21.12.2024

Болевой порог

Снова и снова наш мир потрясают войны. Где-то о них читают в сводках газет, узнают из новостных репортажей. Для многих обывателей благополучных, а может, и не только благополучных стран война словно развлечение. Некоторым гражданам интересно посмотреть видео о том, как бомбят города, как крутые «рэмбо» побеждают террористов или исполняют свой воинский долг на непонятной и не нужной простому человеку войне. Они болеют за ту или иную сторону конфликта, делают прогнозы той или иной военной операции, сидя на своих диванах, призывают к борьбе за какую-то нацию, за интересы конкретных лиц.

Но есть люди, которые знают войну не по газетам или кино, а по собственному жизненному опыту. Они понимают, что война — это не что-то романтическое, а нечто ужасное. Эти люди живут среди нас. Неприметные, обычные мужчины или даже парнишки, о наличии боевого опыта у которых сразу и не догадаешься. Их опыт, переживания и боль не всем понятны, но им тоже нужно высказываться, делиться наболевшим и пережитым, говорить о том ужасе, который они видели своими глазами. Так начал свою деятельность журнал современной военной прозы «Болевой порог».

Олег Палежин, основатель и главный редактор журнала, автор книги «Болевой порог», рассказал радиостанции «Серебряный Дождь» о том, как он пришел к литературному творчеству, изданию книг ветеранов боевых действий. Палежин решил написать рассказ «Тридцать метров». Писатель поделился наработками со своими боевыми друзьями. Рассказ им понравился. В 2016 году будущему редактору позвонил его сослуживец Александр Скачков и предложил написать «большую работу». Так был дан старт созданию повести «Болевой порог» и одноименного журнала.

Повесть автобиографична и посвящена простым ребятам из деревень и городов России, которые оказались на чеченской войне. Книга рассказывает об армии конца 90-х, о войне, ненависти и злости, неоправданной жестокости. В центре событий подразделение мотострелковых войск, которое выполняет определенные задачи на территории мятежной республики. Автор утверждает, что повесть основана на реальных событиях, имена многих героев реальны. Писатель уверен в том, что его талант смог бы проявить себя и в другом литературном направлении, но именно чеченская война дала эмоциональный толчок для начала литературного творчества, она же дала и необходимый материал из самой жизни. В повести двенадцать главных героев. Каждую написанную главу Олег Палежин согласовывал со своими боевыми товарищами, которые помогали вносить корректировки. По словам автора, некоторых ветеранов было сложно разговорить, но как только они узнавали о том, что автор собирает материал для книги, рассказывали все, что им пришлось пережить на этой войне.

Олег Палежин подчеркнул, что пишет книгу для того, чтобы в первую очередь высказаться, «ответить на вопросы о том, что мы делали». Для него литературное творчество — неплохая психологическая разрядка. Писателю было важно, чтобы автобиографичная история, которую он напишет, была интересна людям, и они могли бы увидеть войну глазами ее реального участника и прочувствовать ее. Отметим, что такую же задачу ставили перед собой и другие современные авторы ветеранской прозы: Андрей Брэм, Анатолий Давыдчик, Константин Тимофеев, Станислав Штинов и другие. Брэм даже начинал писать сборник рассказов «Блокпост – 47Д» по тем же причинам, что были и у Олега Палежина. Его книга тоже увидела свет благодаря просьбе знакомых бойцов написать «большую работу». Всех перечисленных писателей объединила война. Каждый из них прочувствовал на себе ее ужасы, пережил трудное для страны время и столкнулся с предательством. Им есть о чем рассказать, они знают, на какие проблемы нужно обратить внимание, какие вопросы следует задать, какие типы героев войны изобразить. У кого-то из авторов это получается хорошо, у кого-то хуже. Но все их книги достойны внимания.

По просьбе друзей и сослуживцев Олег Палежин стал выкладывать в патриотические группы, объединения ветеранов в социальных сетях отрывки из своей книги. Через какое-то время произведение было напечатано. Писатель рассказывает, что они с товарищами думали о том, что кроме них никто эту книгу читать не будет. Но книга имела большой коммерческий успех. Ее поддержали такие легендарные журналы, как «Солдат удачи», «Братишка» (журнал спецподразделений), сообщество «Ветераны войны». Выкладывая отрывки своей книги в социальных сетях и общаясь с пользователями в сообществах ветеранов, Олег Палежин познакомился с Константином Масалевым.

Константин Масалев вошел в историю первой чеченской войны как один из наиболее известных бойцов российской армии. Константин еще более прославился на всю страну, когда в 1997-м году стал прототипом «Кости Питерского» — бойца ГРУ из нашумевшей военной драмы скандального журналиста и режиссера Александра Невзорова «Чистилище». Невзоров случайно повстречал Костю во время съемок одного из репортажей о чеченской войне. И затем решил использовать яркий образ этого солдата для своей ленты о провальном для федералов новогоднем штурме Грозного в 1994–1995-м годах.

В реальности Костя не воевал в спецназе ГРУ. Он поначалу служил в танковых войсках. В Чечне состоял в рядах так называемой «Бешеной роты» (166-й МСБр), в одном из самых боеспособных подразделений РФ, в 1994–1996-м годах. С завершением второй чеченской войны Костя попал в трудную жизненную ситуацию. В родном Питере на него напали пятеро грабителей. Масалев нападавших не пожалел, за что и попал на несколько лет в места не столь отдаленные.

Позднее Олег Палежин и Константин Мосалев созвонились. Предметом их разговора была не война, а литература. Они обсуждали любимые книги. Константин написал свою книгу «Памятник бешеной пехоте», которая существовала в электронном виде и распространялась в интернете. Олег рассказал в интервью радиостанции «Серебряный Дождь» о том, что эта книга ему очень понравилась. Более того, ему показалось, что она лучше его собственной повести «Болевой порог».

Писатель считает, что Константин писал простым языком, а мат в книге находится лишь в тех местах, где он необходим. Нецензурную лексику Олег оправдывает тем, что война — очень эмоциональное и тяжелое событие в жизни человека. Писатель считает, что издание, которое существует исключительно в электронном виде — не книга. Настоящая книга должна быть напечатана. Он предложил за свои деньги издать «Памятник бешеной пехоте» Константину. Тот согласился, и книга была напечатана, тираж быстро разошелся, и все вложенные в работу деньги окупились.

После печати книги Константина Мосалева были изданы некоторые произведения других ветеранов войны, которые тоже были успешно распроданы и имели успех у читателей. Это натолкнуло Олега Палежина на мысль о создании литературного журнала военной прозы. Так на свет появился журнал «Болевой порог», а Олег Палежин стал его главным редактором.

Сегодня журнал издает современную ветеранскую прозу, над которой работает целая команда — филологи, дизайнеры, корректоры. Олег Палежин самостоятельно оценивает «саму читабельность» издания. По его мнению, современная ветеранская проза автобиографична. От того, насколько интересна автобиография человека, как хорошо она написана и что в ней сказано, зависит успех произведения.

Ветераны, которые пробуют себя в роли писателя, которым есть о чем рассказать, могут присылать свои произведения на почту журнала. Главные критерии для того, чтобы пройти отбор и быть напечатанным, просты: автору необходимо быть ветераном боевых действий, его текст должен быть написан простым, обычным языком. Редакция журнала ставит перед собой задачу помочь начинающим авторам-ветеранам писать книги, найти своих читателей, высказаться, поделиться своим опытом, переживаниями, судьбой в художественной форме.

Со слов главного редактора журнала, их книги читают как подростки в старших классах школы, участники патриотических организаций, так и ректоры некоторых ВУЗов. Читатели присылают свои фотографии с изданными журналом книгами. Олег Палежин отметил в интервью радиостанции «Серебряный Дождь», что основная задача ветеранской прозы — показать историю войны от первого лица, чтобы читатель смог ее понять, а также попробовал ощутить то, что переживает солдат в зоне боевых действий.

Влад БОЙКО, Артель вольных критиков МГУ

Один комментарий к “Болевой порог

  1. Хорошо лежать в гробу дубовом
    Под стихи Геннадия Фролова.
    Неизвестный автор

    Фролов он в сторону могилы
    Глядит с тоскою безысходной,
    Последние теряет силы
    Наедине и принародно.
    И на одни и те же грабли
    Всё наступает днём и ночкой,
    И в самом деле умирая
    Над каждым словом, каждой строчкой…
    Одно и мучит, и грызёт
    Его в минуту роковую,
    Как будто он один умрёт,
    А остальных нас смерть минует.
    Как будто бы ужасней смерти
    Нет ничего на белом свете,
    Хотя есть пострашнее вещи
    Под солнцем в этой жизни грешной.
    Себя ещё он не добил,
    Но Русь уже похоронил.
    И развелось их, не то слово,
    Певцов до гробовой доски,
    Пиитов со времён Рубцова,
    Поэтов скуки и тоски.
    Но только в этом, право слово,
    Всем далеко им до Фролова.
    Я думаю, найти бы бабу
    Пристало русскому детине,
    Быть может, баба отвлекла бы
    От мыслей вечных о кончине.
    Но, знай, одно Фролов несёт,
    Как в ступе воду он толчёт,
    И по-другому он не может…
    Ему и баба не поможет,
    Его и баба не спасёт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...