Познакомился я Сашей Мухаревым в первой половине десятых годов. Появился он в Кемерове внезапно, неожиданно. Скорее всего, неожиданно даже для самого себя. Ему пришлось уехать из города, который тогда можно было назвать украинским, а сегодня он – пока ещё украинский. Но по всем признакам он всегда был и есть – русский город, где живут русские люди и говорят на русском языке. И, надеюсь, в скором времени войдёт в состав России и будет по-настоящему русским. Имя города – Днепропетровск. Уехать Саше пришлось из-за преследований укронацистов (в 2014-м, после того, как его индивидуальная защита памятника Ленину у горсовета, — стоял одиночным пикетом, — стала общеизвестным фактом среди литобщественности, которая и «стукнула» в СБУ, — прим. ред.).
Уезжать, конечно, было нелегко. Пришлось разом оборвать многочисленные, годами накопленные литературные связи, да и просто – дружеские, товарищеские. В Кузбасс Саша приехал, потому что здесь, в Прокопьевске, когда-то жили его родители. Но для жизни он выбрал Кемерово, где довольно быстро вошёл в литературную среду областного центра.
Борис Бурмистров, работавший тогда директором Дома литераторов Кузбасса, взял Мухарева в штат ДЛК. Но проработал там Саша недолго. ДЛК был объединён с Домом художников, и вместо двух учреждений появилось одно – Кузбасский центр искусств. Не стану вдаваться в подробности, скажу только, что у Саши появилась необходимость надолго уехать в Белгородскую область, где жила и умерла его мама. Именно это обстоятельство – длительный отъезд из Кузбасса на Белгородчину, — вынудило его уволиться из КЦИ.
Я в то время занимался самыми разнообразными литературными проектами, одним из которых был толстый литературно-художественный журнал «Университет Культуры», где я являлся главным редактором. Издавался журнал Кемеровским государственным университетом культуры и искусств (КемГУКИ, ныне Кемеровский государственный институт культуры – КемГИК). Руководство КемГУКИ не диктовало мне, что печатать в журнале и вообще ни в чём не ограничивало. И когда в моей электронной почте внезапно появилось письмо от живого классика болгарской литературы Николы Инджова с переведённым на русский язык текстом его романа «По следам норвежца», я сразу же поставил роман в номер, понимая, что первая публикация произведения известного зарубежного писателя на русском языке привлечёт внимание читателей. Что и произошло.
Через какое-то время я решил посвятить часть одного из номеров журнала русским писателям Украины. И какое-то время пребывал в раздумьях, где и как найти тексты их произведений. Я понимал, что такое везение, как с Инджовым (внезапное появление романа в почте) вряд ли повторится. И вдруг я не то, что вспомнил, а осознал: у меня же есть друг и товарищ – Саша Мухарев, совсем ещё недавно живший там, откуда мне нужны тексты. Позвонил ему, и он буквально за пару месяцев организовал такое количество авторов и такой объём их произведений, какого хватило бы на несколько полноценных номеров.
Имена авторов здесь называть не стану, поскольку для них это опасно, но скажу, что география Сашиных связей охватывала почти всю Украину – Одесса, Николаев, Харьков, Киев, Днепропетровск, Херсон, Запорожье, а также ДНР, ЛНР, которые тогда ещё не были в составе России. Большая часть тогдашней (середины десятых годов) Украины была представлена русскими поэтами, прозаиками, публицистами. Номер, в немалой степени благодаря Саше, получился великолепный, но вошли в него далеко не все авторы и не все представленные ими произведения.
Но помощь в добывании произведений русских литераторов Украины – только малая часть организаторских умений Саши Мухарева. Примерно в те же годы он создал в Кемерове клуб «Читающий понедельник» («ЧиП»). Родился он из Сашиного желания оспорить известное выражение «понедельник – день тяжёлый». Ему захотелось доказать, что именно этот день – лучший для литературных событий, заряжающий творческим настроением на всю неделю.
Автор этих строк был одним из первых гостей клуба. Мне пришлось долго говорить и отвечать на вопросы ведущего, коим, ясное дело, был сам Александр Мухарев. Длительное общение с аудиторией меня ничуть не утомило, а наоборот, прибавило энергии, поскольку я видел, слышал, чувствовал: аудитория подобрана не случайная, заинтересованная, умная. А через некоторое время я наткнутся в сети на сделанное Сашей довольно длинное видео с записью моего выступления и ответов на вопросы, посмотрел его и поразился, как красиво и умно я могу говорить (шутка). Шутка, потому что в сети много разных роликов с моими выступлениями, немалая часть из которых сделана Сашей, и не за один из них мне не стыдно. Но и, конечно, гордости никакой не испытываю.
Кроме меня, в «Читающем понедельнике» поучаствовали Андрей Пятак, Татьяна Ильдимирова, Эдуард Вистерман, Алексей Бурко, Елена Бокова, Николай Баховец, Виктор Шагиахметов, Людмила Чидилян и другие. В таком интенсивном формате (каждую неделю – по два-три человека) «ЧиП» существовал с сентября по декабрь 2019 года. Новая жизнь проекта началась благодаря тому, что Саша вовлёк в своё дело Сергея Верховода – фотолетописца сибирской культуры, человека с обширными связями в артистической, краеведческой среде и в руководстве творческих организаций.
В декабре прошлого года «ЧиП» возродился и стал собираться в первый и третий понедельник в Кемеровской библиотеке городских историй, на Весенней, 7. Участники клуба успели пообщаться с театральными режиссёрами: Сергеем Басалаевым (он ещё и заядлый путешественник), Антоном Остапенко, Иваном Крыловым – председателем Кемеровского регионального отделения СТД РФ. Из писателей в «ЧиП» побывали: Сергей Колков, автор краеведческой книги о Кемерове, Геннадий Дорогов с программой «Посмотри в зеркало». Ко дню космонавтики увлекательно и познавательно рассказал о времени, чтении и о себе доктор медицинских наук Дмитрий Кувшинов из Кемеровского государственного медицинского университета, в выступлении он поделился и своим взглядом на деятельность и произведения учёного-палеонтолога и писателя-фантаста Ивана Ефремова. Лейтмотивом всех «понедельников» является популяризация чтения. Саша Мухарев говорит, что пока у него есть время и силы, он и далее будет «чипировать» читателей.
В небольшом по размеру тексте нет возможности охватить все организаторские проекты Саши Мухарева. Одних только литературных объединений и клубов любителей фантастики он организовал несколько в самых разных библиотеках областного центра. Создав объединение, клуб, Мухарев чаще всего находит человека, который продолжает вести занятия. Конечно, не всегда тот или иной клуб живёт долго. Но в любом случае, пока живёт, приносит пользу, собирая людей и приобщая их к литературе, как читателей, а иногда и как авторов произведений.
Есть и ещё одна замечательная особенность в работе Александра Мухарева: абсолютное бескорыстие. Он трудится не только и не столько ДЛЯ себя, НА себя, не для бесконечного самохвальства и самопиара, как иные «видные деятели», чьими именами я не стану замусоривать этот текст. Саша работает для людей и для литературы.
Лично для меня одним из примеров его бескорыстия стало то, что именно он, Александр Мухарев, в 2022 году, открыл мне талантливого поэта Виталия Дорофеева, познакомил с ним, организовал его появление в руководимой мной литературной студии «Свой голос». И, конечно, за это я очень благодарен Саше и благодарен Виталию за то, что он прислушался к совету Мухарева прийти в нашу студию.
Благодарен я Саше и за то, что он познакомил меня с одним из блистательнейших публицистов современности Дмитрием Чёрным, чьи статьи создают полноценный образ советской и российской действительности в её развитии – от двадцатых и тридцатых годов до нынешних дней, с их трагедиями и победами, падениями и взлётами, и бесконечным движением вперёд.
И, конечно, я понимаю, что в названии моей статьи имеется некоторое преувеличение: не может один человек быть двигателем такой гигантской совокупности явлений, как литературный процесс, пусть даже всего в одном регионе. Но в этом преувеличении есть и доля истины: только такие энтузиасты и бессребреники, как Александр Мухарев, и могут быть двигателями такого чистого дела как Литература. И поэтому пусть будет так: не единственный двигатель, но – совершенно точно – один из них. Утверждаю это, как свидетель и участник литературного процесса в СССР и России с семидесятых годов минувшего века до нынешних дней.
Иосиф КУРАЛОВ