Книга рассказов «Разные двери», вышедшая совсем недавно в нижегородском издательстве «Книги», – уже вторая у Марины Соловьёвой. Хочется напомнить, что первая её книга «Усохни, перхоть, или Школа, которой больше нет» – замечательный роман о советской школе, давно уже разошлась и имела множество откликов в печати.
Я уже успел подумать о том, что в нашей отечественной изящной словесности появилась новая романистка (почему-то дамы предпочитают работать исключительно в жанре романа, и в этом есть какая-то загадка!), а тут вот тебе, пожалуйста, – вместо второго романа – сборник рассказов. Конечно, рассказ как жанр куда посложнее романа будет, поскольку в нём каждое слово на вес золота, и тем весомее, чем короче текст, потому и написать хороший рассказ не каждый романист способен.
Марина Соловьёва блестяще справилась с поставленной задачей. И особенно радует, что писательница сумела это сделать, практически не использовав широкий пласт средств художественной выразительности, а ведь именно этому нас настойчиво учили во всевозможных ЛИТО, включая Литинститут, разумеется.
Если меня попросят назвать литературного антипода Марины Соловьёвой, то я назову, скорей всего, Ивана Алексеевича Бунина. Целокупный и неповторимый мир природы и родного языка не слишком волнует писательницу, она никогда не напишет «полый голос кукушки» или «ягоды туманно-сини на можжевельнике сухом». Её мир – исключительно люди, сложный и постоянно меняющийся мир человеческих взаимоотношений, на основании которых она и описывает такие, казалось бы, известные и вечные явления как дружба, любовь, преданность, мужество и самопожертвование.
«Ну и что в этом интересного? – спросит читатель. – Ведь об этом уже писали тысячи раз, начиная с древнейших времён, на древнеарамейском, древнегреческом, латыни!». Конечно, писали, но не так. Сила настоящего писателя в том и заключается, что заставляет читателя сопереживать своим героям, идентифицировать себя с ними. «Как будто это я лежу», – написал Твардовский об убитом на финской войне мальчике-красноармейце, и слова одного из крупнейших поэтов века минувшего отзываются в наших душах многократным и гулким умопомрачительным эхом.
Десять рассказов, вошедшие в книгу, представляют собой единый цикл, который объединяет общая концепция построения сюжета. В предисловии писательница подаёт золотой ключик гипотетическому критику: «В определённый судьбоносный, ключевой момент человек попадает на некий перекрёсток жизни с несколькими приоткрытыми дверями, и нужно выбрать одну единственную для продолжения пути».
Проблема выбора, безусловно, одна из труднейших для человека, и это всегда отмечали психологи. Именно этой проблеме и посвящена книга рассказов талантливой писательницы.
Вторая проблема, которая так или иначе присутствует во всех рассказах Марины Соловьёвой, это проблема Злой Воли. Не случайно мне захотелось написать это словосочетание с прописных букв – слишком много оно означает для автора.
Герои рассказа «Аллергия» – люди среднего возраста, испытывая одиночество после эмиграции единственной дочери, сначала безрезультатно пытаются родить нового ребёнка, а потом берут мальчика из детского дома. Но мальчик страдает аллергией на кошачью шерсть и жить вместе с котом не может. Проблема выбора между чужим ребёнком и давно уже ставшим родным животным приводит к трагедии – мужчина не выдерживает постоянного стресса и уходит из семьи. Вместо того, чтобы подчиниться судьбе и дожить свою жизнь в мире и согласии, своевольные люди испытывают её и приходят к краху.
Очень тонко и психологически выверено раскрывается тема Злой Воли в рассказе «Анестезия». На мой взгляд, это один из лучших рассказов сборника. В античное время и Средние века уже была хирургия, но анестезиология практически отсутствовала. То есть человек просто терпел боль и всё. Очень поздно стали применять обезболивание в стоматологии и в акушерстве. Но современный человек привык к комфорту и не собирается терпеть боль по умолчанию.
Героиня рассказа, столичная музыкантша Анна, пользуясь оказией, хочет встретиться с любимым человеком своей молодости, анестезиологом Петром. Она ставит перед собой цель вновь стать молодой и красивой и делает всё, чтобы понравиться бывшему возлюбленному. Но Злая Воля всегда наказуема. В условленном месте далёкой Испании её встречает вовсе не сексуальный мачо, а старый, толстый, плешивый и потрёпанный дядька. Такой образ возлюбленного не устраивает героиню, ей необходим наркоз, чтобы воспринимать мир без боли.
Интересно, что Злая Воля в каждом рассказе писательницы предстаёт перед нами, как Гудвин, Великий и Ужасный, в новом образе. Так, в рассказе «Кукла» – это Злая Воля родителей, воспринимающих свою дочь как игрушку и считающих себя в праве распоряжаться её судьбой. В рассказе «Переходный возраст» желание одной из героинь прокатиться по жизни за счёт талантливого и успешного мужчины оборачивается рождением девочки-инвалида.
Злая Воля наглой и самолюбивой женщины, вызвавшей бригаду скорой помощи, не имея для этого серьёзных оснований, приводит к смерти девушки, попавшей в ДТП, которой эта самая бригада не успевает своевременно оказать медицинскую помощь (рассказ «Метаморфозы»). Воспитанный на прозе Тургенева и Бунина, Нагибина и Пришвина, Паустовского и Юрия Казакова, я никогда не дорожил сюжетом, считая его второстепенным явлением в прозе. Рассказы талантливой нижегородской писательницы заставили меня несколько пересмотреть свою позицию . Ну, а тот неоспоримый факт, что они читаются почти взахлёб – как говорится, дорогого стоит.
Евгений ЭРАСТОВ
Марина Соловьёва. Разные Двери. – Нижний Новгород: Издательство «Книги», 2023. – 224 с.