19.09.2024

С кем вы?..

«С кем вы, мастера культуры?» Этот вопрос Максим Горький задал уже более 80-ти лет назад. Но до сих пор он остаётся актуальным, а сегодня приобрёл особое значение и важность. Ответ на него даётся не на словах, а на деле, конкретными поступками.

Основа прочного и сильного государства — это духовность. А это культура и, прежде всего, язык. Против нашей страны ведётся гибридная война. Одна из её целей и задач – разрушить русскую духовность. И это, чуть ли не главное. Наступление на неё по всем фронтам ведётся давно и, к сожалению, надо признать не безуспешно. И в этом противникам, а точнее врагам России помогают внутренние силы.

Это так называемая «элита». Самопровозглашённая, но «элита», та самая, которая сбежав из России, хает страну, безнаказанно оскорбляет наш народ. А есть и те, кто, остался на тёпленьком месте и молчит, притаившись «пятой колонной». Но на этот раз речь пойдёт не о них и не об этом, а об отношении к тем, кто не словом, а делом поддерживает наших бойцов на передовой.

Мне повезло – я был знаком с легендарными Клавдией Ивановной Шульженко, Марией Петровной Максаковой, Лидией Андреевной Руслановой, Леонидом Осиповичем Утёсовым, Любовью Петровной Орловой. Ещё мальчишкой я слушал их рассказы о концертах, гастролях, встречах со своими слушателями. Особое место в их повествованиях занимали воспоминания о Великой Отечественной войне, об их поездках в госпитали, на фронт, где выступали буквально на передовой.

Как-то я стал свидетелем события, которое врезалось мне в память на всю жизнь. После концерта у служебного входа в Консерваторию к Клавдии Ивановне подошёл немолодой солдат в поношенной форме. На груди у него были медали – две «Славы» и две «За отвагу». Были и другие награды, но эти особенно бросились мне в глаза – я знал им цену. Мужчина преподнёс певице скромный букетик садовых ромашек и сказал, что делает это во второй раз. Впервые ромашки, но тогда полевые, он подарил ей во время войны, когда их часть отводили в тыл с передовой. Грязные и усталые они попали с корабля на бал – на концерт певицы, которую знали и любили по граммофонным пластинкам. И вот она была перед ними.

Солдаты и офицеры боялись пошевелиться, чтобы не упустить ни одной ноты, ни одного мгновения. Усталость, раздражение как рукой сняло. И вот спустя годы солдат специально приехал в Москву, чтобы вновь встретиться с певицей, голос и образ которой он пронёс через все ужасы той войны и годы после неё. И всегда, как память о той встрече, с ним была фронтовая газета со статьёй о том концерте и фотографией, сделанной тогда.

О выступлениях артистов, о поездках фронтовых бригад писали много, как в центральной, так и местной, читай армейской прессе. Это был вклад и артистов, и журналистов в общее дело Великой Победы. Но пришли иные времена, иные нравы.

Многие ли знают, что практически ежедневно перед нашими бойцами выступают лучшие артисты страны и, прежде всего, столицы — на передовой и в госпиталях, в лагерях подготовки и даже на привалах? И артисты едут туда не за пирогами и пышками, а по велению совести, по призыву сердца.

«Ещё в 14-м году я была у моих родителей под Луганском. Было страшно. Окна домов были крест-накрест заклеены бумажными полосками. Такое я видела только в кино! Над головой летали снаряды. Я побывала в ином мире. Мне стоило больших усилий уговорить моих пожилых родителей переехать ко мне в Москву. Но там оставались сотни и тысячи мирных людей – детей, стариков, женщин. Я не могу оставаться равнодушной к происходящему. Мой долг поддержать, как могу и чем могу, как бойцов, так и жителей освобождённых земель, — делилась со мной после очередной поездки на фронт Лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка Москонцерта Вера Берадзе. «Я еду туда, потому что не могу остаться в стороне, молчать. Да, я не стреляю, но моё оружие – мой голос, моё искусство, мои песни. Пожалуй, ни на каком другом выступлении, в самых престижных залах я не испытываю такого подъёма, такого вдохновения, как на поляне, стоя в концертном платье перед нашими защитниками! Это мой личный вклад в нашу общую борьбу, в нашу Победу».

Концерт Бераздзе на передовой

Мне довелось встретиться и поговорить и с другими артистами, которые за честь посчитали поехать в «горячую точку». Нет, не на гастроли, а в гости к своим друзьям. К тем, кто под огнём противника продолжает жить и любить, верить и надеяться. Особое впечатление на меня произвели молодые ребята – учащиеся Гнесинки. Год назад они, ни на минуту не задумываясь, приняли предложение известного режиссёра-постановщика Камерной сцены Большого театра, Заслуженного деятеля искусств России Ольги Тимофеевны Ивановой и руководителя Оперного театра Гнесинки Александра Бутвиловского принять участие в совместном проекте с Луганской академией искусств – музыкально-поэтической постановке по мотивам бессмертного произведения К.Симонова «Жди меня». Они отчётливо понимали, куда и зачем они едут и чем рискуют. Не все даже рассказали домашним о предстоящей поездке. А вот супружеская пара была вынуждена сказать, куда они едут и оставить на попечение бабушек свою полуторагодовалую дочку. И на мой вопрос, что они там, в прифронтовом Луганске забыли, не было ли им страшно, ответили просто – мы же русские люди и не могли остаться в стороне. Отечественные СМИ не заметили этого события – мелко, нет драйва, нет скандала, никто не погиб и никто даже не был ранен.

Промолчали отечественные СМИ и о выступлении звезды отечественной сцены Вики Цыгановой в Одессе. Она и её муж Вадим Цыганов – продюсер, поэт-песенник, вспоминали, что в 2014-м на площади перед зданием профсоюзов состоялся сольный концерт певицы. А на него собрались более 25 тысяч одесситов, которые пришли не только послушать русские песни, но и подпеть! Это был гражданский поступок со стороны Цыгановой, но и главным образом, со стороны одесситов. И это происходило в разгар разгула оголтелых националистов. «Примерно через неделю здесь сожгли наших друзей. Тех, кто слушал, подпевал и даже танцевал на том концерте, — вспоминала Вика. «Такое нельзя забыть, а тем более простить», — продолжила певица.

Отечественные СМИ фактически проигнорировали, что Вика и её муж, продюсер, поэт, писатель Вадим Цыганов продали свой дом в Подмосковье, а все вырученные средства направили на СВО. Они и по сей день собирают средства, приобретают гуманитарку и отправляют туда, где она сейчас больше всего нужна. На эти цели Вика Цыганова и её муж Вадим Цыганов уже истратили свыше 100 миллионов рублей. Но этим Вика не ограничивается. Она постоянно ездит по госпиталям, больницам, встречается с семьями тех, кто сейчас на фронте и нуждается в простой человеческой поддержке, участии. Не обращают внимание и на других артистов, писателей, музыкантов. Лишь изредка вспоминают о них и о тех, кто в тылу на свои деньги и своими руками куют Победу.

А вот на Яну Поплавскую обратили внимание, но после того, как в её адрес посыпались проклятия и угрозы за её гражданскую позицию. Буквально с первых дней СВО знаменитая Красная шапочка стала собирать средства на помощь мирным жителям ДНР и ЛНР, а также их защитникам. Как-то по этому поводу Яна твёрдо заявила, что она не боится, что у неё есть сила воли, которая помогает ей, когда устаёт, и она всегда будет стоять со своим народом. С тех пор её принципиальная позиция не изменилась. Ещё одним поводом вспомнить об актрисе стал с её благословения уход на фронт её старшего сына.

Но это единичный случай, когда российское телевидение и радио, печатные и интернет-издания вспоминают об артистах и других людях творческих профессий, оставшихся со своим народом, со своей страной.

Потому что это не интересно. — подтвердила Заслуженная артистка РСФСР, снявшаяся более чем в 60-ти фильмах, первый заместитель председателя Комитета Госдумы России по культуре Елена Драпеко. — Мало негатива. Существует нарратив, что новость привлекательна только негативная. И такая новость интересная расходится. Журналисты, воспитанные на этом, так и работают.»

«Удивляться не приходится. Это один из принципов современных медиа. Мы во многом в 91-м году подсели на американскую систему, на американские ценности,» — сказал мне полковник Дмитрий Глазов, начальник отдела Главного военно-политического управления Вооружённых сил России, и продолжил: «По моему личному мнению, наша культура закончилась в 1991 году, когда ей на смену пришёл шоу-бизнес. Это чисто коммерческий продукт для потребления, который даже не настроен на будущее, в нём нет места для культуры, для человека. Вот и молчат о культуре, о настоящих актёрах, артистах, писателях, художниках, трубя и продвигая шоу-бизнес».

Мало кто знает, что артисты едут в зону СВО и на освобождённые территории с благотворительными целями. Денег им там не платят. Наоборот, они фактически приплачивают из своего кармана. Зачастую артисты сами оплачивают и проезд, и проживание, и питание. Как известно, в гости с пустыми руками не ходят. Артисты скидываются и покупают общий подарок. Но каждый везёт с собой и килограммы конфет, других сладостей. Точно так же они ездят и по всей стране, стараясь поддержать семьи военнослужащих. Это хорошо знают ребята на фронте, знают и их близкие. Знают и ценят. Не даром же многих артистов приглашают не выступать, а посидеть в землянке, в доме за чашкой чая, поговорить по душам как настоящие, искренние друзья.

Но в этом нет драйва. Другое дело рассказывать о «голых вечеринках», с упоением смаковать выходки сбежавших, тиражируя их грязь и помои, выливаемые на народ, на страну.

Из всех чайников и утюгов рассказывают о том, как бедствуют за рубежом сбежавшие, как некую бывшую российскую группу задержали за проведение незаконного концерта и оштрафовали аж на 84 доллара каждого! И главный вопрос был – куда же депортируют бедных музыкантов?

Василий Овсянников выступает в зоне СВО

— Это предатели, и нечего придумывать обтекаемые термины типа «иноагент», — чётко сформулировал свою позицию Василий Овсянников — советский и российский певец, лауреат международных и всесоюзных музыкальных конкурсов, Народный артист Российской Федерации. 

Он постоянно ездит на освобождённые территории, выступает перед воинами. С 2014 года он побывал там без малого 260 раз! И каждая такая поездка не на один-два дня и не ради пары выступлений. А 10-14 дней и 2-3 концерта ежедневно. Его хорошо знают и бойцы, и мирные жители, принимают как родного и близкого человека.

«Предатель, он и есть предатель. Смывшись за рубеж, они рассчитывали и там остаться звёздами. А оказались «звездунами». Никому они там не нужны. Оставшись на мели, без денег, без зрителей, они готовы за копеечную подачку поливать грязью и помоями своих вчерашних почитателей. Этим они вскрыли свою гнилую сущность. Сколотив здесь состояния, они презирают своих зрителей, своих поклонников и причисляют себя к элите. Дорогие автомобили, замки на Рублёвке, роскошные пентхаусы не делают их элитой. Скорее, нуворишами. Вот и ведут они себя так. Но стоит почувствовать, что денежки заканчиваются, начинают подумывать о возвращении в Россию за длинным рублём. Надо закрыть им дорогу, лишить гражданства!»

«Если чисто по-человечески, ну, не нравится тебе то, что связано со страной, наверное, тебе не стоит тут находиться. Значит, надо искать себя, открывать свои творческие возможности заново, вспоминать какие-то свои навыки, таланты и успешно применять их только не здесь, а там, где считаешь нужным. За рубежом. Считаешь, что там жизнь лучше, что там всё лучше? А если там лучше, то там и сиди. А если, оставшись без денег там, ты пытаешься вернуться, значит твои творческие достижения, заслуги были не за счёт твоего таланта, а в таланте других людей, которые сделали из тебя то, чем ты являешься. Это моё личное мнение, — в разговоре за чашкой кофе честно высказался Дмитрий Глазов.

Герои скандальных, а потому и наиболее привлекательных с точки зрения наших СМИ, историй попытались реабилитировать себя поездками на освобождённые территории и в зону СВО. Но там им оказались не рады. Мнение бойцов и мирных жителей наиболее точно определила Заслуженная артистка России Ольга Кормухина, заявившая, что Донбасс не прачечная. А она хорошо знает об умонастроениях на Донбассе, часто бывая там с выступлениями, общаясь с бойцами, с жителями.

Но в последнее время часто можно услышать о том, что люди, мол, ошиблись «дверью». И говорят это те, кто дал отмашку отстирываться, посыпая головы пеплом.

«Элита в России ещё не сменилась. Это та же самая элита, которая жила с нами последние все 30 лет, — констатировала Елена Драпеко, — Кадровая политика это одна из главных задач государства. Поэтому компетентность и верность, будем говорить, России должны быть во главе всего. Ведь вся наша элитка погорела на этом. Один бывший премьер и 11 (!) экс-вице-премьеров сегодня живут за рубежом. Это о чём говорит? О провальной кадровой политике 90-х годов.  Вот такие люди продвигались во власть. Самые одиозные фигуры, такие как Чубайс, нас покинули.

Но все остальные всё ещё с нами. Это прежде всего среднее и мелкое чиновничество. Они сидят и в средствах массовой информации, формируют повестку дня. Я на день по несколько раз отвечаю всяким интернет-изданиям, что мне не интересно, что сказала Пугачёва. Я её вычеркнула из числа людей, чьё мнение для меня интересно.  Но мне постоянно звонят. Вот она это сказала, а этот то сказал. Мне наплевать, что они сказали. Но интернет изданиям не наплевать. Сегодня общество находится в стадии трансформации. Старые ещё не ушли, а новые, закалённые в войне, прошедшие горнило огня, ещё только приходят.

Но если мы чётко поставим себе задачу, что это должно быть смена элиты, то я думаю, через какое-то время мы начнём выздоравливать более быстрыми темпами, в том числе и в средствах массовой информации».

Андрей СТУРУА

5 комментариев к «С кем вы?..»

  1. ***Элита в России ещё не сменилась.***

    Это не элита. Это на безрыбье гнилой рак, жрущий труп СССР.

    1. а как рождается ПОДЛИННАЯ элита, Марк? как этолог — научите? ну, когда «выдавить раба» («совка») сможет нынешняя элитка, чтобы наследники её уже были чисты и стали «от бога» повелителями новых рабов капитала?

      1. ***а как рождается ПОДЛИННАЯ элита, Марк? как этолог — научите?***

        Спасибо за очень хороший вопрос.

        С этологической точки зрения ЭЛИТА это особи, которые за счет генетических и эпигенетических мутаций оказались наиболее передовыми в популяции. И которые своей деятельностью способствуют расширению для своей популяции ареала ее обитания и улучшению кормовой базы. А так же способствуют повышению общей безопасности и популяционной плодовитости.

        1. Я так понимаю, что Вам и ответить нечем. Ибо все, что по уму и по науке — Вам не в кассу. Так вот чтобы дошло — на роль элиты из дореволюционных деятелей годится Столыпин. Но ни Сталин и не Ленин, и никто из после них жирующих в кремле.

          Как Вы понимаете, обожаемый Вами сифилисный иноагент и убийца детей под понятие элиты близко не подходит. Ибо вместо того чтобы расширять страну и дать землю крестьянам он ее отнял. Отнял то о чем мечтали столетиями русские люди. Ибо всегда боялся и не доверял крестьянам. А ведь именно крестьянство было основой дореволюционной России.

          Ленин, как антирусский подонок никогда не собирался заботиться о русском народе. Ему нужна была интернациональная победа сторонников гоп-стопа. Собственно поэтому он и говорил, что надо распустить армию и полицию. Ленин был разрушителем нашей страны. Жаль, что Вы занимаете чисто швондеровскую позицию в отношении своей родины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...