26.04.2024

Заметки с 24-го фестиваля «Боспорские агоны»

В древней Керчи в рамках 24-го фестиваля «Боспорские агоны» (так назывались состязания в Древней Греции), прошёл литературный конкурс «На крыльях грифона». Грифоны — мифические существа, с туловищем льва и головой грифа, у которого острые когти и золотые крылья. Грифон исполнял роль стража Пантикапея, портового города между двух морей, на границе Европы и Азии, и стал символом Керчи. Кому достаётся от них веянье золотых или белоснежных крыльев, а кому – удары кривым клювом…

Здесь, среди всхолмленных степных просторов, в виду грандиозного Крымского моста и белоснежного паруса над посёлком Героевское (Эльтиген) в честь героического десанта вспомнилась, как ни странно,  недавняя поездка в Нальчик и Приэльбрусье в творческую командировку от Ассоциации писателей и издателей. За два с половиной дня, благодаря  продуманной программе (спасибо Марии Базалеевой (АСПИ) , моему однокашнику по Литинституту, замечательному балкарскому поэту Муталипу Биппаеву и председателю Союза писателей КБР кабардинцу Юрию Тхагазитову мы успели и выступить в парадном зале Республиканской библиотеки, и на митинге у скромного дома Кайсына Кулиева в Чегеме, и побывать в его высокогорной колыбели – Верхнем Чегеме. Чётко, насыщенно, содержательно.

Сначала меня, как порывистого лирика, даже раздражала современная бюрократическая система, которая требовала от нас не только тематического обоснования встреч, но  и буквально поминутного их сценария, словно я, признанный ас устных выступлений, телеведущий и профессор, не знаю, где, что и как говорить-читать. Но знаете, под клювом грифона я вдруг убедился, что многие мои коллеги утратили или игнорируют это ясное деление: есть авторская встреча (говори о себе сколько хочешь), есть расплывчатый мастер-класс (делись, поучая,  своим творческим опытом), а есть твёрдо заявленное тематическое выступление. По программе, например, по отпечатанной афише —  должны были пройти два семинара: «Русский мир на краю Ойкумены» – о культурно-просветительских ресурсах Керчи в области литературы». Как афишировано: семинар Лолы Звонаревой — доктора исторических наук, литературоведа, главного редактора альманаха «Литературные знакомства», председателя жюри ежегодного литературно-музыкального фестиваля «Интеллигентный сезон  2022» и проч. Второй семинар – «Военнообязанный литератор», творческая встреча с участием Павла Поздеева (он же помор Кринёв), писателя, лауреата всероссийских и международных литературных премий, заместителя председателя правления Союза писателей России.

Темы, конечно, весьма злободневные, и дискуссия в жаркий день могла бы завязаться. На деле всё превратилось в два рекламных авторских выступления, по-своему интересных. Оба бенефициара — авторы замечательных книг, а Лола Звонарева увидев  меня в зале картинной галереи, даже вспомнила с благодарностью о  том, как впервые опубликовала статью 22-летней в «Литературной России», где я тогда работал. Но многие ожидали другого – ведь всё красноречие было совершенно не по теме, это даже мастер-классом назвать нельзя.

Ну что бедным провинциальным авторам и единицам керчан рассказывать, как создавались красивые книги по искусству, с поездками в США, Францию и Италию? А когда вышел какой-то автор из Симферополя и стал рассказывать (по напечатанному тексту) свою биографию и про то,  как он ещё будет писать фэнтези, я просто выскользнул из зала и пошёл пить кофе. Голова раскалывалась, как будто грифон клюнул…

Это – частность, но характерная. Не только сама организация требовала  куда большей чёткости и целенаправленности, но и общее направление следовало бы выстроить, прописать. Были получены какие-то средства – что задумывалось-то? — один из многих интернет-конкурсов с объявлением победителей из разных точек страны и Крыма или какое-то пособие семинара с поиском талантов и совершенствования мастерства?

Я, опытный литератор и редактор, так и не понял сверхзадачи, а, поскольку меня никто не встретил, не просветил, то и программа сперва поражала бестолковостью. На второй день подключили ответственного куратора – преподавательницу английского, энергичную Елену Митину, но она сама начинающий поэт, только в последний день призналась, что тоже пишет стихи. «А чего ж не показала стихи автору учебника и лекций по поэтическому мастерству?» — «Постеснялась, да и как-то не по программе, вроде». Вот так программа!

В картинной галерее были подведены итоги литературного конкурса «На крыльях грифона», о котором в первые я упоминал в сети больше в негативном (организаторском) ключе. Но некоторые произведения участников, их горячая заинтересованность, культура организации со стороны Музея-заповедника, награды со вкусом и смыслом — скрасили завершение конкурса. Мне, конечно, ближе всего поэзия, да и членом жюри я был, понятно, по этому разделу, перечитал кучу присланных стихов. Мои оценки и пожелания в львиной доле (у грифона ведь туловище льва!) – при определении лауреатов учтены. Хотя сразу скажу: сверхоткрытий не было.

Первое место и золотой перо грифона завоевала Марина Кутова из Твери со стихотворением «Женское ремесло», добрым, традиционным, чем-то перекликающимся с хрестоматийным уже стихотворением Марии Аввакумовой: «Секрет белоснежных простынок» (в интернете широко представлено!). У Крутовой – тоже мама стирает:

Течением те годы унесло…

Быть женщиной — простое ремесло?

Поймёт не каждый этот подвиг тяжкий.

…А мама рядом. И её рука,

Как в детстве, исцеляюще легка…

И я целую красные костяшки.

Серебряное перо уехало в Ялту: 2-е место завоевала 18-летняя Мария Смоляр, которую я случайно услышал в прошлом году на чтениях в парке Керчи и представил её стихи в «Дне литературы». Она написала неожиданное стихотворение «Гагарин»:

Родина начинается с мамы и с космоса

Ведь с самого раннего возраста

Когда нам плетут косы

Мы смотрим на звёзды…

Диплом за третье место и бронзовое перо должна была получить сразу в Картинной галерее Виктория Соколовская из Полоцка, но наконец-то объявившийся устроитель — Вячеслав Демченко заявил: «Автора, понятно, нет… Мы пошлём награды в далёкую Беларусь». — «Но она — здесь!», — зашумели в зале. «Надо же — сюрприз!». Да не сюрприз, а южное разгильдяйство! — можно было за несколько дней фестиваля проверить, кто сумел добраться за свои. Дал бы список членам жюри заранее — я бы подсказал, потому что читал эти стихи, и даже сделал замечания лично автору, но на ходу – занятий не предусматривалось. Например, в призовом стихотворении «Камо грядеши» Виктория проникновенно вроде бы пишет:

Родина пахнет хлебом, колосом золотит,

Поит холодным квасом там, где кипит покос,

Баней грехи смывает, домом родным ютит,

Крестит и причащает, как завещал Христос.

Если «колосом золотит» ещё можно принять за лирическую вольность, то «домом ютит» — неграмотное употребление глагола без возвратной частицы. Может, так в белорусском языке, но по-русски неграмотно.

Золотое перо за прозу в младшей группе получила София Соломатина из Керчи, которая закончила 10-й класс, и чем-то напомнила мою старшую внучку Олю в этом возрасте. Подошёл к ней и спросил: «Софья, ты о чём пишешь?».

— Не Софья, а София. Пишу в основном о смерти. Вернее, о жизни и смерти….

Куда будет поступать — пока не знает.

Подарил книгу о старшем брате-Герое: о жизни и смерти почти её ровесника.

Вечером прошло яркое, хотя и несколько самодеятельное, в духе КВН, общее закрытие фестиваля «Боспорские агоны! И объявлено о начале юбилейного ХХV фестиваля, где литературной страницы, вроде, не предусмотрено, хотя по результатам нынешнего конкурса выделены бюджетные деньги для издания солидного сборника.  То есть отдельные энтузиасты и лидеры творческих организаций стараются что-то продвигать и выискивать средства. Валерий Басыров – председатель Союза писателей Крыма, в котором числится около 80 перьев,  возродил журнал «Крым» на трёх языках, в издательстве выходит около 100 книг. А другие союзы и союзики? Газета «МК в Крыму» насчитала 11 (!) таких союзов, я знаю о 9-ти. Объединяться они хотя бы  в ассоциацию по подобию АСПИ никак не хотят, Отсюда – страшная распылённость сил и средств,  просто атавизм времён Горбачёва-Ельцина. Потому слаб актив, мало помощников и нет выстроенной работы с властью.

Главную причину обозначил председатель Крымского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союза писателей России» Владимир Сорокин: «Союзы преследуют коммерческий интерес: на сегодняшний день в Крыму более 500 человек являются членами различных писательских союзов, — возмущенно говорил он. — Но назвать большинство из этих людей «писателями» можно с большой натяжкой, многим из них вообще нельзя публиковаться… Достаточно заплатить вступительный взнос, и любой желающий может получить заветные писательские «корочки».

Трудно представить, что членом союза композиторов или членом союза художников может стать человек, не создавший ни одного музыкального или художественного произведения, а членом писательского союза – пожалуйста».  Трудно не согласиться: не сказать, что я — завсегдатай Крыма, но любой мой приезд и каждая попытка разобраться в литературной жизни полуострова доказывает, что такого количества писателей – просто НЕТ! Написал и опубликовал в прошлом августе две проблемные статьи – никакой реакции. В этот приезд – даже не вникал, поскольку других поводов нервничать под ударами клюва грифона и недоумевать — хватало.

И всё равно: спасибо Крыму и устроителям конкурса за гостеприимство!

Александр БОБРОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...