В декабре 2009 года я собирался жить в Петербурге-Ленинграде. Меня старательно знакомили со многими андеграундными поэтами, писателями, журналистами. Среди них заметным человеком стал Анатолий «Джордж» Гуницкий, как собирательный образ поэта-песенника, авангардного драматурга, рок-журналиста и сочинителя абсурдистской прозы.
Он представлял коктейль междужанровости, попытки прорыва советской культуры в пространство западной традиции сродни битничества, контркультуры, верлибризма, как альтернативы царствовавшей в печати поэтической догматике. Может быть, лучшие годы Гуницкого — начало семидесятых, когда он стоял в основании группы «Аквариум» и смежных с ней проектов.
Самое главное, что необходимо знать о Джордже, чтобы понимать его произведения — он был открыт новому, он ценил каждое мнение (это я заметил на творческом вечере Анатолия Гуницкого), и готов к творческим проектам, сотрудничеству. С другой стороны, над ним сильно нависал тоннами уже написанного и ставшего классикой Санкт-Петербург. Гравитация культурной столицы как-то сковывала его творчество. Мне так показалось.
Конечно, последние три года (войны, — прим. ред.) оставили его в сильно душном, сужающемся и удушающем одиночестве. Он тосковал «в контакте» и рвался в фейсбук, откуда его методично выбрасывали (там своя, не менее роскомпозорной глупая, механическая цензура, отслеживающая любое хлёсткое высказывание, — прим. ред.). Кроме того, Анатолий стремился издать новую книгу стихов, печатное звучание своих слов было для него в период вынужденной депривации — как воздух. Надо заметить, что более 20 книг у него уже вышло (и сейчас все они пойдут нарасхват, как обычно в нашем некрофильском обществе, — прим. ред.)… В результате — информационная блокада.
Он бы мог ещё жить. Но суровый ветер времени ускорил его уход.
Александр Мухарев
* * * Я ухожу но раньше чем думал прежде Я ухожу но не туда куда хотел Я ухожу неведомо зачем Но всё равно куда-то ухожу 17 10.24 * * * Нас кормят фильмами о войне Купают в пространстве смерти Сериалы Супермены Суперагенты Всё остальное прикладывается Обыденно и кое-как Потом не выдерживаем Сами кусаем всех подряд Тех и других и кого возжелаем Хвосты гнилых традиций Столь глубоко просачиваются Пробиваются за барьеры границ Комары это почуяв Уныло флегматично зевают Но мы все равно кусаемся Ничего не хотим понимать 28.12.14. БУРЕЛОМ Не верю я в привычку к языку, Исчерпаны лимиты прежней веры: Уж лучше жить, как прежде, на боку И созерцать химеры новой эры. За буреломом – новый бурелом, Кому-то – радость, а кому-то – в лом. В долине снов я видел эскимо Его глодали нищие студенты, Но превращалось эскимо в дерьмо И гасли, как окурки, аргументы. За буреломом – снова бурелом, Тебе-то в кайф, а вот ему – облом. Традиции истлели, мёртв букварь, Прочитанный весной, в шестидесятом, Истерзанный до дыр гниёт словарь И сын идёт на дочь, и брат на брата. За буреломом – просто бурелом, Какой облом, друзья, какой облом! Спасенья нет от тряпочной козы, Бегите прочь, пока послушны ноги, Пусть отголоски праздничной грозы Отучат вас играть в пути-дороги. Ведь бурелом – на то и бурелом, Гостиница в пыли! Опять облом! 16.07.2024 НА ПРЕДЕЛЕ Меня отпустило Тебя зацепило Его закрутило Она заскрипела Они замолчали Потом закричали Решенье искали Дороги не знали Мы все еле-еле Давно на пределе... ГРУСТНЫЙ РАСКЛАД 2 Настоящее мечтало быть будущим Обернулось прошлым Время оказалось пространством Сначала рано затем поздно Дождь обогнал снег Час пик наступил неожиданно На следующий день сломалась ночь Намного громче чем нужно Грустный печальный расклад Он никогда не изменится 21.09.2024 * * * Трудно сказать Невозможно понять Когда именно так называемые Руководители города Начнут протапливать дома Но похоже они не торопятся Так и будем промерзать Ночью и днем Утром и вечером Постоянно Везде и всегда Сложно врубиться Невозможно узнать Двадцать первый век Якобы продолжается Холодно в городе на Неве 29.09.24 ТРЕПЕЩЕТ ПАРИЖ Войти в систему чтобы начать Порвать с системой дабы закончить Ни о чем никого не спрашивать Чтобы потом ничего не сказать За разрушенные сновидения Уставшие от радужной скорби веков Зрелище пожалуй не самое Но и за углом никого нет Там вертятся годы Мигают планеты Осень лениво прощается с летом Вы пойдете назад Или вернетесь Туда где вчера разбили окно Начать или поужинать Не торопясь Верить тому что опять не случится Мы думали но не искали Спешили и опоздали Давайте опять замолчим навсегда Если закончилось скоро начнется Вздыхает Этна, трепещет Париж 10.10.24 РАЗУМЕЕТСЯ ЭТО НЕ ТАК Может быть скорее всего Но едва ли да Очень и не совсем Только пожалуй слишком Конечно нет оснований Предполагать может быть Хотя и наоборот В общем-то ни к чему В то же время пусть Будто бы всё равно Если и потому что Разумеется это не так. * * * Река под названием смерть Течет не торопится Рыбак починил свою сеть Но рыба давно здесь не ловится Уходит байдарка в туман Устал без вина капитан. *** Ложимся на дно Уходим Убегаем Не помним об этом Не знаем Не будем искать выход Замолкаем Уползаем Укатываемся Исчезаем 17.05.25 * * * Нет это уже не нужно Давно Никому Никогда Кончилось время иллюзий Но ничего не изменилось Наступила эпоха пустых перемен Сегодня Вчера Навсегда 24.05.25
На фото первого состава «Аквариума» Джордж — самый правый
когда в лирике звучит настроение поколения…….. И начинаем кусать! Абсолютно так!
«… наступила эпоха пустых перемен. Сегодня, вчера, навсегда.» Он ощутил перемены, а его там нет. Нас там нет. Там «стена»… или стекло. Я думаю это диагноз и лекарства он не знает. Да ни кто не знает… Пока не войдёт сам.
важно что это написал один из жаждавших этих перемен… тем печальнее, мрачнее звучит. скоро дадим и воспоминания БГ о нём
***Я ухожу но раньше чем думал прежде
Я ухожу но не туда куда хотел
Я ухожу неведомо зачем
Но всё равно куда-то ухожу***
Классические признаки психопатологии с анамнезом экзистенциальной тревоги, депрессии и диссоциативном расстройстве личности выдаваемые за творчество.
А далее внутренняя гниль перекладывается на общество:
***Нас кормят фильмами о войне, Купают в пространстве смерти…
Сами кусаем всех подряд … Хвосты гнилых традиций***
И это лирика? Ни красоты строки, ни эстетики темы. Ни здравия психики.
Марк, как эксперта в сфере эгоистической психологии прошу дать комментарий о конфликте Трампа и Маска. А то об американских «суперменах» и «суперагентах», об волнениях на американской границе вы ни сном ни духом.
***прошу дать комментарий о конфликте Трампа и Маска***
Там нет конфликта — все очень красиво сделано.
Маск был допущен к государственным секретам не для развития США, а для изготовления паспорта всех ресурсов США. Только имея все данные можно точно знать, что «взлетит». Дальнейшее нахождение Маска в правительстве мешало использовать полученную информацию. И его красиво вывели — большинство даже этого не поняли зачем показали синяк Маска. Ожидайте интересных планов Маска и Трампа по бизнесу в ближайшее время. И взлета акций их компаний. Если есть что вложить — не прогадаете.
«и это лирика»? да, это Гражданская лирика — жанр, открытый в 90-х. да, она с выходом за рамки индивидуального мира — вы считаете это плохим тоном? как раз очень всё на месте. Рождественский очень похожее писал в 92-м, если не ошибаюсь: «Мы б-боимся ум-мереть от СП-ПИДа»… (пардон за устную версию) — последняя его гражданская нотка, последний сборник.
и не надо, Марк Савлович, мнить себя психиатром — вы ещё Есенина так препарируйте!.. не надо, внимательный такт нужен и в чтении и в разумении.
***это Гражданская лирика — жанр, открытый в 90-х.***
Лирика это переливание сладкой воды из одной красивой вазы в другую, не менее красивую. Притом вода должна быть безвредная, с сиропом. А это не лирика, а внесение ментальных дрожжей в народную массу, которую коммунняки наконец прекратили пастеризовать.
Если своим личным эскопизмом творческие люди дезертировали от реальности сами. Думая лишь о том как заявить о своей особости. Не включая мозгов, что в сложные времена интеллигенция должна вести народ. То этим они показали, что они чистейшей воды либерасты. Да и всегда была цена гражданской ответственности у российской интеллигенции — полтушки блохи в кошерный день.
Но вынося вот этот помет на сцену в качестве гундосого нытья об «алюминиевых огурцах». Или галлюциногенных перлов про «синего вола исполненного очей». Всем этим, в разученный мыслить самостоятельно, без партии, мозг народа = вносили сумятицу. И по сути вели откровенную образную пропаганду состояний типичных для наркотического отравления. Прямо же сказано в стихах их — «Колом колено колет вены».
Те, кто владеет карате и использует свое искусство во вред. Или умеет лечить, но деградирует и заражает. Так и те, кто в голову людей может и умеет положить слово — все они ответственны перед популяцией за пользу либо вред ей причиняемый. Поэтому творчество подобного рода я склонен рассматривать не как лирику, а как духовную диверсию. А в случае таких творцов как солист «машины времени» — диверсию полностью сознательную.
Не знаю как в других жанрах, а стихи обыкновенные. Я бы их назвал плоскостными. Такие сотнями пишут. Давайте сравним, хотя бы с Борисом Рыжим — почувствуйте разницу…
ну, уж прямо плоскостными… и даже про Париж? стихи (верлибры) холодные — вот это есть. и это — стиль! бесстрастными их точно не назовёшь — в них и мысль и гражданская позиция ощутимы везде, даже в кратких. и не надо всё время Рыжего приставлять к другим (тоже, нашли «мерина» — он бы и сам не стал «меряться», он, например, перед Рейном публично преклонялся — а это явное родство вот с этим лагерем, либеральным…) — надо стараться услышать ту индивидуальную нотку, которую Пригов изображал шарико-душОй…
Кстати, ленинградский андерграунд разный, мне ближе описанный в воспоминаниях Топорова…