06.10.2024

Обсуждаем «Тлю» Шевцова

13 октября в 19:00 в Москве пройдёт очередное занятие литературного кружка имени Всеволода Кочетова. На нём мы обсудим творчество безусловно противоречивого писателя Ивана Шевцова, известного своими остросоциальными романами с критикой позднесоветской действительности.

На обсуждение в этот раз мы выносим роман «Тля», вызвавший в своё время довольно широкую полемику. Мы уверены, что эта дискуссия до сих пор не потеряла своей актуальности, ведь борьба Камышевых и Барселонских, интернационализма и космополитизма, идейности и формализма продолжается и по сей день.

Особенно будем рады видеть на дискуссии наших коллег из художественного, писательского цеха!

Получить литературу для чтения по этой теме и записаться через ТГ на кружок можно здесь.

Написать, вступить в кружок: nardemocrat@yandex.ru


От редакции: Несмотря на то, что сам Всеволод Кочетов ещё не занял подобающего ему места в официальном пантеоне писательского почитания и славы (по идеологическим причинам, прежде всего: писатели-коммунисты нынче не в почёте даже у своих наследниц), литературный кружок его имени работает и выполняет очень важные, самим собою и устанавливаемые задачи. Застой и неразбериха в отечественной современной литературе, инерционный интерес к постмодернистской литературе, какие-то предельно субъективные «рейтинги» лучших книг нулевых, десятых, двадцатых годов — подтверждают, что борьба с авторитетами, начавшаяся ещё в 90-х, увы, была успешной. И вопрос ведь стоит не в банальной формулировке — «ничего святого». А так: ничего не обсуждается!

После «разгерметизации» контрреволюции, на смену идеологическому вакууму 90-х, в котором оказались равнозначны как большие писатели-соцреалисты, так и поэты периода распада (советского общественного сознания — почти распада личности), — пришла просто тишина. Кто-то давно подавился собственной желчью, новреалисты выветрились, постмодернисты тоже (лишь Пелевин отштамповывает своё имя на книгах ежегодно, блюдя правила бизьнеса и его уау-факторов) — и настала всеобщая «взаимоуважительная» и взаимоигнорирующая тишина. В которой нет места даже «усомнению», которым занимался, к примеру, покойный Дмитрий Александрович Пригов. Даже приговская ирония (его издевательское кратчайшее «стихотворение», однословное — «Товарищи!») — была ближе к Большой литературе (потому что была отношением к ней, подразумевающим её знание), чем осторожно-уважительное молчание, установившееся в 20-х после «проклятых десятых». Молчание это не граничит со знанием, оно — преддверье массового невежества, востребованного Реакцией в политической надстройке…

«Чтобы ни писали, лишь бы не молчали» — вот была предложенная Лимоновым формула подлинной, а не декларативной демократии, и по ней работаем поныне и мы, сознавая свою ответственность перед современниками и потомками (отринув накопленными за нулевые силами «моду на молчание»). Однако сейчас добиться того, чтобы «не молчали» — довольно сложно, поскольку «границы дозволенного» установлены отнюдь не на уровне лексики, а уже на политическом уровне. Что можно в такой ситуации обсуждать? Видимо, только попытки писателей исторически недавнего прошлого критиковать свою социальную действительность… В этом плане выбор кружка им. Вс. Кочетова заслуживает внимания как прецедент.

Кстати, и наши собственные планы относительно создания биографии писателя мы не откладываем в долгий ящик (а то некоторые читатели интересуются — вроде в 2022-м обещали). Увы, тут вмешался фатум: человек, на которого мы очень рассчитывали, сын Всеволода Анисимовича, скончался. Об этом сообщил редакции писатель и главред «Роман-газеты» Юрий Козлов. Наследники, конечно, остались, но с ними даже опосредованного контакта у нас нет, а доступ к архиву писателя нам необходим, чтобы книга была уровня серии «ЖЗЛ».

Очень просим по случаю откликнуться — редакционная почта в левом верхнем углу. И, конечно, рассчитываем в дальнейшем на помощь заинтересованных лиц из литкружка им. Вс. Кочетова.

Д.Ч.

2 комментария к «Обсуждаем «Тлю» Шевцова»

  1. В московской Гончарной улице висит памятная доска. Китайцы проявляют большой интерес к творчеству. Кое-что о нем есть в Академии гугл. Попадались пару пародий. Почему только «Тля»? А «Чего же ты хочешь»?

    1. Арсений — последнее названное вами произведение — Кочетова, а «Тля» — не его) см. сабж

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...