20.10.2025

«Переходящим через дорогу, перелетающим океан…»

Давненько не публиковали мы верлибров. Может это иному читателю показаться дискриминацией стиля даже…

Вообще, есть распространённое дилетантское мнение, что авторы, пишущие белые стихи, верлибры, стихи в прозе (всё это разные каноны/стили/формы) — просто не имеют чуткости к рифме. Эдакая глухота к некоей мелодике им вменяется… А отсюда, мол, и строка разрастается, и вообще, неясно, почему это стихами называть нужно…

Это не то, чтоб суждения недоброжелателей, но вот нечутких к самим верлибрам снобов-силлаботонистов — да! Тех, кто привык к канонам «италийского стиля», к мелодике и закономерностям которых окончательно приучил русскоязычного читателя А.С.Пушкин.

Ольга в танцующем 1997-м

Увы, консервативным временам/настроениям сопутствуют консервативные формы. И если рубеж 20 и 21 веков характеризовался появлением уже у широкого читателя, а не только в кругах поэтов, чуткости к верлибрам (а любые культурные практики измеряются количественно, возникают из привыкания и даже подразумевают оное, то есть требуют длительности определённой), то годов с десятых эта чуткость стала уступать место нетребовательной простоте силлаботоники (рифмы). Пресловутая стабильность… И смыслы тут устойчивее, в ячейках рифм. Верлибр же решает проблему иначе — границы смыслов тут размытые, многословие позволяет, здесь — не графика с чёткими контурами, а, скорее, акварель… Можно было бы провести мысль/параллель о сложности форм и времён — что описанию незнакомой, новой действительности и соответствуют более сложные формы стихосложения. В самой этой эмпирической аккомодации языка, ритма, созвучий как бы и выражается процесс восприятия…

Ольга Артемьева, уже знакомая читателю «ЛР» не только как поэтесса, но и как культур-треггер, начала писать как раз в те годы, что ныне называют переломными (чтобы не сказать точнее — а точности боятся потому, что времена те не прекратились, тогда установившись, их не припудрить «традиционными ценностями» и попсовыми рифмами — их рельеф это базисное, неизгладимое нечто), во второй половине 90-х.

Стиль её узнаваемо эмоционален, ироничен, артистичен, немного даже театрален. В нём есть что-то от розыгрыша обычно, но розыгрыша без потехи — в жесте её резкость и (иногда) эпатаж это способ привлечь внимание, смахнуть шоры… И когда внимание сфокусировано, а понимание парадоксально достигнуто, тотчас гротеск и сумбур сменяются нежностью, прозрениями, откровениями, искомой (первым жестом) и найденной через сложные созвучия и смысловые переклички гармонией. Стихи Артемьевой нужно читать быстро, но так, чтобы не пропустить межстрочных созвучий, которые не всегда очевидны, улавливаемы с первого раза.

Д.Ч.

***

Когда наступает зима
Собака лежит на полу.
Когда наступает зима
Стучат соседи по трубам.
Во мглу
	телевизор летит
Домашние, кажется,
        	спят.
А я рефлексирую
	   вновь

Над фразой
"Полвека назад".
Куда-нибудь,
выпить чайку.
И спать...
пока спать хорошо.


***

Стихи это что-то такое личное, 
а вы наизнанку себя, рубашкой вверх!..
Главные слова, такие важные, птицей смеются, 
рвутся, бросаются, ровными кажутся этим для тех: 
переходящим через дорогу, перелетающим океан, 
у подножья горы молящимся Богу, с прикусом я сам, 
для проституток и ангелов, для диких степных орлов, 
для притворившихся камнем, для не находящих слов, 
для стаи собак Гоанских, и для старинных надгробий. 
Главное, да, главное: своим оставаться героем, 
слабостью не питаться чужих и как будто лишних, 
с толпой не мешаться и не превращаться в прах пустоты столичных.
Время сквозь шпиль пирамиды, только Орфей наблюдает, 
в золото камня сквозь небо кто-то снова влетает.
Орфей

28.09.2016


***

Ещё раз о любви. Смиренные, постойте! 
Взлетает облако покрытое шатрами,
озёрами глубокими, 
коврами, 
деревьями с растущими словами, 
песками, 
волнами,
и миражами, напоминающими древние постройки,
над кажущимся видимым летают 
орлы и ястребы
и сонмы насекомых!
Забытые наречья вырастают,
цветами в кронах на платанах, клёнах.
- Так близко к солнцу! Не сгореть!
- Не бойся!
Из века в век легко перелетает их облако,
но иногда сгорает и не коснувшись солнца.

15.09.2015


***

В сером сердце живёт печаль, с ней соседствует радость и между строчек 
чьё-то вечное "здравствуй-прощай" и - промежутки для точек.
Мне приснится сегодня похожий сон, в нём медведицы-льдины, ключи и пряжа.
Уважаемый, милый, родной почтальон, бросьте писем и это туда же!

Быстрокрылые вечно куда-то спешат, я ползу черепахой, не видно края.
Чудо-вывески шепчут, орут, говорят: "Да-а! Ты такая!" 
В быстром ходе событий прорезалась брешь, вот ещё одна крутится, вьётся, маячит. 
Мне сценарий несут, моя роль, моя речь... Нет, а можно всё переиначить?
 
Переправить, перенести, убедительней будет, смотрите сами...
Режиссёр обессилел, устал и помреж, оператор седеет большими усами.
Я за ветер хватаюсь, за гул огня, за спасательный штиль, за чудо слова.
Снова здравствуйте! Вот и я... Да, готова.

27.09.2016 


***

Пиит лежал в снегу и грезил днём, случайностей к себе не подпуская. 
Сама природа думала о нём, снег согревал, ласкал и таял.
А он курчавой головой в плену своих абсурдных кающихся мыслей, 
Следил за звёздами, всё глядя на одну, он без неё себя уже не мыслил: 

Исчезнет, упадёт, а с ней исчезну я, под талою водой, под кромкой льдины. 
Вот холст передо мной, а я свинья и все мечтания мои непобедимы.
Пусть вразумит меня Господь! Но я во мгле! Что ветер воет, кто здесь переводчик?
В такую глушь, в неясные места, нет лошадей и заболел извозчик...
Сдавило грудь, а шапочки шнурок напомнил о давно ушедшем детстве. 
Звезда мелькнула. И мелькнула мне! Из сожаления или из мести?
 
- Володя! Детка, сколько можно спать?!- сквозь тишину, разрушив гул молчанья. 
- Я вырос, мама! 
- Что, опять?
- Я снова, мама, вырос! 
- Мальчик, чаю!

Август, 2016


***

Коля с детства боялся медведей, Маша с детства боялась индейцев, 
А Григорий Петрович скрежет мела принимал очень близко к сердцу!
Валечка дико страдала от бабочек, Ванечка мучался от паутины,
Замирало сердце Петровича от запаха нафталина!

Хохотала над страхами Леночка: 
- Хватит дёргаться, вы уже взрослые!
Бесстрашная, сильная девочка с тяжёлой мужской поступью, 
Длинных волос россыпью, с большими пустыми глазами.
- О чём вы вообще думаете? Боритесь со страхами сами!

Страхи столпились за Леночкой, жёсткой печатью мести: 
- Мы тебя с кем-то спутали! Будем работать вместе!
Мы тебя забаррикадируем, будешь на нас вкалывать, 
всё, что хотим, с тобой сделаем, сильно ты будешь плакать!

Бедная, бедная Леночка! Смотрит на красную ленточку, 
а это змея ядовитая ползёт по дачной скамеечке.
Случайно никем не тронута - бац! И лопнула ваза.

Вдруг в тишине ванной комнаты музыка из унитаза. 
Леночка, смелая девочка! Стали шалить нервишки! 
И никому не расскажешь, будут смеяться мальчишки.
Будут не верить девочки, бабушка удивится.

Страшно представить девочке близких печальные лица.
Страшно спуститься на улицу, жутко остаться дома: 
- Будут звонить, нет меня! 
- Не подходи к телефону, - шуршат обои в прихожей, 
На потолке лампочка не светит, мигает истошно: 
- Леночка, пакочка, мапачка!!!
Леночка, сильная девочка! У Лены есть идея! 
Я буду двигать время, перевирать, где я.
Стану я дикой кошкой, вырасту не разберутся, кто эта странная девушка, 
Лена, Лючинда, Люся...
Я переоденусь в красное, стану носить парики, никто не узнает Леночку,
Сгниют они от тоски, запутавшись перепутают и не успеют понять.
Леночка, милая девочка! Где же ты? Дай обнять!
Леночка

31.08.2016


***
Праздничному утру не хватало суеты Московского вокзала, снега над ликующей Невою,
барабана - бубенцов - гобоя, чаек поздоровавшихся в небе, площади свободной от причин,
Ожидания тебя с тобой одною, кружева чужих морщин. Девушек разбрасывающих розы, 
неоткрытой почты на столе, и протянутой товарищем матросом грубой папиросы в серебре,
Лошади, сбежавшей с постамента, школьников, дерущихся в снегу, на часах без четверти момента, машущих людей на берегу.

15.04.2015

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...