Этот очень похожий на Солженицына батюшка — Ермаков Василий Тимофеевич, православный, священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный протоиерей. В 1943 году, находясь на оккупированных врагом территориях, был задержан немцами и отправлен в лагерь для перемещенных лиц Пыллкюла-Клоога-Палдиски в Эстонии. Это позволило ему позже рассказывать о том, будто он был заключенным концлагеря.
Через три месяца, когда немецко-фашистские захватчики начали выпускать из лагерей для перемещённых лиц православных священников и членов их семей (поскольку те оказывали всемерную культовую поддержку наступлению вермахта — например, Псковская епархия, благословившая единственный за Великую Отечественную парад власовцев), Ермаков выдал себя за родственника одного из служителей культа и также был отпущен на свободу. «Узник» не обманул оккупантов лишь в том, что позже стал попом: получил в семинарии соответствующее образование, стал служить.
С 1981 года «узник» стал настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Стал популярен в православной среде в конце 80-ых. Особенно авторитетным он стал в 90-ые, когда город Ленина был лишён Собчаком и его сообщниками героического имени — в процессе и уже после окончательной реставрации капитализма, когда превратился в притон для налётчиков и бандитов вроде Пригожина и Кумарина (последний немало жертвовал РПЦ — дарил колокола и сусальное золото для куполов).
Если верить письму, опубликованному спустя десятилетия после смерти «узника» другим православным активистом, а именно Борисом Корчевниковым, до конца своих дней Ермаков сохранил ненависть к советской власти, позволившей ему всю жизнь заниматься любимым делом – тунеядством на амвоне, и самые тёплые чувства к фашистским оккупантам, сняв с них ответственность за все преступления.

Карбышев Дмитрий Михайлович: коммунист, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор Академии Генерального штаба РККА, крупнейший советский военный инженер. ВОВ встретил в Гродно. 8 августа 1941 года был контужен и позже захвачен в плен немцами.
Прошёл через ряд настоящих концентрационных лагерей, в которых фашисты сначала пытались уговорить его сотрудничать, потом подавить морально и физически. Несмотря на почтенный возраст (64 года), был одним из активнейших участников лагерного сопротивления. Зверски замучен в ночь на 18 февраля 1945 года, за два месяца до Победы, в концлагере Маутхаузен: в числе других пятисот заключенных его обливали водой на морозе до тех пор, пока у него не остановилось сердце. Тело сожжено в печах концлагеря.

Власов Андрей Андреевич: коммунист (член ВКПб, исключён), православный (не отлучён), генерал-лейтенант РККА, позже – генерал-лейтенант РОА, главнокомандующий ВС КОНР. ВОВ встретил в должности командира 4-го мехкорпуса, вскоре был назначен командиром 37 армии, участвовал в обороне Москвы. В июле 1942 года попал в окружение и был пленён немцами.
Через два месяца согласился сотрудничать с нацистами и принял активное участие в пропагандистской работе, агитировал в газетах оккупационных властей «за Россию без большевиков», позже принял командование над армией таких же, как он, предателей-коллаборационистов. В мае 1945 года захвачен в плен бойцами 1-го Украинского фронта. По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР лишён наград и воинских званий и приговорён к смертной казни наряду с другими военными преступниками, среди которых был и докатившийся до эсэсовских званий казачий командир и «писатель» Краснов. 1 августа 1946 года коммунисты привели приговор в исполнение во дворе Бутырской тюрьмы.
РПЦ МП служит по генералу Власову панихиды. В «Слове» на панихиде по генералу Власову и его сподвижникам 1 августа 2007 года протоиерей Георгий Митрофанов заявил, что Власов действительно был предателем, но только 25 лет своей жизни, пока служил советской власти, и перестал им быть когда перешёл на сторону нацистов (Протоиерей Георгий Митрофанов. Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века. СПб., 2009, стр. 150-151).
Архиерейский Синод РПЦЗ отвергает обвинение Власова в предательстве, признаёт его борцом против большевизма и прямо заявляет:
«На вопрос: “Был ли генерал А.А. Власов и его сподвижники предателями России?”, мы отвечаем – нет, нимало. Все, что было ими предпринято, – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России»
В 2007 году был подписан Акт о том, что РПЦЗ «пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви).
Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей адресовал за такую идеологическую грамотность протоиерею Георгию Митрофанову благодарственное письмо. В этом нет ничего удивительного или неожиданного: 18 ноября 1944 года в Берлине, во время проповеди брат Митрофанова во Христе и в сане протоиерей Александр (Киселёв) благословил Власова на «спасение отчизны». Позже этим же священником была издана книга «Облик генерала А.А. Власова. Записки военного священника». Правда, по популярности ей не встать рядом с книгой первого мэра Москвы Гавриила Попова «Вызываю дух генерала Власова».

В 2001 году с ходатайством о пересмотре приговора Власову и его соратникам в Главную военную прокуратуру обратился иеромонах РПЦ Никон (Белавенец), глава монархического движения «За Веру и Отечество».
Мемориал Власова в США, условный (ибо прах его нигде не покоится), но весьма обихаживаемый ЗРПЦ, как ранее, так и поныне — неизменно оформляется в августе, в месяц казни генерала-предателя, государственным флагом России. Протестов со стороны кремлёвских «питерских», официально православных, ни разу не поступало… Делает это не какая-то инопланетная, а всё та же РПЦ, относительно недавно объединившаяся со своим зарубежным филиалом — то есть принявшая все высказывания ЗРПЦ о Власове как истинные.
На фото хорошо видно, что венчает мемориал золочёный купол с православным крестом (точно такой же в Керчи охраняет «часовенку» аналогичного мемориальчика барона Врангеля — появилась она после «крымнашизации»). То есть РПЦ поныне «крышует» в Нью-Йорке генерала-предателя, который открыто клялся в верности нацистам — в деле «освобождения» России от большевизма он обещал не отступать (есть аудиозаписи — голос его поразительно похож на ельцинский). Таким образом и выстраивается антисоветская, предательская героика, из которой вытекает уже совсем иного плана поведение иных продолжателей дела как Власова, так и Ермакова одновременно.

Давно спутав ориентиры добра и зла, само советское отечество (а рождены и они тоже в СССР — принявшие в качестве государственного власовский флаг в 1991-м) спутавшие с государством новорусским, они и защиту отечества теперь трактуют ущербно, оказываясь со своими проповедями рядом с ценниками на жизни соотечественников. Вот так они выглядят на нынешних ратных полях, разжигающие и благословляющие внутриотечественную для советских войну — последователи Ермакова и Власова…


Впрочем, с кем быть и сегодня вместе идейно, решать читателю. С Карбышевым или Власовым, с комиссарами и политруками Великой Отечественной, то есть с воинствующими атеистами, или с нынешними воцерковлёнными покрывателями бессмысленного, но высокооплачиваемого братоубийства, для которых, как для всей РПЦ, герой той по-настоящему справедливой для советских войны — Власов, а Гражданской — Врангель…
Илья КРАСНОВ