К 130-летию К. Паустовского
Есть и были в России особенно любимые писатели, сумевшие чудесным образом покорить сердце читателя, какого бы возраста он не был. Среди таких авторов – Константин Георгиевич Паустовский, лирический прозаик с романтическим отношением к жизни, людям и природе. Не случайно он был всегда не равнодушен к творчеству Александра Грина. И название первой книги, вышедшей в 1928 году, будто подтверждает это: «Встречные корабли». В Одессе, где он окончательно определился со своими планами стать писателем, Паустовский работал в газете «Моряк». Однако по рождению Константин Георгиевич – коренной москвич, появился на свет ещё в позапрошлом веке, в мае 1892 года.
Известно, что проза жизни потихоньку, как правило, сводит на нет былые романтические грёзы в человеке, в том числе писателе. Но Паустовский остался «болен» ими надолго, а точнее на всю жизнь. Когда Костя ещё жил в полноценной семье с отцом, тоже романтиком, не сидевшим на одном месте, в конце концов ушедшим даже из семьи, и строгой матерью, считавшей излишним быть мягкой с детьми. А жизнь показывает, что дети, недополучившие любви в начале жизни, ищут её восполнения позже, и, возможно, мечтательность и лиризм в творчестве Паустовского – отсюда тоже.
Остаётся добавить, что у отца Кости были казацкие корни, у матери – польские, а у бабушки – турецкие… И все они вместе, как видим, дали жизнь прекрасному явлению в нашей культуре.
А жизнь по-своему учила, упорно возвращала Костю от книг и мечтаний на землю, и, оставшись без отца, учась в шестом классе, он вынужден был зарабатывать сам — и на жизнь, и на дальнейшую учёбу. В молодости Паустовский попробовал себя в самых разных профессиях, что потом очень помогло ему как писателю. Работал кондуктором и вожатым трамвая — после того, как узнал о гибели двух своих братьев на Первой мировой войне, ведь дома ждали его помощи слепая сестра и больная мать.
Ещё в гимназические годы он понял, что без серьёзного образования нельзя рассчитывать на успехи в будущей работе, да и жизни самой. Такая целеустремлённость привела в 1911 году Паустовского сначала в Киевский университет на естественно-исторический факультет, а затем учёба продолжилась в Московском университете на лекциях по юриспруденции.
Позднее, в самый разгар революции, он послал пачку своих стихов Ивану Алексеевичу Бунину, который хорошо знал, что большинство будущих писателей, особенно совсем молодых, начинает со стихов. И ответил Паустовскому открыткой: «Думается, Ваш удел, Ваша истинная поэзия — в прозе…»
Романтик в душе, Константин с энтузиазмом принял Октябрьскую революцию, охотно ездил по стране, сотрудничая с прессой, но всё чаще убеждался, что вместе со строительством нового общества всё явственней проявляются и другие вещи: огромный разрыв между тем, что говорилось на митингах, писалось в газетах, и тем, как жил народ на самом деле, какой неимоверной ценой доставались так называемые великие победы. И писатель, словно защищаясь от негатива, облекал рассказы о новых людях и их делах в лёгкий туман романтики, причём чаще всего совершенно искренно, так как сам верил, что добро в конце концов победит.
Кстати сказать, Константин Георгиевич немало страниц, а то и целые книги посвятил истинным художникам – как пера, так и кисти. В годы репрессий он бросает вызов власти уже тем, что в 1937 году издаёт книги, посвящённые гениальным художникам Оресту Кипренскому и Исааку Левитану, словно доказывая, что великое искусство – вечно, а власть – преходяща, даже такая всесильная. И хотя повесть «Кара-Бугаз» о покорителях пустыни, начавших в труднейших условиях разработку глауберовой соли в заливе Каспийского моря, сделала имя его известным, — душа писателя уже тянулась к иным темам, хотя и не отрывалась от грешной земли.
Его духовной родиной стала Мещера. Удивительно притягательный край лесов, озер и тихих речек раскинулся на стыке трех областей – Владимирской, Московской и Рязанской. «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей», — признавался сам писатель.
В 1965 году он наряду с Михаилом Шолоховым был выдвинут на Нобелевскую премию. Лишь сам он был настроен скептически. «Сохраняя отношения с Союзом, второй раз подряд дать премию советскому писателю — не верноподданному — не посмеют», — говорил он перед этим событием. (Напомню, что в 1958 это был Пастернак. В.К.)
Так и случилось. Хотя в Италии и Швеции уже были изданы в «нобелевской» серии однотомники К. Паустовского, премию дали Шолохову за его «творчество в целом».
Однако популярность Паустовского – не модная, как это привычно в наши дни, а истинная, — была более чем весомой в Советском Союзе. Человечность, тепло и красота его писательского языка, глубина и образность повествования – непосредственно шли от сердца автора к сердцу читателя. И не случайно его похороны летом 1968 года приняли неожиданно массовый характер, с которыми можно сравнить разве что прощание с Шукшиным или Высоцким. Поклониться памяти его можно в калужской Тарусе, где Паустовский похоронен.
В 1963 году к нам приезжала Марлен Дитрих. И был вечер в Центральном доме литераторов, на котором сопровождающий её важный товарищ спросил, что бы она хотела посмотреть в Москве. Третьяковку, Большой театр? И Марлен ответила: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!» Паустовского нашли в больнице и долго уговаривали, почти против воли доставили на сцену. Через минуту к очень немолодому прозаику вышла она… и упала перед ним на колени и, схватив его руку, начала её целовать, не скрывая слёз… Потом, как все пришли в себя, она рассказала, что среди других прочитала в переводе рассказ Паустовского «Телеграмма». «С тех пор я чувствовала, как бы некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал. И вот — сбылось! Я счастлива, что успела это сделать».
Очень точно, хотя и драматично, сказал о Константине Паустовском Михаил Пришвин: «Поэт, распятый на кресте прозы».
Возможно, поэзия потеряла в его лице своего верного подданного. Но зато как выиграла проза!
Валентина КОРОСТЕЛЁВА
Евгения Емельянова
СЫНОЧКУ
Ты сказал, что завтра заглянешь,
И, обняв, прислонился ко мне.
Как живёт, интересно тёть Глаша,
Потерявшая сына в войне.
Как она, сгорбив старую спину,
Зависает в молчанье, потом
Смотрит в небо, забравшее сына,
Не прося никого ни о ком.
И в соседнем подъезде Алёна
Проводила сынка своего.
На Донбасс он уехал, довольный,
А сегодня убили его.
10 июня 2022 года.