28.09.2022

20-й КИНОФЕСТИВАЛЬ ВОЕННОГО КИНО

Международный фестиваль военного кино имени Юрия Озерова в этом году был посвящён Сталинградской битве, и получился юбилейным вдвойне. Восемьдесят лет — одному из главных сражений Великой Отечественной и двадцать – самому фестивалю. Впервые праздник кино состоялся в 2003 году. В день открытия кинофорума его особое значение отметил Президент России Владимир Владимирович Путин, написав в опубликованной на сайте Кремля телеграмме, что фестиваль внесёт свой вклад в сбережение памяти о героических страницах отечественной истории.

В программе этого года, традиционно представлены полнометражные игровые, документальные, короткометражные, детско-юношеские фильмы и сериалы. Советская классика вошла в программу «Солдаты свободы».

Фестиваль носит имя Юрия Николаевича Озерова, непревзойденного баталиста истории Великой Отечественной.

«Режиссер должен смотреть на всё с точки зрения Бога, – вспоминает его ученик, президент фестиваля Олег Урюмцев. – Я тогда не до конца понял смысл этих слов. Спустя 30 лет понимаю, что взгляд этот должен быть аналитическим и не только на кино, но и на жизнь». «Тогда ты хотя бы приблизишься к пониманию окружающего мира, людей», — уточнил Олег Григорьевич.

Как сейчас помнит работу с мастером и народный артист РСФСР Сергей Никоненко:

У него я сыграл солдата Сашку Голубева в «Освобождении», а через двадцать лет генерала Родимцева в «Сталинграде». Можно сказать, дослужился у мастера от солдата до генерала. Но вот чего не хватает современному кино, так это хорошей драматургии. Озеров писал с Бондаревым. Сергей Бондарчук снимал фильмы по Шолохову. Сейчас пишут, порой, те, кто даже пороха не нюхал, оттого и фильмы никакие. Как говорят, «стрелялки».

Сергей Никоненко вручает приз Анне Песковой

Одна из важных программ фестиваля – документальное кино. Многие фильмы посвящены событиям на Донбассе. Хрустальным призом фестиваля отмечены «Донбасс» режиссера Андрея Медведева, «Трибунал неотвратим» Александра Сладкова и «Война снайпера» Ольги Шехтер. А сериал «Вечная Отечественная» получил большой Хрустальный приз.

Герой фильма «Война снайпера», доброволец из Сербии, воюющий на Донбассе с позывным «Дека» был одним из гостей кинофорума:

— Я посмотрел несколько российских фильмов о Донбассе. Они правдивы. Наверное, у русского человека нет, как на Западе, стремления приукрашивать жизнь. Здесь её принимают такой, как она есть. Обычному человеку, который живет мирной жизнью в России, трудно поверить в то, что есть другая реальность. Но тот, кто воюет или снимает про войну кино, понимает.

Большой интерес у зрителей и жюри вызвал документальный сериал известного телеведущего Игоря Прокопенко «Спросите Сталина», в котором ответы на различные исторические вопросы даются словами самого Сталина, взятыми из его малоизвестных работ и архивных записей.

Гран-при в программе «Битва за жизнь» был присужден «Призракам» Макса Фадеева и Сергея Белоуса, которые провели в окопах «с лейкой и блокнотом» на линии соприкосновения почти три года. Идея фильма в том, чтобы погрузить зрителя в атмосферу реалий передовой: никакого закадрового текста, только личные переживания участников боев. Судя по тому, что фильм получил главную премию, идея реализована сполна.

 «Золотой меч» получил сериал «Начальник разведки», снятый с полным и качественным погружением в тему. Он посвящён одному из основателей советской внешней разведки Павлу Фитину. «За лучший дебют» жюри наградили режиссера фильма Дмитрия Кольцова из Якутии «Рядовой Чээрин», повествующего о подвигах охотника, ставшего в годы Великой отечественной снайпером.

Приза зрительских симпатий удостоилась лента Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином». Примечательно, что награду режиссеру вручала внучка легендарного полярного лётчика Михаила Водопьянова, тоже участвовавшего в налётах на Берлин, Мария Водопьянова.

Специальный приз за лучшие спецэффекты увезла в Китай команда создателей масштабной картины «Переправа через реку Ялуцзян» о войне в Корее. В программе игрового кино были два фильма, снятых по следам недавних событий — «Небо» Игоря Копылова о военных лётчиках в Сирии, где одну из главных ролей сыграл Игорь Петренко, и «Солнцепёк», посвящённый событиям в Донбассе 2014 года. Это истории о наших современниках, о том, что и в современной жизни всегда есть место подвигу.

Но главным триумфатором ХХ фестиваля и обладателем его гран-при стал Игорь Угольников с драмой «Учёности плоды». Кинокартина рассказывает о спасении пушкинского музея от разграбления и вывоза экспонатов в Германию во время немецко-фашистской оккупации. Продюсер «Брестской крепости», «Батальона» и «Подольских курсантов» половину своей жизни, как признаётся сам, развлекал зрителя. И ему это нравилось.

«Теперь я пытаюсь сделать так, чтобы зритель задумался, – прокомментировал свою победу Игорь Станиславович, — Очень надеюсь, что у фильма будет долгая зрительская судьба. Фильм снят честно, усилием большого количества людей».

Угольников был признан так же лучшим режиссером, а Сергей Безруков и Настасья Кербенген получили «Золотые мечи» за лучшую мужскую и женскую роль соответственно.

Настасья Кербенген благодарит жюри

– Это историческая картина, — рассказывает Настасья. — Я изучала эпоху, не просто ходила в одежде 1943 года, но и, благодаря погружению в атмосферу группы, чувствовала себя человеком 1943 года. Мне кажется, русские люди того времени были немного другие. Более размеренные, уверенные. У них была идея. Они верили, стремились к чему-то светлому даже во время страшной войны. Для меня это кино не только о Пушкине, но и, в целом, о русской культуре, о тех, кто в таких сложных условиях, как война, умели делать выбор в пользу долга, чести, и жить более высокими материями».

 Василий ФАТИГАРОВ,

военный журналист,

член жюри ХХ-го Международного фестиваля военного кино имени Ю.Н. Озерова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...