Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц».
Недавно в Нью-Йорке произошло весьма знаменательное событие. В другое время, я уверен, о нём трубили бы все средства массовой информации, говорили с самых высоких трибун. Но на фоне других бурных событий оно осталось как бы незамеченным. Хотя дорога к нему заняла без малого полтора десятка лет. А старт был дан с большим опозданием.
Более сотни государств-членов ООН одобрили соглашение о защите Мирового океана. Основной целью соглашения стала защита 30% вод Мирового океана к 2030 году. Пока же, под охраной находятся только 10%.
Но и этого соглашения удалось добиться с огромным трудом. Переговоры проходили уже в пятый раз. Предыдущая межправительственная конференция по биоразнообразию завершилась в августе прошлого года безрезультатно. Слишком серьёзные интересы слишком многих стран и народов затрагивает это соглашение.
Представители развивающихся и развитых стран спорили, как справедливо разделить глубоководные ресурсы – криль, кораллы, морские губки, водоросли и бактерии, которые привлекают все большее внимание ученых и коммерческих организаций в связи с их потенциальным использованием в медицине и косметике. Отдельно велись споры о механизме создания морских охраняемых территорий и моделей изучения воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в открытом море.
В результате смогли договориться, что на охраняемой части Мирового океана введут ограничения на промысел, судоходство и геологоразведочные работы, включая глубоководную добычу полезных ископаемых. Надзор за соблюдением введенных договором правил будет вести Международный орган по морскому дну. И это серьёзный шаг по пути спасения Мирового океана, а по большому счёту и всей планеты Земля.
Дело в том, что открытое море или части океана, не являющиеся территориальными водами, фактически никому не принадлежат. А это 60% земных океанов и покрывают почти половину поверхности планеты.
Океанические экосистемы поддерживают равновесие на нашей планете, производя почти половину земного кислорода и поглощая большую часть углекислого газа. Кстати, изменение глобального климата также зависит от мирового океана.
По оценкам экспертов 87% мирового океана умирает. И вина за это лежит на человеке.
Сравнительно с недавних пор одним из основных источников загрязнения Мирового океана стала нефтедобыча. Нефть попадает в воду из-за техногенных катастроф, либо вследствие сброса нефтепродуктов морским транспортом. В результате миллионы баррелей* нефти оказываются в водном пространстве. О последствиях можно не распинаться. Они хорошо известны. Ещё один источник загрязнения – слив отходов и выбросов производств. Но также большое количество химикатов оказывается в океане вместе с бытовыми отходами. А теперь ко всем этим бедам прибавился и пластик.
Ежегодно в Океан попадает от восьми до десяти миллионов тонн пластика. И 90% этого мусора выносят в Океан 10 крупнейших рек планеты. Надо отметить, что пластиковый мусор не специально выбрасывают в реки. Но он, в большинстве случаев, очень лёгкий и его сдувает ветер. А реки уже несут его в Океан. Вносят свой вклад и корабли и морские нефтяные вышки. Подсчитано, что около 70% веса пластикового мусора приходится на рыболовецкие сети, снасти и другие отходы, прежде всего, с грузовых судов.
Эта огромная масса пластикового мусора, под воздействием ветра и морских течений медленно дрейфует по водам Тихого океана. Там между Калифорнией и Гавайями сбивается в одну огромную мусорную кашу, образуя Большое Тихоокеанское Мусорное Пятно. Оно постоянно разрастается и сейчас занимает площадь 1.600 квадратных километров. А это в два раза больше, чем площадь Франции, или одна Индия. Пятно живёт своей жизнью и становится то больше, то меньше. А со спутников его не видно. Тем не менее пятно иногда называют Восточным мусорным континентом или островом.
Но ни то, ни другое неправильно. Это именно огромное пятно мусора, которое напоминает густой суп. Пластик разлагается медленно, но быстро крошится, оседая на дно. Первыми жертвами становятся рыбы и животные, мигрирующие через район свалки. Вместе с пищей и водой пластик попадает в желудок, жабры и лёгкие океанских обитателей и никак не выводится из организма. Так что, приобретаю океаническую рыбу, любой человек рискует получить в еде ещё и пластик.
Но мусор скапливается не только на поверхности Океана. Под пятном морское дно также напоминает огромную свалку. Исследователи обнаружили, что от 70 до 90% отходов, попавших в воду, рано или поздно опускаются на дно, убивая там всё живое.
Но Тихоокеанская свалка не единственная. С ней по своим размерам соперничает Южное пятно вблизи Чилийского побережья. Оно было обнаружено сравнительно недавно — в 2016 году. Не на много меньше, но от того не менее угрожающе выглядит и другой мусорный «остров», который располагается в центральной части Индийского океана. О нём узнали в 2010 году. Есть ещё два гигантских пятна из мусора. Площадь Североатлантического мусорного пятна составляет несколько сотен квадратных километров. Примерно такой же размер имеет Южно-атлантический мусорный «остров», который дрейфует у берегов Африки.
И если посчитать, то получается, что общая площадь мусорных «островов» свыше 6 тысяч квадратных километров! Но пластик опасен тем, что он не разлагается, а распадается на мелкие частицы, затягивая хоть и тонкой, но достаточно плотной плёнкой поверхность воды. Вкупе с крупными кусками пластика и другого мусора она не даёт солнечному свету прогревать воду. Это имеет двойной негативный эффект. Прежде всего, создаёт неприемлемые условия для жизни водорослей, планктона и иных мелких организмов, что тянет за собой вымирание более крупных обитателей Океана. Сейчас же учёные приходят к выводу, что эта самая пластиковая плёнка нарушает естественный круговорот воды в природе, что сказывается на изменении климата.
Об этих проблемах хорошо знают. Знают и о том, что их необходимо незамедлительно решать. И это именно тот случай, когда промедление смерти подобно. Однако, объемы работ на многие годы, огромные затраты отпугивают, не дают приступить к решению проблемы. И одно дело, когда идёт речь о вылове мусора из устья рек, а другое – ликвидировать накопившийся. Собрать его можно, хотя и сложно. И это, в весьма незначительных количествах, уже делается энтузиастами на деньги спонсоров. Собранный мусор везут на переработку. Принимают его весьма неохотно. А когда встанет вопрос о переработке тысяч тонн мусора, то далеко не все прибрежные страны дадут на это разрешение.
На этом фоне весьма заманчиво звучит предложение российских учёных и инженеров сжигать этот мусор на месте. Современные технологии позволяют делать это, практически при нулевом выбросе в атмосферу. А из золы и шлаков формировать брикеты-кирпичи, которые можно использовать при строительстве для экстремальных условий – морские причалы, металлургические и химические предприятия и т.д.
Очистка Океана была бы весомым вкладом в улучшение глобальной экологии. Гораздо большим и эффективным, чем борьба с газами, выпускаемыми коровами и другими домашними животными, о чем волнуются экологи на Западе.
Андрей СТУРУА
ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
Мой голос внутренний всегда
Поёт одно и то же:
Всё прах под солнцем и тщета,
Иного быть не может.
Я голос внутренний люблю,
Не скучно с ним живётся,
Хотя никак и не врублюсь,
Откуда он берётся,
Чего уже не взять умом,
А это всё — облом.
Не понимаю одного:
Не отмахнуться от него
И не послать к чертям,
К прочим голосам.
Мой голос внутренний не спит,
Даже когда я сплю,
Всегда он об одном долбит…
Но я его люблю.
Сопротивляюсь я ему
И в том себя нашёл,
А это всё… венец всему…
И в этом весь прикол.