Среди великих имён России В. И. Ленин с глубочайшим уважением называл Н.А. Добролюбова (1836-1861). Он был последователем Белинского и соратником Чернышевского. Всего двадцать пять лет отпустила Добролюбову жизнь. Делом этой короткой жизни стало, как он сам писал, свежее и гордое Слово.
Слово Добролюбова
«Гнусно тратить время в бесплодных разговорах, когда, по нашему же сознанию, возбуждено столько живых вопросов. Не надо нам слова гнилого и праздного, погружающего в самодовольную дремоту и наполняющего сердце приятными мечтами, а нужно слово свежее и гордое, заставляющее сердце кипеть отвагою гражданина, увлекающее к деятельности широкой и самобытной…»
«Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен…»
«Пожалуйста, мой друг, не мирись с гадостью и подлостью: право, мы еще молоды, и перед нами жизни даль лежит светла, необозрима…»
«Что же нужно, чтобы в этом обществе могла водвориться разумность, могло распространиться истинное образование? Ответ будет простой: нужно изменение общественных отношений.»
«Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку…»
Слово о Добролюбове
«С сочинениями Эрлиба [Добролюбова] я отчасти знаком. Как писателя я ставлю его наравне с Лессингом и Дидро.»
Карл Маркс
«Страна, выдвинувшая двух писателей масштаба Добролюбова и Чернышевского, двух социалистических Лессингов, не погибнет…»
Фридрих Энгельс
«Говоря о влиянии на меня Чернышевского, как главном, не могу не упомянуть о влиянии дополнительном, испытанном в то время от Добролюбова – друга и спутника Чернышевского. За чтение его статей в том же «Современнике» я тоже взялся серьёзно. Две его статьи – одна о романе Гончарова «Обломов», другая о романе Тургенева «Накануне» – ударили как молния.»
В.И. Ленин
«О, как он любил тебя, народ! До тебя не доходило его слово, но когда ты будешь тем, чем хотел он тебя видеть, ты узнаешь, как много для тебя сделал этот гениальный юноша, лучший из сынов твоих.»
Н.Г. Чернышевский
«Он любил народ и глубоко верил в него. Он был убеждён, что из народной среды выйдут наиболее надёжные борцы с самодурством.»
Г.В. Плеханов
«Уж одно то, что он (Добролюбов) заставил публику читать себя, что критические статьи «Современника» с тех пор, как г.-Бов (псевдоним критика) в нём сотрудничает, разрезываются из первых, в то время, когда почти никто не читает критик,- уже одно это ясно свидетельствует о литературном таланте г.-Бова. В его таланте есть сила, происходящая от убеждения»
Ф.М. Достоевский. «Г.-Бов и вопрос об искусстве». 1861
«В тяжёлое душное время худшей эпохи царского режима суметь в несколько лет, умерев совсем ещё молодым, составить себе всероссийское имя, потрясти сердца современников, переделать тысячу умов, вписать своё имя бессмертными штрихами в историю своей родины и заслуженно завоевать себе право в дни пробуждения российского трудового народа получить из его рук памятник – мог только человек гениальный. Добролюбов был гениальный человек.»
А.В. Луначарский
«Чернышевский и Добролюбов научили его (В. И. Ленина) с ранней молодости внимательно вглядываться в жизнь, воспитали в нём особую настороженность к либеральному фразёрству, научили ненавидеть либерализм»
Н.К. Крупская, 1936
Нынешний правящий класс России как огня боится имён светочей социального прогресса в 19 веке — революционных демократов. Их имена замалчивают, оплёвывают, смешивают с грязью. Ведь они дают потомкам опасный для власти паразитов пример самопожертвования, борьбы здравого смысла и разума в период темноты реакции и мракобесия. Те ценности революционеров, которые как никогда актуальны, и сегодня способны вдохновить всех честных и порядочных людей на сопротивление социальному регрессу и революцию.
Элмар РУСТАМОВ
От редакции: Имён этих, обходимых нынче стороною историками-самозванцами, что часами на ТВ вещают о хорошем, сентиментальном вешателе Бенкендорфе и замечательном, заботливом о народе царизме как таковом (лично открыть у Кремля стелу к 400-летию Дома Романовых в 2013-м вместо стелы революционных мыслителей — нынешнему сосланному «к такой-то матери в писатели» экс-министру культуры было мало) — много. И никто, кроме нас, носителей (тоже самодеятельных — но уж «взялся за гуж…») революционной традиции, не вернёт из вытесненного в общественное бессознательное эти имена на свет Человечий, в общественное сознание.
Кстати, ещё один ярчайший революционный демократ, соратник Герцена, политический эмигрант — поэт Николай Огарёв (чудом сохранилась мемориальная доска на его доме у Никитских Ворот, возле которого шли бои красногвардейцев с юнкерами в 1917-м). Много ли мы знаем его стихов? Часто ли его цитируют на ТВ, на радио, в школах и вузах? Замечательная биографическая книга о нём выходила в серии «Пламенные революционеры» — ныне вообще забытой. Но забыть мало — надо ж ещё постебаться… И соратник Проханова Владимир Бондаренко, ещё в годину главредства в «Дне литературы» даже основал при газете серию «Пламенные реакционеры» — без самоиронии, но как-то не пошла она, не встала в ряд с советской библиотечкой… Надо научиться делать это всё категорически не смешным — нашей пропагандой, а где пропаганда не берёт, просто просвещением, по актуальным вопросам цитированием Огарёва, Добролюбова, Герцена…
Д.Ч.
