Воистину тут уверуешь… не в переселение душ, но как минимум в карму и даже более – в заразность кармы («Кастанеда об этом ничего не писал»). Вот есть, как известно нашей аудитории поневоле, некий пациент палаты, номер которой условно можно обозначить как 32. Когда-то он работал главным редактором в здании с таким номером на Цветном бульваре. Однако с тех далёких пор, а именно с ноября 2021-го года он отрешён от должности. Но продолжает считать себя главным редактором «ЛР»! «Шизофрения, как и было сказано»…
Нет более постоянного читателя нашего сайта, чем он. Каждое утро он начинает с требовательного пролистывания передовицы. Однако в своей параллельной реальности, где он пожизненно остаётся главредом «ЛР», он ведёт (не сам, конечно, у самого руки не оттуда растут – помогают ему два мальчика, Ваня и Женя) и свой сайтик – плюгавого вида, но когда-то (дизайн нулевых годов, времён Php-fusion) именно такой был интернет-зеркалом газеты. Кстати, газета перестала быть газетой, а редакция – редакцией по той причине, которая заставляет нас поверить в «переселение кармы» — о ту пору, когда долгов по ЖКХ в «ЛР» накопилось под миллион, а он писал вой бессмертный труд о Солженицыне.
И вот вместо того, чтобы покрыть для начала хоть часть долга за коммунальные услуги и остаться с редакцией в доме 32, он «героически» пустил всё, что было на счету АНО (а «ЛР» имеет такой статус с 1998 года), на печать очень своевременной книги о враге советского народа, которому три года назад открыл памятник самъ президентъ. Очень переживал пациент, что не поспевает дописать нетленку к открытию памятника или сразу после, очень торопился… Но своё жертвоприношение к памятнику Солженицыну он всё же сделал в 2021-м – газету и её редакционное помещение, откуда его с газетой за неприличные долги вышвырнул Департамент городского имущества (а помещение было больше чем помещением: там субаренда имелась, с которой газету и печатали)!.. Казалось бы, радуйся – вот этим ты и войдёшь в историю газеты, примерно как Герострат.
Но не принявший запоздалой жертвы памятник Солженицыну иногда, как тот пушкинский Командор в «Маленьких трагедиях», приходит постучать в его бедовую голову. И, увидев малейшее упоминание о Солженицыне в «ЛР», пациент приходит в болезненное возбуждение. А если вдобавок при этом на Солженицына похож некий поп – так вдвойне ему интересно, у него же, как у всех шизофреников, ненормированный рабочий день. Сам он, правда, в бытность главредом, попов не любил, но поскольку здесь поп особенный, не любивший советскую власть почти как Солженицын, вся палата №32 встаёт на дыбы.
Надо сказать, что пациент-«главред» не всегда ощущает это альтер-эго как основную свою личность. В анамнезе записано: временами пишет статьи для других изданий (и набитые на компьютерной «клаве» одним пальцем тексты даже прилагаются). Причём на вид вполне литературоведческие статьи, которые даже «Новый мир» иногда печатает. И телек иногда зовёт – правда, там пациенту с трудом удаётся не представиться как пожизненному главреду «ЛР», но верные пажи Женя и Ваня его (за невидимую мантию) удерживают…
Так вот: написание книг по мотивам сплетен о писателях, и предварительных статей о них, занимает не всё время пациента, пребывающего на пенсии. Поскольку он мнит себя лучшим биографом Солженицына, то хорошо знаком и с образцами его доносов – талантливый враг народа ведь талантлив во всём! И вот тут происходит «схлопывание кармы»: испытывая муки творчества почти как Ветров (лагерный стукаческий псевдоним Солженицына), он порой просыпается не литературоведом, а… стукачом. Даже сестра, медицинский работник высокой квалификации и оклада, не в силах вывести его из этого изменённого состояния сознания.
Читая очередную статью на сайте «ЛР», он вдруг решает: пора написать донос! (если с гиперссылками такие обзоры каждой статьи давать — было бы даже хорошо) И в этом жанре, в отличие от прочих, ему среди современников равных нет (дарю идею книги: «История советской литературы в доносах» — материалы из Дома Ростовых есть у С.Шаргунова ). Не боясь показаться кому-то из своих немногих читателей смешным, пациент совершенно искренне испытывает описываемый им гнев и все характерные данному альтер-эго эмоции:
«На подконтрольном полковнику налоговой полиции Н.Ф. Иванову ресурсе, руководимом его ставленником Д.В. Чёрным, наших героических ребят, воюющих со всяким бандеровским отродьем и спасающих мир от коричневой фашистской чумы, сравнили с власовцами. Да что же это за урод такой выискался?! Сама специальная военная операция на ресурсе Д.В. Чëрного названа «высокооплачиваемым братоубийством». Как же надо ненавидеть Россию, наш народ, русскую армию, чтобы до такого докатиться?!»
Пикантность момента в том, что кумир пациента – Солженицын, — очень хорошо относился к «жертве сталинщины» Власову и власовцам, о чём неоднократно писал, и не случайно был очень метко назван Шолоховым «литературным власовцем». Но поскольку нынешний стукач, страдающий за Солженицына, слишком обуреваем верноподданническим гневом, и, видимо, забыл, как читать, мы в рамках клинической беседы даём ему целиком фрагмент статьи Ильи Краснова, который он передёргивает (как случалось с другими частями его тела, прям в редакции, перед компьютером):
«Давно спутав ориентиры добра и зла, само советское отечество (а рождены и они тоже в СССР — принявшие в качестве государственного власовский флаг в 1991-м) спутавшие с государством новорусским, они и защиту отечества теперь трактуют ущербно, оказываясь со своими сальными щеками и проповедями рядом с ценниками «своей» буржуазии на жизни соотечественников победнее. Вот так они выглядят на нынешних ратных полях, разжигающие и благословляющие внутриотечественную для советских войну — последователи Ермакова и Власова…»
О ком ведёт речь автор? О деятелях РПЦ, чьи хвалебные высказывания о Власове приведены дословно, со ссылками на источники, в статье Краснова — выше абзацем. Где-то в приведённом абзаце есть аббревиатура «СВО» и прямое сравнение именно контрактников с власовцами? Нет, автор аккуратен – а что там нарисовалось в воспалённом воображении пациента, это его и 32-й палаты проблемы.
Если он своей советской отчизны теперь ненавистник, как Солженицын, и патриот огрызка родины, на котором оказался после декабря 1991-го – тоже его проблемы. Вот Илья-то Краснов, судя по всему, советского родства со «всякими» не забыл (украинцы для СССР точно такой же «государствообразующий» народ, как прочие, там все народы были равны, а Москва – всех республик столица) – и это его авторское право. В «ЛР», что пациент во времена главредства хорошо помнил, – печатаются разные позиции (наш постоянный автор А.Мухарев, например, считает что полномасштабную войну против Донбасса развязала Украина). Этим газета и славна, этим поныне популярна на фоне тотальной лояльности и гражданского безмолвия.
Да, не все из наших авторов любят войну вообще, и особенно войну внутриотечественную (для советских, как верно пишет Краснов, нынешняя – такая) – пациенту что-то не нравится в таком плюрализме на «неподконтрольных» ему страницах? Он как-то иначе сам печатал споры Байгушева, прямо называвшего Ленина и большевиков фашистами (как учил его и «Русскую партию в КПСС» коммунист-иуда Александр Яковлев), и Чёрного на страницах «ЛР»? Нет, точно так же, как я сейчас, соблюдал демократию, не ограничивал свободу слова.
Но дело в том, что просыпается в стукаче тут не просто выдаваемое им за гражданский гнев недовольство чьим-то мнением (охраняемым конституцией, кстати – статья 29-я): комплекс собственного должностного несоответствия раздирает его двоящееся шизофреническое эго. Ведь это он, именно он проUSSRал редакционное, в 2004-м полученное СП России от Лужкова вместо 6-го этажа в Литгазете, помещение и саму газету – во славу Солженицына. Он, и одновременно – не он. Потому что он писал важнейшую книгу, а быть единым в двух функциях уже не выходило: просадил на книгу не своё, а редакционное, что и привело к краху… И все учредители АНО, кто по этим заслугам отрешал его от должности в ноябре 2021-го, — стали его пожизненными врагами, и он в прочих припадочных своих филиппиках мешает их с навозом. Но хорошо бы, лучше бы всех ворогов своих громко засадить! Зарестовать всех немедленно по его команде, по его «стуку»!.. Вот такие у невинно-сидельца Солженицына биографы, такие авторы у оттепельного «Нового мира».
Патентованный поклонник «безвинно посаженного узника сталинского Гулага» явно мечтает о новом, уже для советских патриотов таком заведении, где не под портретом Дзержинского, а под портретами Ельцина, Власова и Солженицына вершили бы расправу над «совками»… Поэтому, как тот комический персонаж из «Алисы в стране чудес» (в детской виниловой версии с песнями Высоцкого), он теряется в адресации своего доноса – шлёт его и тем, на кого доносит, и «повыше». «Куда смотрит правительство? Эй, правительство!»
«почему всë это Чëрному продолжает сходить с рук? Кто его «крышует»? Мы уже называли одного покровителя Чëрного – полковника налоговой полиции Н.Ф. Иванова. Это ведь по его предложению Чëрный был два года назад избран руководителем этого экстремистского ресурса. Но какой-то Иван Тараев (не сам ли Н.Ф. Иванов под его личиной?) пытается всех убедить в соцсетях, что Союз писателей тут ни при чëм. Как ни при чëм?! А кто все эти два года мешал одному из главных литначальников, всё тому же Н.Ф. Иванову поставить вопрос о немедленном увольнении клеветника Чëрного?»
Видимо, альтер-эго визгливого стукача, полностью захватывающее пациента, не позволяет ему следовать обычной хронологии – и время мучительного для него, «пожизненного главреда», периода растягивается в больном воображении. Не два полных года, конечно, я в «его» должности. С марта 2024-го всего лишь (а редактор этого, мною и созданного сотоварищи, сайта — с декабря 2021-го). И СП как мажоритарный учредитель «ЛР», конечно, тут играл главную роль. По каким он там соцсетям шарится, с каким таким Тараевым переписывается – лучше спросить у совершающего обход 32-й палаты врача. Отсылки к соцсетям тем смешнее сморятся, что заступившийся за поклонников Власова в РПЦ пациент всё выше взывает:
«пора рассмотреть вопросы об ответственности за антироссийскую пропаганду и дискредитацию российских вооружëнных сил самого Н.Ф. Иванова? Кстати, почему этот Иванов до сих пор членствует в президентском совете по правам человека? Адресуем этот вопрос к советнику нашего президента – Валерию Фадееву. Неужели в президентских структурах место человеку, который, по сути, поощряет ненависть Чëрного к русской армии и позволяет уподоблять наших мужественных воинов отщепенцам-власовцам?
А что думает обо всём этом непосредственный начальник Н.Ф. Иванова Владимир Мединский? Уважаемый Владимир Ростиславович, вы уж определитесь, с кем вы: с бойцами СВО или с отщепенцами»
Вдохновение куда более талантливого Ветрова, видимо, всё же не полностью «накрыло» пациента, если он, бывший главред, допускает босяцкие грамматические ошибки. Вопросы адресуются не «к советнику» — просто адресуются такому-то, без «к». Или это штиль такой, рэтро эдакое: «Я к вам пишу…»? Видимо, эти истерики пациента печатая на старом сайте, добрые Ваня и Женя, не пытаются их редактировать, сознавая что печатают индуцированный бред, которого и касаться противно…
Итак, как и бывает в подобных случаях, пациент уже не отличает автора статьи от главного редактора, а Фадеева от Мединского. Иванов должен уволить Чёрного, Мединский, то есть Фадеев должен уволить Иванова, а Хрущёв (из соседней, 33-й палаты) — Фадеева. И всё одновременно, всё, как велит этот главначпупс, «пожизненный главред». Писавший о том же (ныне внезапно «уважаемом») Мединском в феврале и марте текущего года такое, что и цитировать противно — стиль у пациента узнаваемо-смердящий, как и он сам.
Всё смешалось в доме О… Дачные панические атаки лета 2021 года (неоплаченные редакционные квитанции за ЖКУ, как Домоклов меч, не давали покоя: пациент ничего не ел, только пил сок, писал о Солженицыне и паниковал) сменились дачным же шизофреническим бредом (Канатчиковой дачи пациент же). Впрочем, задавая вопрос Владимиру Мединскому (с коим я имел обстоятельный разговор лишь зимой в 2009-м году в Госдуме – «Империя или Союз: спор единоросса и коммуниста»), он мог бы для начала поинтересоваться у него, как много потратил уже им возглавляемый Союз писателей на еженедельник «Литературная Россия» и его редакцию в нынешнем году? И потому – может ли это пришлое начальство что-то решать в редакционной политике? Тут ведь всё ещё капитализм, как сказал для непонятливых в 2022-м высший для пациента авторитет: «экономика останется рыночной». Кто платит, тот музыку и заказывает. И, в отсутствии «государственной заботы», газета молитвами идейно близкого пациенту Григорьева из Минцифры не выходит с августа 2023-го как периодическое издание, и «точечно», разово — почти год с момента публикации мной на частные спонсорские средства последнего номера…
А раз нет (и не было) из СПР «ни копья», печатать, соблюдая советскую традицию и стайлгайд «ЛР», мы будем по-прежнему ВСЕХ, включая ненавистников не армии, но войны (что — большая разница). И вот, например, что вернувшийся с этой «невойны» новый наш автор пишет, без посторонней праздности…
Д.Ч.