25.04.2024

Память о Горьком в Киеве и Москве

В киевском метро в деревянные ящики наподобие «пожарной безопасности» поместили на «Университетеской» горельефные скульптурные изображения Пушкина, Горького, Ломоносова и Менделеева. Скрыли от глаз людских, прямой вандализации не подвергли, как бюст Пушкина в Житомире… Волна недовольства, возмущения того ещё единого культурного советско-постсоветского пространства, что пересекается с блогосферой, конечно была высока. Даже выше той, что наблюдалась в 2014-м, когда с разрушения находившегося под охраной Юнеско киевского памятника Ильичу начинался «ленинопад» — фактически вандальная, реакционная монументальная пропаганда. Пропаганда путём не возведения новых, а уничтожения прежних,  советских монументов. Объяснить и это с обывательских позиций, наверное, можно: монументальная декоммунизация до недавних пор и в РФ не считалась чем-то зазорным, и продолжалась на местах даже после начала стрельбы на Донбассе в 2014-м. В Дивеево, в Евпатории, в селе Икряном – да много ещё где.

Не отставали от бандеровцев наши местечковые либеральные и «патриотические» горе-редакторы национальной памяти и гордости. В Киеве бюсты Ковпака и Чапаева убирали от школ (имени Чапаева школа была) – в Оренбургской области, в селе Красном ставили бюст Сладкову, командиру убийц Чапаева… Полагали «редакторы», что политики это не литераторы, памятники политикам разрушать можно (они же за власть меж собой боролись), а вот литература – это альтруистическое, это для души, этого вандализм, наверное, не коснётся… Но теперь обыватели, сквозь пальцы смотревшие на вандализм «политический» в РФ, дружно возмутились «культурному» в Киеве. Как в басне Крылова – «на себя оборотиться» некогда.

Что ж, тут нас рассудит хронология. Много ли в Киеве пало советских памятников в 1991-м, когда по итогам московского майдана была провозглашена независимость Украины, в августе? Или даже потом, на протяжении всех 90-х?

Ни одного! А вот московский, первый самый майдан – ознаменовался атакой вандалов, которую поддержали муниципальные власти (да что там муниципальные – сам Гавриил Попов, мэр Москвы!), на памятник Дзержинскому. Свержение с помощью нескольких подъёмных кранов памятника работы Вучетича стало апогеем, окончательным знамением победы контрреволюции, победы «демократов» Ельцина над КГБ Крючкова (ГКЧП). Так Дзержинский до сих пор в ссылке в Музеоне, возле ЦДХ – хотя по документам по-прежнему стоит на Лубянке (вандализм не сопровождался, даже ретроспективно, никакими государственными актами осуждения основателя и руководителя ВЧК). То есть Гавриил Попов, деятельный поклонник и канонизатор генерала-предателя Власова, на посту мэра не озаботился оправданием того, что сотворили на уже переименованной в Лубянскую им площади демократы, с благословения Елены Боннер и Валерии Новодворской. Он считал, что всё и так ясно – «колесо истории» назад не вернётся.

И вот тут нам приоткрывается удивительное: да всё в Москве уже был готово к убийству СССР! Август 1991-го просто перевёл «де юре» в «де факто». Топонимику тут начали менять при Гаврииле Попове рьяно и антисоветско с 1990-го. И огорчаться сейчас тем, что в киевском метро прикрыли видимость облика Горького может только лукавый или беспамятный.

Наша-то улица Горького – где? Наша-то станция метро «Горьковская» — куда пропала с карты метро? Всё это дело рук демократов первой волны. И оно всего лишь продолжилось там, куда теперь долетает не только медлительный советский гнев, но и советские ракеты…

И когда выкорчёвывал Лужков в 2005-м памятник Горького перед Белорусским вокзалом – никто не заступился, не пикетировал, все сочли, что так и надо, что писатель тут больше не нужен, раз улица Тверская. А памятник оторвали от основы, очень грубо сняли с постамента и отвезли поближе к памятнику Дзержинскому, в Музеон, сперва бросили на землю, потому что поставить уже нельзя было… Но после того, как Лужков утратил доверие (Медведева) всё же нашлись люди, чуждые того вандалистского мышления, памятник восстановили и вернули на место в 2017-м, к 100-летию Великого Октября. «Колесо истории» всё же провернулось обратно!

Это было уже при Собянине, «возвращение из ссылки» памятника было встречено москвичами с восторгом и надеждами на дальнейшее, логичное переименование Тверской. Улицы, которая исторически, архитектурно, в рамках первого Генплана – создавалась именно как улица Горького. Улица расширялась – многие здания (это запечатлено даже в некоторых художественных фильмах 1930-х) перемещали, оттаскивали от прежней линии тротуара, некоторые вовсе сносили (как возле здания Совнаркома, затем Госплана, ныне — Госдумы). Реконструкция Тверской, строительство на ней новых домов в стиле неоклассицизма, кое-где даже из трофейного гранита, что везли для строительства «стелы победы» нацисты, – продолжилась и после Великой Отечественной. Вот как серьёзны были планы советских архитекторов и Сталина – планы увековечить имя русского писателя, воздать ему должную славу!

А потом пришёл какой-то Гавриил Попов и без референдумов – взял и лишил улицу Горького её имени. По какому праву? По праву воспоследовавшей за такими реформами топонимики контрреволюции? А улицу Чехова рядом – за компанию «разыменовали»? Ладно, Горького антисоветчики хоть знали, в чём обвинять – в «коллаборационизме»-сталинизме, что последней книгой была «Канал имени Сталина», под его редакцией. Книга уникальная и новаторская во всём, как не имевший тогда мировых аналогов, созданный инженерами-заключёнными Беломоро-балтийский канал, ударное строительство которого в ней описано Катаевым, Зощенко, Петровым, другими классиками соцреализма…

Но Чехов чем не угодил Гавриилу Попову? Продолжатели его дела пока глумятся над бюстами и памятниками Пушкину – но кто знает, может, и Чехов в чём-то виноват перед бандеровцами, как «имперский» писатель? Хоть Гоголя не трогают пока, и на том спасибо. Логику безумных прогнозировать трудно… А анамнез безумия, разобщения и культурного самоотрицания – бережно хранится в памяти москвичей, но посягнуть на регрессную топонимику никто не отваживается. Заветам Ельцина верны?

Может, покажем соседям пример по-настоящему культурной политики? А то памятник Владимиру-крестителю только на фоне Библиотеки Ленина в этом духе появился. А своего, что имеем – не храним… 

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...