«Здесь братство — обычай, и дружба — закон
Для славных родов и могучих племён,
И если на битву народ ополчён,
Трепещут враги пред сынами Туркмении.»
Махтумкули Фраги, «Будущее Туркмении»,
перевод Арсения Тарковского
В этом году исполнилось 300 лет великому мыслителю и классику туркменской поэзии Махтумкули Фраги. В честь этого события проходили впечатляющие мероприятия как в самом Туркменистане, так и в России. На протяжении всего уходящего года в рамках ежегодного Московского международного фестиваля искусств «Звуки Дутара» был проведён ряд грандиозных мероприятий с участием деятелей культуры, литературы, изобразительного искусства и музыки.
Проводились научно-дискуссионные семинары с участием видных и авторитетных деятелей искусств, конкурсные прослушивания чтецов, молодых музыкальных и вокальных исполнителей, состоялся грандиозный гала-концерт. Данное мероприятие в рамках вышеназванного фестиваля проходило главным образом в Галерее искусств Зураба Церетели, в Академии художеств и во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино.
Огромный памятник Махтумкули Фраги, окружённый изящными фонтанами, стоит в Ашхабаде на проспекте, названном в честь самого поэта — прямо через дорогу, напротив здания МВД Туркменистана. Ещё в далекие годы ХХ века, в СССР был объявлен всесоюзный конкурс на возведение в столице Туркменской ССР памятника значимому для всего советского народа поэту. Победителем конкурса стал гениальный скульптор из Минска Виктор Попов.
По пожеланию скульптора, специально с армянских гор был привезён огромный базальтовый камень. Также вместе в базальтом прибыли два опытных скульптора из Армянской ССР — Григорян и Оганесян, — добровольно изъявившие желание помочь мастеру в этом великом и важном деле. Строительство постамента и возведение памятника было завершено в 1971-м году.
Особенно символично место, где был возведён данный памятник. Ранее на этом же месте стоял первый в мировой истории храм последователей религии Бахаи.
Что такое Бахаи? Что это за религия?
Это позднее направление религиозной мысли возникло в XIX веке в Иране. По сути это даже не религия, а синтез: некое философское учение, основанное на стремлении объединить все существующие религии и этим покончить все конфессиональные войны и разногласия человечества. Согласно доктрине Бахаи, есть лишь один бог, хотя и называют его и поклоняются ему по-разному.
В храмах Бахаи позволяется исповедоваться и молиться последователям любой религии мира. Категорически отрицается вражда на почве религий. И, конечно же, в крайне консервативном исламском Иране последователей этого миролюбивого учения начали жестко преследовать. Шиитские религиозные фанатики мучали и убивали последователей Бахаи и их родственников, публично забивали их камнями. Не выдержав стольких бед и не умножая собственного горя, им пришлось эмигрировать. Уехали кто – куда…
И вот группа беженцев-последователей Бахаи, обосновавшихся в Ашхабаде, добилась разрешения от властей и в 1908-м году построила свой первый в истории храм. По свидетельству очевидцев тех времён, в нём был оборудован так же органный зал. С приходом Советской власти, сами бахаи предложили использовать помещение храма в культурно-просветительских целях, поскольку новая власть трудящихся так же как и сами бахаи, отрицала религиозные деления, розни и распри, и в отношении верующих, как учил Ленин относительно внутрипартийных верующих (только систематическое убеждение), действовала очень мягко (если они сами не вели себя как фанатики).
Многие годы в храме была размещена художественная галерея. В 1948-м году во время страшного ашхабадского землетрясения значительная часть храма, в том числе и органный зал, была разрушена. Уцелевшую часть пришлось снести несколько позже, поскольку она уже представляла аварийную опасность по всему окружающему храм периметру.
И вот именно на этом же месте спустя некоторое время был возведён величественный памятник великому Махтумкули Фраги. Который, так же как и последователи Бахаи, выступал за социальную справедливость, против эксплуатации человека человеком, всегда призывал племена и народы к объединению ради мира и процветания человечества, ради стремления ко звёздам и покорения Вселенной.
Довран ФЛИНТ, музыкант рок-группы «Аркадий Коц», Московская рок-коммуна
ЭЙ, НЕ ГОРДИСЬ! Эй, не гордись имуществом богатым: Придя из тьмы — покинешь этот край. Земная жизнь насыщена развратом, И многие в грязи нашли свой край. Превратностей полна судьба земная: Сердца томятся, в бедах изнывая; Ушли герои, мир наш проклиная; Для низких грязь — медовый каравай. О юноша, в котором чисто зренье! Приди, мое послушай поученье: У дервишей проси благословенья: Ведь дервиши живут разумно, знай! Утеха ада — бай с душой скупою; Кто дервишей язвит насмешкой злою, Тот проклят; дервиш с полной схож луною. А что луне — земной собачий лай? Нет в мире лживом мягких изголовий, Услышит умный правду в этом слове. Учи, Фраги, несчастных тех, кто внове Пришли в наш старый караван-сарай. Перевод с туркменского Георгия Шенгели ИЗГНАННИК Я на родине ханом был, Султанов султаном был, Для несчастных Лукманом был. Одеяньем рдяным был, Жизнью был, океаном был - Жалким странником ныне стал. Для слепого я зреньем был, Для немого реченьем был, Дум народных кипеньем был, Душ влюбленных гореньем был, Пеньем был, угощеньем был - Нищим я на чужбине стал. Я, Фраги, ятаганом был, Я червонным чеканом был, Рощ небесных Рейханом был, Над горами туманом был, Был счастливым, желанным был, Был дворцом — и пустыней стал. Перевод с туркменского Арсения Тарковского