05.12.2024

Махтумкули и Бахаи: связь времён

«Здесь братство — обычай, и дружба — закон
Для славных родов и могучих племён,
И если на битву народ ополчён,
Трепещут враги пред сынами Туркмении.»

Махтумкули Фраги, «Будущее Туркмении»,
перевод Арсения Тарковского

В этом году исполнилось 300 лет великому мыслителю и классику туркменской поэзии Махтумкули Фраги. В честь этого события проходили впечатляющие мероприятия как в самом Туркменистане, так и в России. На протяжении всего уходящего года в рамках ежегодного Московского международного фестиваля искусств «Звуки Дутара» был проведён ряд грандиозных мероприятий с участием деятелей культуры, литературы, изобразительного искусства и музыки.

Проводились научно-дискуссионные семинары с участием видных и авторитетных деятелей искусств, конкурсные прослушивания чтецов, молодых музыкальных и вокальных исполнителей, состоялся грандиозный гала-концерт. Данное мероприятие в рамках вышеназванного фестиваля проходило главным образом в Галерее искусств Зураба Церетели, в Академии художеств и во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино.

Огромный памятник Махтумкули Фраги, окружённый изящными фонтанами, стоит в Ашхабаде на проспекте, названном в честь самого поэта — прямо через дорогу, напротив здания МВД Туркменистана. Ещё в далекие годы ХХ века, в СССР был объявлен всесоюзный конкурс на возведение в столице Туркменской ССР памятника значимому для всего советского народа поэту. Победителем конкурса стал гениальный скульптор из Минска Виктор Попов.

По пожеланию скульптора, специально с армянских гор был привезён огромный базальтовый камень. Также вместе в базальтом прибыли два опытных скульптора из Армянской ССР — Григорян и Оганесян, — добровольно изъявившие  желание помочь мастеру в этом великом и важном деле. Строительство постамента и возведение памятника было завершено в 1971-м году.

Особенно символично место, где был возведён данный памятник. Ранее на этом же месте стоял первый в мировой истории храм последователей религии Бахаи.

Что такое Бахаи? Что это за религия?

Это позднее направление религиозной мысли возникло в XIX веке в Иране. По сути это даже не религия, а синтез: некое философское учение, основанное на стремлении объединить все существующие религии и этим покончить все конфессиональные войны и разногласия человечества. Согласно доктрине Бахаи, есть лишь один бог, хотя и называют его и поклоняются ему по-разному.

В храмах Бахаи позволяется исповедоваться и молиться последователям любой религии мира. Категорически отрицается вражда на почве религий. И, конечно же, в крайне консервативном исламском Иране последователей этого миролюбивого учения начали жестко преследовать. Шиитские религиозные фанатики мучали и убивали последователей Бахаи и их родственников, публично забивали их камнями. Не выдержав стольких бед и не умножая собственного горя, им пришлось эмигрировать. Уехали кто – куда…

И вот группа беженцев-последователей Бахаи, обосновавшихся в Ашхабаде, добилась разрешения от властей и в 1908-м году построила свой первый в истории храм. По свидетельству очевидцев тех времён, в нём был оборудован так же органный зал. С приходом Советской власти, сами бахаи предложили использовать помещение храма в культурно-просветительских целях, поскольку новая власть трудящихся так же как и сами бахаи, отрицала религиозные деления, розни и распри, и в отношении верующих, как учил Ленин относительно внутрипартийных верующих (только систематическое убеждение), действовала очень мягко (если они сами не вели себя как фанатики).

Многие годы в храме была размещена художественная галерея. В 1948-м году во время страшного ашхабадского землетрясения значительная часть храма, в том числе и органный зал, была разрушена. Уцелевшую часть пришлось снести несколько позже, поскольку она уже представляла аварийную опасность по всему окружающему храм периметру.

И вот именно на этом же месте спустя некоторое время был возведён величественный памятник великому Махтумкули Фраги. Который, так же как и последователи Бахаи, выступал за социальную справедливость, против эксплуатации человека человеком, всегда призывал племена и народы к объединению ради мира и процветания человечества, ради стремления ко звёздам и покорения Вселенной.

Довран ФЛИНТ, музыкант рок-группы «Аркадий Коц», Московская рок-коммуна

ЭЙ, НЕ ГОРДИСЬ!

Эй, не гордись имуществом богатым:
Придя из тьмы — покинешь этот край.
Земная жизнь насыщена развратом,
И многие в грязи нашли свой край.

Превратностей полна судьба земная:
Сердца томятся, в бедах изнывая;
Ушли герои, мир наш проклиная;
Для низких грязь — медовый каравай.

О юноша, в котором чисто зренье!
Приди, мое послушай поученье:
У дервишей проси благословенья:
Ведь дервиши живут разумно, знай!

Утеха ада — бай с душой скупою;
Кто дервишей язвит насмешкой злою,
Тот проклят; дервиш с полной схож луною.
А что луне — земной собачий лай?

Нет в мире лживом мягких изголовий,
Услышит умный правду в этом слове.
Учи, Фраги, несчастных тех, кто внове
Пришли в наш старый караван-сарай.

Перевод с туркменского Георгия Шенгели


ИЗГНАННИК

Я на родине ханом был,
Султанов султаном был,
Для несчастных Лукманом был.
Одеяньем рдяным был,
Жизнью был, океаном был -
Жалким странником ныне стал.

Для слепого я зреньем был,
Для немого реченьем был,
Дум народных кипеньем был,
Душ влюбленных гореньем был,
Пеньем был, угощеньем был -
Нищим я на чужбине стал.

Я, Фраги, ятаганом был,
Я червонным чеканом был,
Рощ небесных Рейханом был,
Над горами туманом был,
Был счастливым, желанным был,
Был дворцом — и пустыней стал.

Перевод с туркменского Арсения Тарковского

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...