кровавого труда этих наёмников благодаря усилиям Егора Гайдара попали средства Пенсионного фонда): здесь всё решали уже не законы, а наличные силы или умение их мобилизовать на свою сторону.

2 октября в ходе сражений москвичей с ОМОНом на Смоленской площади посреди Садового кольца между двумя «Смоленскими» станциями метро возникает баррикада. С баррикады выступают Виктор Анпилов (РКРП), Илья Константинов (Фронт национального спасения), Игорь Маляров (РКСМ), многочисленные представители Совета народных депутатов СССР (создан в 1990-м). 3 октября со стороны Октябрьской площади от памятника Ленину, через Крымский мост — разгневанные указом Ельцина коммунисты и патриоты совершают стремительный прорыв в сторону Смоленской баррикады и оцепленного Верховного Совета (в здании, ставшем символом триумфа Ельцина в 1991-м, — было отключено электричество и водоснабжение).
Все ментовские преграды москвичи легко сминают на своём пути по проезжей части Садового кольца, подхватывая резиновые дубинки и алюминиевые щиты: бежит врассыпную ОМОН и другие, вооружённые даже газовыми средствами разгона демонстраций, подразделения охранителей режима Ельцина (платили им долларами — как рассказал потом участник тех событий с другой стороны, из посёлка «Речник»). Прорвавшиеся достигают не только баррикады на Смоленской, но идут далее, освобождают оцепленных тремя кольцами ОМОНа в «Белом доме» депутатов ВС РСФСР. Этот день — становится для оппозиции победным, главным периодом принятия решений и действий.
Руцкой, Макашов и Хасбулатов при поддержке Анпилова и его активистов решают двинуть силы не на близкий Кремль (где уже Ельцина ждёт вертолёт — мирный марш не прошёл бы незамеченным, как минимум западными СМИ — тем же CNN), а на телецентр «Останкино», чтобы обратиться ко всем соотечественникам. Движение к телецентру на автобусах занимает время, которое оппозиция проигрывает профессионалам в деле убийства соотечественников.
Там, после затянувшегося ожидания и затем попытки Анпилова сотоварищи прорваться в эфир с помощью… грузовика «Урал», — спецотряд «Витязь» изнутри телецентра открывает прицельный огонь по безоружным массам. Погибших под телецентром «Останкино» — уже сотни (к вопросу о лживой официальной статистике, завизированной думаками — специальной комиссией, в которую входил автор экранизированного романа «1993» Сергей Шаргунов), а завтра будет более тысячи.
4 октября 1993 года отдельные танки Кантемировской и Таманской дивизий от гостиницы «Украина», а потом и с моста, прямой наводкой расстреляли «Белый дом», символ демократии и победы контрреволюции в августе 1991-го. Сторонников парламента, посмевших защищать депутатов Верховного Совета от ельцинского произвола, подвергли репрессиям: многих расстреляли на стадионе «Красная Пресня», кому повезло — был брошен в Матросскую тишину вместе с Руцким, Хасбулатовым, Макашовым.
Эти события можно расценивать как государственный переворот, совершённый с применением фашистских методов подавления инакомыслия. Сегодняшняя власть, унаследовавшая ельцинскую систему, продолжает ту же линию на силовое устранение оппозиции.
Кстати, когда танкисты, взявшие у Ерина и Грачёва (они руководили операцией по выжиганию и выживанию из «Белого дома» защитников Дома Советов) доллары за свою поганую работу, возвращались в части — кантемировцы и таманцы поставили у ворот баки с нечистотами, чтобы вручную их пришлось оттаскивать. Так отнеслась советская ещё по духу армия к работе первых «контрактников»…

Какой памятник нужен? Два варианта — две трактовки
Макеты монумента разработаны в мастерской известного скульптора Сергея Щербакова при участии историков и общественников. Однако предложенные варианты вызывают вопросы: станет ли памятник напоминанием о трагедии или попыткой сгладить остроту тех событий?
Вариант 1: динамика конфликта или замалчивание правды?
Памятник выполнен в виде цифры «1993», стилизованной под напряженный диалог сторон. Авторы подчеркивают «энергию отстаивания своей позиции», но умалчивают, что одна из этих «сторон» применила танки против мирных граждан. Монумент позиционируется как «назидание» против повторения конфликта. При этом неясно, кого именно призывают осуждать — расстрелянный парламент или тех, кто отдал приказ стрелять и убивать москвичей?
Вариант 2: поклонный крест — символ примирения или лицемерия?
Второй вариант предлагает установить православный поклонный крест в память о погибших. Церковная символика призвана подчеркнуть «гражданское примирение», но можно ли говорить о примирении, если виновники трагедии так и не понесли наказания? Крест может стать формальным жестом, за которым последует забвение подлинной истории: Ельцин остался у власти, Конституцию РФ декабря 1993 года написали в его интересах, а жертвы так и не получили хотя бы посмертной справедливости.
Если власти действительно хотят почтить память погибших, монумент должен чётко обозначить: в 1993 году в Москве произошёл государственный переворот, сопровождавшийся массовым кровопролитием, которого могло не быть, не приди Ельцин к власти в 1991-м. Памятник обязан напоминать не о «примирении и согласии», а о том, к чему приводит узурпация власти и пренебрежение законом. Иначе это будет не мемориал, а очередной пропагандистский символ, оправдывающий преступления прошлого и настоящего.
РКП(и)
От редакции: Во-первых, отметим хорошее. Народный стихийный мемориал, возникший прямо в 1993-м и расположенный вдоль забора стадиона «Красная Пресня» (открыт ещё в 1920-х — крупнейший тогда в центре Москвы стадион) — наконец-то признан, как минимум, Мосгордумой. Нет сомнения, что это работает там немногочисленная фракция КПРФ, однако её сил достаточно чтобы поднять этот вопрос.
И, кстати, только усилиями районной организации КПРФ Красной Пресни (Политухин там 1-й секретарь поныне, вроде бы, когда-то я состоял в ней, здесь) — в частности благодаря куратору фестиваля «Песни сопротивления» Татьяне Ивановне Денисенко, — этот мемориал устоял под многочисленными нападками со стороны антинародного режима. И весь стадион планировали застроить неким «парламентским центром» из двух зданий, и прочие были идейки «затоптать» эту неприятную для триколорных в «Белом доме» память… Там же реальные захоронения убитых ельцинскими наёмниками в ментовской и военной форме, могилы, сделанные барикадниками поспешно, между двумя кольцами омоновского оцепления. Потом уже поставили звёзды, кресты, ограды. Написали на бетонном ещё заборе «Ельцин, где трупы?» (ибо часть расстрелянных на стадионе вывозили в ночь с 4 на 5 на барже, подальше от центра, сразу к крематорию).
Во-вторых, отметим плохое. Поставить православный крест в прямом и переносном смысле на Чёрном Октябре — это иезуитское решение регрессной власти, загоняющей общество в дореволюционное позапрошлое, где «самодержавие-православие-народность». Это — чёткая фиксация победы одной из сторон, торжество ельцинской линии. Ибо Ельцин-то и стал первым «подсвечником» в ХХС в 1997-м из официальных лиц, с него традиция повелась: президент + мэр, двойной такой подсвечник. Каменный крест будет надругательством над памятью погибших там коммунистов и советских патриотов, защитников Советской власти (да, в виде Совета народных депутатов — но хоть такой), которые были отнюдь не набожно-православными, но были в большинстве атеистами, сторонниками научного мировоззрения.

Почему не кровоточащая пятиконечная звезда, внутри которой просматриваются лица погибших за Советскую конституцию москвичей, например? Вот адекватный символ того противостояния — причём я бы вплёл в это столкновение два чётких символа. Флаг СССР, олицетворяющий советскую демократию — и триколор на «древке» резиновой дубинки с омоновским щитом (а лучше — прямо триколор в виде омоновского дырчатого алюминиевого щита), олицетворяющий демократию буржуазную, всего за два года обернувшуюся военной диктатурой Ельцина. Битва триколора и красного знамени/звезды на баррикаде — вот каким я вижу этот монумент.
Однако само внимание москвичей к этому мемориалу — ценно. Не исключено, что Собянин и в этот раз властной рукой сотрёт результаты голосования, если они ему не понравятся — как было при попытке через «Активного гражданина» вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь. Впрочем, в данном случае важен процесс, а не результат в его каменном окончательном виде (тем более что предложенные варианты — «оба хуже», не отражают идеологического накала тех дней — а цифры «1993» это только цифры, ещё одна реклама слабого в психологическом плане романа Шаргунова разве что).
Всех, кому интересна правда о тех событиях, эта страничка новейшей столичной истории — жду в воскресенье, кстати, в перипатетическом «Красном музее».
Д.Ч.
Там, где мне памятник стоял
На Тверском бульваре,
Опять его убрали…
И это видно за квартал —
Один лишь постамент торчит,
А памятник сквозит
Не на Тверском, а на Луне,
Её обратной стороне.
Меж кратера Москвы и кратера Мечты
В молчанье вечной немоты.
Мне видно это
С того света.
Возможно, инопланетяне
Свинтили памятник по пьяни.
С одним встречался я недаром,
Тверским прогуливаясь бульваром.
Немного времени прошло
С тех пор, как тот на НЛО
Хотел с собой меня забрать,
Но я успел его послать.
Они язык наш понимают,
Когда их явно посылают.
Хотя пришелец невысок,
А смотрит прямо в мозжечок.
Живём согласно их проекту,
Кто этого не знает…
Известно, что по интеллекту
Они наш мир опережают.
Что с гуманоидов тех взять,
Их можно только кинуть,
Или куда-нибудь послать..,
Раз не дано нам их понять,
Тем более постигнуть,
Когда в них не видать ни зги,
Когда сплошные там мозги…
К тому ж любой из них не слаб,
И в том числе по части баб.
У гуманоидов стоит
На всё, такой их алгоритм.
Хотя довольно это сложно,
Договориться с ними можно
Быстрее, чем с друзьями,
Например, с хохлами…
И памятник поставят мне
Не на земле, так на Луне.
Хотя Луна — уже не ново,
И земля — старо,
Как слово,
Как нутро,
На свете этом, как на том,
И это чувствуешь нутром.
вы вот шутите, а с одним памятником на Тверском бульваре почти такая история и приключилась в 1941-м (мой дед видел своими глазами, он работал рядом в Мерзляковском переулке, в Спорткомитете): во время бомбёжки взрывная волна выдернула памятник Тимирязеву из постамента и зашвырнула на угловой 3-этажный дом (потом его достроили до пяти этажей, в нём был магазин «Ткани»). почти на Луну отправился… но ничего: сняли оттуда краном, вернули на место, памятник не пострадал, материал был крепкий. только сколы на постаменте остались и трещина — как раз на уровне глаз
не знал… где-то Тимирязева я называл в стихах…
точнее в романе «Вечный мужчина»
Я памятник себе воздвиг прикольный…
Я в этой жизни насмеялся
И больше не могу,
Набегался, накувыркался
С занозой вечною в мозгу.
И настебался под завязку.
Будучи в ударе,
Квадрат земли себе купил
И место для себя забил
На Тверском бульваре.
И тему памятника закрыл,
Хоть это для Москвы не ново,
Где ставят памятники и коровам.
Под солнцем, верьте иль не верьте,
Всё смысл имеет после смерти.
Здесь памятники оживают,
Когда все спят..,
И по Москве ночной гуляют,
И пьют на брудершафт.
Но памятникам стало тесно
В Москве, вся в памятниках она,
А есть места поинтересней,
Например, луна,
А я луну люблю.
Ещё клочок луны куплю.
Ожидаем инопланетян
Или гуманоидов,
Чтоб ушибленных землян
Посадить на астероиды
И отправить в никуда,
Навсегда…
На хер в космос всех отправить,
Чтоб избавить
Мир от третьей мировой,
Ядерной.., само собой.
Из поэмы «Уроки Игоревы или Третья мировая…
Не горьки вы, слезы Святослава,
Горе – нам, утратившим Союз…
Не давал я подлой тройке права,
На разрыв священных братских Уз.
Беларусь, Россию, Украину
Развела она по нац-углам.
Как солдатам, рвавшимся к Берлину,
Тройка та смотреть в глаза могла?..
Как возможным стало преступленье
Через сорок шесть счастливых лет,
После адских мук и воскресенья,
После кровью вскормленных побед?
Внял народ «прорабам» перестройки,
Стал синицу-ваучер ловить,
От кремлевской очумев попойки,
Потерял судьбы великой нить.
Расстреляли ельцинские танки,
Красной Пресни берег осадив,
Дерзкие советские останки…
И, как в старь, упал на землю див,
Снова лисы брешут, волки рыщут –
Русь, она такая – лишь начни.
Оказался нож за голенищем
У чумной дудаевской Чечни.
Юг российский захлебнулся кровью.
Закрутилась карусель, пошла,
Пронеслась свирепо в Поднестровье,
В стан врагов прибалтов унесла.
Круговерть подмяла Украину,
Злоба в ней Майданом проросла…
Запад на нее узду накинул –
Жестко закусила удила.
спасибо, Юрий! как никогда стихи — в тему, поскольку тут Роскомпозор взялся редактировать поэзию Бориса Гунько — знаете такого? я напишу подробно об этом эпизоде вскоре, пока набираю фактурки…
Прочту обязательно. Интересно…
О прошлом советском тоскуем,
Бомжуем, воруем, торгуем…
Испортили жизнь миллионам людей,
Таможни стоят на границах…
Не знали дороги на Киев прямей,
Не съездишь теперь к украинцам.
На что-то приличное — нету ума,
А там и родня, и могилы…
Одно лишь осталось — война да сума,
На что только тратятся силы…
О чём там теперь сожалеют —
Что портить всё только умеют.
МАТ
Нам служит мат для связки слов,
Как показал давно Барков.
Бывает, вспомню брата,
Тот и полдня не мог прожить,
Чтоб вечным матом не покрыть
Работу и зарплату.
Бывало, встал не с той ноги,
И полетели матюги…
Я, помню, вырос, не то слово,
Средь мата русского, родного,
Что перестал и замечать,
Когда он начинал звучать.
Мир в матерном открылся свете.
И матерятся без причины
В России вечные мужчины,
Их женщины и даже дети,
И академики, и дуры,
И обалденная луна
На небе матерно видна,
И кроют матом в минкультуры…
Когда все матом говорят,
То это как бы и не мат,
В Санкт-Петербурге и в Москве,
И от восхода до заката
От мата жизнь на волоске,
И кажется, нельзя без мата.
Не надо мат в кино внедрять,
Мат можно подразумевать.
Искусством слова Русь богата,
И в том числе и в смысле мата.
Я мат в стихах не применяю,
Его я подразумеваю.