30.04.2024

Кот на плече и Кубок Марса. Сборник рассказов и повестей Александра Маркова

Книги отечественной фантастики берешь сейчас в руки с большой опаской. Обложки яркие и привлекательные, но именно про такие когда-то один классик написал, что они похожи на ядовитые лианы. Какую не откроешь, либо это романтическое фэнтези, то есть любовный роман, но с какими-то магическими элементами, либо бесконечные саги о так называемых попаданцах, в которых наши современники, оказавшись неведомым образом в другой эпохе, вдруг обнаруживают в себе поразительные способности и знания, при помощи которых начинают преобразовывать окружающее их пространство.

Популярность таких опусов свидетельствует и о кризисе жанра, и о кризисе в умах и мыслях людей, потому что они, видимо, уже разуверились в том, что могут преобразовать к лучшему окружающую их реальность, не хотят мечтать о «Светлом будущем», а хотят, как можно на дольше уйти от «Сосем не светлого настоящего». Отсюда и популярность этих многотомных и нудных книжных сериалов, порой написанных каким-то корявым языком, будто их переводили с помощью яндекс-переводчика с какого-то потустороннего языка. Жаль только, что во всех этих словесных потоках могут затеряться (и теряются) стоящие книжки.

Книга Александра Маркова, вышедшая в издательстве «Вече», во всем отличается от перечисленных мной выше произведений. Там нет попаданцев!

И там нет Магических академий, где студентки встречают принцев. И это не начало саги, а сборник рассказов и повестей. Даже самая большая из них занимает меньше сотни страниц. И это очень разные рассказы и повести. Все они в той или иной степени фантастические, хотя Александр Марков пишет и реалистические произведения. В его активе десяток опубликованных романов и несколько десятков рассказов и повестей, появлявшихся в таких знаковых журналах, как «Техника-молодежи», «Юность», «Смена», «Наука и жизнь».

Кот сидит на обложке на плече красноармейца, у которого в руках автомат ППШ. Может показаться, будто эта повесть о Великой Отечественной. Хотя нет. У солдата за спиной узнаваемые очертания Театра Российской армии (когда-то Советской), но над ним развивается триколор, а на переднем плане лежит раскрытый ноутбук. Значит время все-таки наше. Но как в наше время попал солдат из Великой Отечественной?

Все-таки попаданец или реконструктор? Не то и не другое. Солдат — голограмма, а сама повесть о девчушке, начавшей свою карьеру айтишника с того, что взломала у соседей код доступа в интернет, потому что родители не разрешали ей сидеть в сети, а многим позже она смогла сотворить такое, что о ней заговорили и стали приглашать в ток-шоу.
Айтишник, которая смогла утереть нос Цукербергу — это ведь гораздо лучше, чем те надоевшие всем самопровозглашенные звезды шоу-бизнеса, что таскаются с одного канала на другой и перемывают друг другу кости.

Про Великую Отечественную Войну рассказ в сборнике тоже есть — «Иллюзионист». Два приятеля Топилин и Васнецов участвуют в морском десанте, которому дают персонального Ангела-Хранителя. Он должен оберегать десант, а ещё его оберегают крейсера «Красный Октябрь», «Красный Восток» и «Красный Кавказ».

«Топилин всегда думал, что корабли с такими именами должны служит не на Черном море, а на Красном. Но глядишь, и туда они когда-нибудь дойдут, прорвавшись через Дарданеллы, и высадят десант на Африканское побережье. «Там жарко», – мечтательно думал Топилин: зубы у него уже стучали от холода».

Мне показалось, что имя одного из героев этого рассказа — лейтенанта Соболева — дань уважения писателю Леониду Соболеву, известному по сборнику «Морская душа».

«В кубке Марса» американская и русская база, расположенные, как нетрудно догадаться, на Марсе, устраивают хоккейный поединок. Сотрудников на обеих базах набралось лишь на две полноценные пятерки с вратарем, но соревноваться собираются не русские с американцами (и одним канадцем) и даже не мужчины с женщинами. За Кубок Марса сражаются марсиане, так что колонисты попросту бросают жребий, который и определит кто будет играть за «Ураганы Марса», а кто за «Марсианских медведей».

«Русские внесли одно предложение – переименовать команду «Пески Марса» в «Марсианских медведей». Что касается медведей и Гагарина – с ними лучше не спорить, вот мы и не стали, согласившись на новое название».

Но учитывая, какие события происходят в мире, вряд ли в обозримом будущем русские и американцы будут играть в хоккей на Марсе в смешанных командах. И на Земле-то такое теперь проблематично, из-за того, что нашим спортсменам давным-давно под разными предлогами перекрывают доступ на разные международные спортивные мероприятия.

Раздумьям о том, как Россия может сохранить свои территории, учитывая, что у нас год от года катастрофически сокращается население, посвящена повесть «Дубликат». В ней Россия воссоединилась с утраченными после распада Советского Союза территориями и даже объединилась с Индией. Государство с населением в два миллиарда человек и с такими ресурсами, которые у нас есть, будет доминировать в мире, лишь бы распределялись они честно на благо всей страны и ее жителей, а не среди кучки олигархов. Ладно, если бы они что-то стоящее могли предложить стране, а то фантазии у них хватает лишь на то, чтобы прикупить престижную движимость и недвижимость.

Итак, в город Снежинск, накрытый куполом, за счет которого там всегда комфортная погода, приезжает по программе обмена опытом следователь из Бомбея.
– Полиция, – сказал Раджив и сунул под нос мужчине свое удостоверение. На нём значилась аббревиатура СУС, получившаяся по первым буквам сочетания «Снежинский Уголовный Сыск», из-за чего за сотрудниками отделения укоренилось среди обывателей прозвище «суслики», а выражение «по сусалам наваляю» уже приравнивалось к оскорблению защитников законности. Но бытовало и еще одно прозвище – «сусальный», которое сыскарям очень нравилось.

Радживу удаётся раскрутить так называемое «Дело о замерзшем», которое сперва всем, кроме него, показалось простым и очевидным.

В повести «Договор дороже всего» аптекарь Кадаран из-за жажды наживы убил душу города и теперь тот обречен. Уже чувствуется, как на глазах ветшают здания и начинают разваливаться.

А кто же этот смелый человек Мистер Икс, который не боится выходить на арену с древними давно вымершими животными? Думает герой рассказа «Мистер Икс» и разочаровывается, увидев, что под порванной кожей на лице его кумира, сверкнул металл, а это значит, что он не человек.

И какой скандал вышел, когда один из депутатов Государственной думы вместо себя отправлял на заседания палаты, андроида, а сам в это время находился непонятно где и непонятно с кем. Впрочем, рассказ «Спарринг-партнер» не про это, а про то, как один нерадивый парень устроился на работу в боксерский клуб и что из этого вышло.
«Фестиваль трабунеков» – космически-юмористическая фантастика. Главного героя отправляют на одну из планет делать прямые включения для выпуска новостей.Наш продюсерский отдел уже связался с Ганопусом и забронировал под тебя одно из пустующих тел. Мужское. Радуйся. Я-то, конечно, всех этих перемещенцев не осуждаю. Пусть они то в женском андроиде, то в мужском оказываются – все проще, чем в исходнике пол менять – но все ж и не приветствую такое.

Александр Марков – профессиональный тележурналист и за свою жизнь сделал много прямых включений из разных точек мира, так что этот рассказ он писал со знанием дела.

Забавен рассказ «Мой первый космический корабль» — о том, как главный герой купил себе через интернет подержанный космический корабль, отправился на нем на Луну и что из этого вышло. Но это стержень рассказа, а он многослоен. Помимо своей бесшабашной веселости, он интересен антуражем. Всеми этими маленькими вкраплениями, вроде упоминания о директоре Нефтезавода, купившим Ламборджини для престижа. Но поскольку дороги в округе плохие, он боится покалечить дорогую машину об ухабы и ямы, поэтому приказал поставить её в прицеп грузовика. Вот так и ездит в свой офис. Сам сидит в салоне Ламборджини за рулем, но везет его водитель грузовика. Картинка получилась очень ассоциативная и совсем не юмористическая.

Рассказ «Игра в слова» чем-то похож по ощущениям на истории из книги братьев Стругацких «Полдень, 22 век» или рассказы Кира Булычева. Это грустная история, потому что это будущее, которое описывалось в старой советской фантастике, где люди грезят космосом и которого у нас уже никогда не будет, потому сейчас люди мечтают совсем о другом, вовсе не о космических полетах, а о новой модели смартфона. Общество потребления убило мечту о звездах, а из-за всеобщего отупления, не удивлюсь, если во время опроса на улицах, люди начнут говорить, что небеса – это хрустальный купол, а сверкают на нем драгоценные камни. Но в этом рассказе люди мечтают о далеких мирах.
Сам этот сборник, будто привет из прошлого. Узоры на обложке узнаваемы.

Издательство «Вече» возродило «Библиотеку приключений и научной фантастики», так называемую «рамку», легендарную серию, которая печаталась с середины 30-х годов прошлого века на протяжение нескольких десятилетий, прекратив свое существование вскоре после того, как распалась страна, где она появилась. В ней появлялись повести, романы и рассказы, которые становились классическими. Были в ней, упомянутые, и Стругацкие, и Булычев. Именно Кир Булычев много лет назад написал аннотацию к первому роману Александра Маркова и вот так вышло, что их книги теперь встретились в одной серии.

Сергей Мазуров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...