Международный конкурс молодых исполнителей русского романса «РОМАНСИАДА» отметил свой юбилей. Четверть века бесперебойной работы. Мы разговариваем с создателем и художественным руководителем конкурса, заслуженным деятелем искусств России, заслуженной артисткой России Галиной Преображенской.
— Галина Сергеевна, Указом Президента РФ подписан приказ о присвоении вам Ордена дружбы…
— Да, это было неожиданно, поэтому тем более приятно — приятно, что твоя работа замечена и высоко оценена. Это огромный стимул идти дальше.
— На сторонний взгляд, Вы и так достаточно уверенно шагаете. Слово «Романсиада» звучит во многих городах и странах, да и практически любой романсовый концерт в народе называют «романсиадой»…
— А 25 лет назад я за это, придуманное мною название конкурса, получила много критики – предлагались поэтические придумки типа «Романса звук прелестный» и в таком роде, но мне хотелось соединения трёх составляющих – романса, молодости и соревнования. А теперь это слово плотно внедрилось в культурную жизнь, и даже стало примером для других музыкальных жанров и предприятий – где-то мелькнула «Фольклориада», и даже возникла мало понятная «Филармониада» — вот уж я и вправду не думала, «как слово наше отзовётся».
— Каким для «Романсиады» был юбилейный год?
— Таким же, как и предыдущие двадцать четыре не юбилейных – полным работы. Четверть века жизни абсолютно некоммерческого проекта, растущего и развивающегося с каждым годом – таких проектов немного и в России, и в мире.
— Но всё же пандемия, карантины, запреты – всё это пришлось именно на год юбилейный. Как вы справились, выстояли – ведь «Романсиада» не только состоялась, но, как говорится, превзошла себя и по числу участников, и по географии проведения конкурса, и по созвездию новой интересной творческой молодежи?
— Я часто вспоминаю первую фразу из рассказа О.Генри «Один час полной жизни» — «Тот не жил полной жизнью, кто не знал бедности, любви и войны». Ну, бедностью «Романсиаду» не удивить, мы долгие годы перебивались «с хлеба на квас», зарабатывая авторитет и известность конкурсу, прежде чем получили, наконец, достойную поддержку государственных и общественных организаций. Держались именно на любви и вере в необходимость нашего проекта для страны, для сохранения и развития вечных истин романса, для настоящей элитарной молодежи – талантливой, знающей, оригинальной. Поэтому пандемию восприняла спокойно, как давно ожидаемую войну не только за тела, но за души, и была уверена, что всё состоится по плану – жизнь научила меня не паниковать, а продолжать работать, искать выход, новое решение, какими бы ни были обстоятельства. А план был намечен немалый – проведение всех, традиционных и новых, мероприятий системы «Романсиада»…
— Системы?
— Да, я так называю довольно сложную линейку разнообразных конкурсов, фестивалей и концертных программ, объединённых одним предметом – русским романсом.
— Сможете рассказать о её структуре, хотя бы в общем?
— Если в общем – то это жизнь в романсе, без пауз и выходных дней. На протяжении всего года в конкурсной борьбе молодежь сменяют опытные артисты и взрослые вокалисты-любители, детское творческое состязание продолжают молодые военнослужащие и ветераны, соревнуются поэты и композиторы, певцы-инвалиды… Циклы концертов: в Государственном Кремлевском дворце я представляю иностранных исполнителей русского романса, в усадьбе «Русский Парнас» — мастеров романса России. Далее – региональные конкурсные отборы «Романсиады», нас ждут города и страны – сегодня все хотят петь…
— Петь — это же прекрасно!
— Наверное, могло бы быть прекрасным, если бы не наивная и беспардонная уверенность масс, что петь, притом не дома, для мамы с папой, а на большой сцене — это проще пареной репы. Сколько я вижу наглых объявлений в интернете – «научим петь за 10 минут», «получи наш сертификат – и ты звезда» и в таком духе. Певицей и певцом подчас именуются люди, не имеющие и тени голоса. Голос имеет свои параметры – широта диапазона, звуковой объем, тембр и т.д., а мы часто слышим не голос, а какую-то физиологию, скрип, скрежет, мычание, фальшь, я уж про умение и культуру молчу. Ужасающая девальвация вокального искусства.
— А участники «Романсиады» — кто они? Они другие?
— В своём большинстве, конечно, другие. Главная наша опора – это студенты творческих учебных заведений и молодые артисты театров и концертных организаций. Другие природные данные, другая культура.
— Сегодня конкурс, по сравнению с его началом, помолодел. Сейчас соревнуются вокалисты от 17 до 26 лет. С чем связано это «омоложение»?
— Эта тенденция наметилась уже довольно давно. Честно, я и сама была удивлена сначала. Семнадцати- и восемнадацтилетние не только сражались наравне с более взрослыми, но даже побеждали, и это не детское, а вполне профессиональное и яркое пение. Вот, к примеру, победителем конкурса 2003 года стал семнадцатилетний Арсен Согомонян.
— Сегодня Арсен – мировая оперная звезда…
— Да, сегодня среди «выпускников» конкурса немало достойных. известных артистов. А ведь вначале, 25 лет назад, никто не верил, что молодежь заинтересуется романсом… Но, вопреки недоверию, каждый год в конкурс приходит более 400 человек. Я думаю, что здесь счастливо соединяются амбициозность и бесстрашие юных и волшебная сила пения. Уж если вообще безголосые стремятся петь, то настоящие голоса просто требуют реализации, а уж в романсе-то есть где и позвучать, и о молодой любви попеть… Если подумать, то в романсах поется о том же, о чем и в модных сегодняшних поделках, в основном это была легкая популярная продукция, и всё же уровень музыкального и поэтического материала иной.
— «Как стих без мысли, в песне модной дорога зимняя гладка» — Пушкин всегда кстати…
— Конечно, романсово-песенная индустрия во все века производила много музыкального мусора, но нынешние «песнопения» воочию демонстрируют деградацию эстрадной музыки. Порой хочется спросить музыкального теоретика — а музыка ли это вообще? Мелодии убогие, короткие, предсказуемые, гармония банальная, ритм примитивный. Наверное, надо как-то расширить терминологию и назвать эти поделки другим словом, но не музыкой. И «певцов» этих, и этих «композиторов». А то получается – Рахманинов композитор и малограмотный Тютькин тоже, Анна Нетребко – певица, и девочка с полным отсутствием голоса и слуха – тоже.
— Многие вам скажут – а вот именно это и есть кумиры молодежи и ее вкус, они собирают стадионы и миллионы подписчиков…
— А надо ли так подобострастно мерить жизнь и счастье миллионами подписчиков? Мой педагог, профессор Нина Николаевна Делициева, уникальная личность, красавица и характер, — учила, что не нужно обольщаться неразборчивыми восторгами зала, а ориентироваться на одного зрителя, того, кто по-настоящему глубоко знает и понимает.
— К своему стыду, впервые слышу это имя…
— Вам нечего стыдиться, она была просто великим музыкантом, а не блогершей или моделью. Сегодня ведь пишут в основном о людях медийных, из ящика, да и пишущая братия сама на том же уровне, что и ее герои — и по образованию, и по интересам.
— На юбилейном конкурсе особо заметен был один из участников , девятнадцатилетний Алексей Некрасов, и не только прекрасным голосом и выразительным пением, но и каким-то не современным романтическим обликом…
— Алёша из Сочи, пока ещё студент, но уже весьма убедительный артист и интересная личность. Его кумир – Александр Николаевич Вертинский. Алёша не подражает – он так же глубоко чувствует и много знает, как его сверстник Саша Вертинский сто лет назад. Алёша талантливый, умный, образованный, быстрый на реакцию и выдумку, имеющий свою жизненную позицию. Именно он современен и нов, спираль развития сегодня закручивается в сторону таких ребят. У него уже есть поклонники и единомышленники, и немало, и пусть такая молодежь начнет, наконец, занимать поле зрения СМИ.
— «Романсиада» — большой музыкальный проект, но его развитие серьезно отличается от работы других музыкальных конкурсов. Здесь иная, более сложная, многоступенчатая система поиска и отбора участников, иная система работы с участниками, их подготовки к последующим конкурсным и концертным испытаниям. Но всё же – в чем главное отличие?
— Когда 25 лет назад я задумала «Романсиаду», то ни одной секунды не представляла её как традиционное мероприятие с раздачей призов и грамот. Мне сразу привиделось, как понесётся наш конкурс «романсовым автопробегом по духовному бездорожью и разгильдяйству», как сложится дружная семья мастеров-единомышленников, как разрастётся молодое братство друзей-соперников, как заговорит на языке русского романса «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык».
Мне нравятся старые слоганы о мире, о дружбе всех народов, я горжусь, что именно таким орденом – Орденом Дружбы — отметило мою работу государство. Я знаю из практики, а не по газетным заголовкам, что русский язык остается языком дружбы и межгосударственного общения, объединения и взаимопонимания, и русский романс служит этому всеми своими силами
У меня прекрасные помощники, и здесь, в Москве и во многих городах и странах, люди талантливые и увлечённые. Нам многое удалось. Идея поддержана государственными властями и общественностью, в России и за рубежом создана команда организаторов-энтузиастов, а романсиадцы, уходя в свободный творческий полет, всегда рядом со своими идеями и помощью. А теперь, когда слово «Романсиада» появилось на страницах «Литературной России», возникло и чувство надежды, что развитие проекта продолжится и обретёт новую поддержку и уверенность. Сегодня на карте «Романсиады» более 100 городов России и 22 страны мира — увидим, какой станет эта карта через следующие 25 лет!
Беседу вела Александра ДУБРОВСКАЯ