Поэт сегодня не смеет писать ни «в стол» (на будущее), ни в интернет (только). Времена такой интенсивности информации, скорости обмена новостями, что само по себе художественное обобщение, либо же просто прямое высказывание поэта любого направления — уже событие и требует отдельного, не инерционного внимания. Даже не слово, а ему предшествующий способ художественного отношения к действительности (вроде бы в «креативном», коммерчески понятом концентрате своём растворённый и в рекламе, и в заголовках новостей) — повод для внимания, которое тоже нужно уметь вызвать, организовать. Потому что такое слово — событие. Но только тогда, когда поэт пытается видеть широко, заглядывать немного вперёд, — в этом его социальная (даже для несознательного) функция.
Недавно довелось услышать удивительное суждение на круглом столе, где было как минимум четыре поколения литераторов. В пику надоевшей нынешним баттл-поэтам, древней и очевидной классике (Пушкин, Лермонтов…) перечислялись как бы кандидаты… ну, не в классики, конечно, но в актуальные, первовеличИнные поэты действующего поколения. Говорил это журналист из «ЛГ», фамилию не стоит называть из политкорректности, чтобы не ославить. В некоторой растерянности подыскивая примеры он упомянул Влада Маленко и Арса Пегаса (Арсения Молчанова)…
Нет, я с огромным уважением и вниманием отношусь к обоим, тем более что большое интервью первого мы публиковали недавно, а второй — лауреат премии им. Демьяна Бедного (единственной пролетарской) за мятежный и креативный 2012 год, и просто давний, хороший товарищ. Но мне почему-то кажется, что в контексте той дискуссии в Ханты-Мансийске оба упомянутых сами запнулись бы на упоминании себя, чтобы не забронзоветь раньше времени, то есть ещё до того, как напишут и опубликуют те как раз произведения, которые и позволят рассуждать в подобной плоскости. Произведения уровня «Евгения Онегина» или «Мцыри».
А у нас-то пока — что? Ну, разве что яркий, запоминающийся сценический стиль (не путать с литературным стилем). И надсадно провозглашаемое: «это современная поэзия, детка!!!» (хотя, у вавилонцев и Михаила Кедреновского было посовременнее) Не сомневаюсь, что если бы о нём вспомнили в том контексте, и Всеволод Емелин воспротивился бы поспешному такому причислению к ликам великих, — именно потому что забавные, расхохАтывающие любого рифмы и даже поднятые им иронически важные темы в его малых формах, — ну, всё же не уровень Лермонтова, и тем более — Пушкина (мне-то содержательно ближе даже первый, нежели второй, но речь об уровне). Впрочем, если в «ЛГ» и жюри богатой миллионами премии «Гипертекст» так считают, тем «лучше» им, наверное, понимать современность стихосложения…
Что-то с масштабированием у наших вроде бы просвещённых современников! В такой неразберихе и при отсутствии свежих достижений, конечно, необходимо возвышать свой и товарищей голос, потому что «молчание волчат» (тех, кому есть что сказать, но кого на голос точно отстреливает цензура) в конце концов приведёт к тому, что мы не просто «проснёмся в другой стране», а общий уровень гражданских ожиданий понизится с революционных до реакционных катастрофически. Там не то что нечего, а некому будет говорить замысловатым поэтическим словом, потому что поэзия (это моё упрямое мнение) прежде всего коммуникация, а не искусство даже.
А для коммуникации важно постоянство, непрерывность сигнального потока — теряя связь, мы в конце концов утрачиваем связь времён, сам язык, сами понятия, сами обобщения, принципы и тенденции этих обобщений. А отсюда, из этих принципов-то растут и ирония, и негативизм (буде таковой нужен поэту), в общем — шкала оценок «что такое хорошо и что такое плохо». Это тоже — язык, это — тоже отечество — то, что сумели наговорить себе за свой недолгий 21-й век мы сами, создать свой тезаурус, свою понятийную и категориальную сетку (вместе с некоторыми новыми словами)…
Поневоле застав почти на этом же посту захлёстывающую через край волну «патриотизма» отнюдь не прогрессивного, а регрессивного аж в царизм (и тогдашнее имперство) толка, я знаю, о чём говорю. Я это всё и печатал, и индульгенций тут быть не может — только собственное поэтическое и прозаическое слово, собственный гражданский камертон… Ответная, левая «Гражданская волна», возникшая позже 2022-го (в сентябре 2023-го), воодушевила многих — и Маше Че за своевременную инициативу, за собственное, первой же, выступление, — честь и хвала.
Пробила ушные пробки! Кто-то ещё «в стол» пописывал и в бложиках попискивал, а она собрала всех несогласных с этим консервативным креном — живьём, в подвале за Музеем Сидура (где на заре нулевых проходили фестивали свободного стиха, кстати), и состоялась там, началась смысловая синхронизация. Раз уже в официальных амвонов зазвучало слово «сословье» и даже «каста» — пожизненный президент (царь) изрёк на питерском экономическом форуме прошлым летом «как хорошо что у нас возникла каста бизнесменов!», — то кто мы в этом регрессирующем обществе? Снова четвёртое сословье, как во Франции перед её Великой буржуазной революцией? Да, только сословие мы образованное ещё по-советски, бесплатно и основательно. И долг «образованного сословья» — быть с другими, не имеющими этой «привилегии», быть с ним, с пролетариатом всех отсеков, видеть и понимать самим и разъяснять ему, что происходит здесь.
Считаю важным этапом участие в 4-й «Гражданской волне» Андрея Шигина, тоже лауреата премии им. Демьяна Бедного (2023). Он бы и без нас, конечно, обошёлся, однако иногда важно взглядами тоже встретиться, синхронизироваться «в реале». Кстати, и книгоиздательская активность на нашем фланге заметно бодрее 2022-го — сборник поэзии левого направления «НАТЕ!» вышел из печати к 7-му ноября, сборник стихов самой Марии Черновой «Красный горизонт» — тоже недавно появился на свет. Позже дадим на него рецензию непременно.
По такому случаю, в четвёртый чётный раз волною восходя, мы (в минимальном эшелонском составе) даже споём, под стать старинному небольшому помещению, акустическим образом.
Ждём всех: 14 ноября, 18:00, ул. Покровка, дом 17, Книжный бункер (вверх по лесенке и направо). Вход — добровольный, любой взнос.
Д.Ч.