29.09.2025

Иноагенты Чехов, Белов и Довлатов

Можно, конечно, счесть это суевериями и кривотолками, но ещё в 1994-м году нам, обитателям Свердловского района Москвы, стало ясно, что новой, триколорной власти Чехов не понадобится, что стыдится она его. Антон Павлович Чехов попал под декоммунизацию второй очередью, вместе с убеждённым антимонархистом и эсэром-террористом Иваном Каляевым (Каляевская и улица Чехова образовывали с Садовым кольцом перекрёсток: Каляевская продолжала Чехова). И если во втором случае определённая политическая мстительная логика у реставраторов дореволюционной топонимики и порядков читается, то первый случай вгоняет в ступор…

Начата была эта декоммунизация топонимики ещё в 1990-м году Гавриилом Поповым, первым мэром Москвы и автором бестселлера «Вызываю дух генерала Власова» (его поклоны в ней генералу-предателю заслуживают, чтобы их по-медведевски «отлили в граните», — но, возможно, и внимания Генпрокуратуры РФ). Первыми были переименованы улица Горького и площадь Ногина (причём последняя была лишена имени одновременно с установкой там памятника работы Клыкова — Кириллу и Мефодию, поэтому она и Славянской стала).

Любопытно, что в столь демократические времена никаких референдумов Гавриил Харитонович не поводил, действовал авторитарно. Другой вопрос, что никто тогда не выступал против — имена большевиков (самого Ленина, например) были стремительно девальвированы перестройкой. Сам видел, как в бюст Свердлова на площади Свердлова в сумерках размашисто и демонстративно плюнул прохожий в 90-м году весной. Улицу Горького, которая в нынешних границах, очертаниях и архитектуре — именно улица Горького (Тверская была в два раза уже), — разыменовал антисоветчик Попов, но ни один москвич не пикнул, таков был тренд. Кому же заступаться было за товарища Ногина, благодаря которому установление Советской власти в Москве прошло с наименьшими потерями для её архитектуры?

А раз можно лишать советских имён такие знаковые места (улице Горького в СССР была посвящена шикарно изданная книга «Главная улица страны», кстати), так тем более и улочки поменьше разыменовывать можно. Если взглянуть сверху, у улицы Горького, проходящей мимо МХТ в поперечнике нынешнего Камергерского переулка, тогда — проезда Художественного театра, в котором ставились его произведения (и он на постановках этих присутствовал, на репетициях), — есть как бы дублёр, пролегающий меж Бульварным и Садовым кольцами, улица Чехова. И в этом был глубокий топонимический смысл — Чехов и Горький неотъемлемы от мхатовского репертуара. Это соседство было, как теперь говорят, знаковым и знакомым москвичам. Кстати, и дом актёров-мхатовцев был построен буквально на той же линии, куда «указывает» улица Чехова, но уже внутри Бульварного кольца — в Глинищевском переулке, с кубической башней, как бы выглядывающей из переулка в сторону МХТ и Кремля…

Но после Чёрного Октября, когда точки над «i» поповской, новой, антисоветской (а вовсе не «стародавней» — по конкретно-политическому посылу) топонимики расставляли на чистом листе российского парламентаризма танковые орудия Таманской и Кантемировской дивизий за доллары Егора Гайдара — вопросы о переименованиях перестали приходить даже в самые смелые головы. Вот и стали в одночасье в 1994-м проезд Сапунова (имени юного московского рабочего, красногвардейца, убитого у стен Кремля юнкерами) — Ветошным переулком, улица Чехова — Малой Дмитровкой, а Каляевская улица — Долгоруковской.

Странно, наверное, но, как ранее за Горького и Ногина никто не заступился в 1990-м, так в 94-м никто не заступился уже за Чехова, которого в симпатиях большевизму заподозрить сложно даже хронологически… Верно писал вот этот советский дедушка на плакате во время первой защиты Мавзолея и города-героя Ленинграда от переименования: «Рабочий, отдашь Ленина — потеряешь всё!» Мы тогда не подозревали, какими подлыми реформами, вроде монетизации льгот и пенсионной, и какими числами будут эти потери исчисляться: не только миллионной убыли населения РФ в год, но теперь и военными потерями, а это не меньше тысячи в день.

Прошло более тридцати лет! Теперь они пришли и в библиотеки за Чеховым. Заступиться некому. Долой крамолу!

Знаю я упёртых либералов, которые и тут ввернут свою шизо-логику — нет, это всё рецидивы «совка», это возвращается ТА, ужжосная цензура, ибо Путин — «чекист», это он так «восстанавливает СССР»…

Нет, господа, не отворачивайтесь — это ВАШЕ, это та самая «свобода», которой вы ждали, сваливая в Москве с постамента памятник Дзержинскому в Чёрном августе 1991-го! Декоммунизацией топонимики занимались те же самые, уже властвующие возле Попова люди, что пригнали автокраны, вывели на Лубянку вандалов-казаков и дали мегафон Елене Боннер для «заупокойной» по Дзержинскому — Владимир Платонов и Москвин-Тарханов, например (хоть второй потом трусливо это и отрицал — утверждал, что валялся дома пьяный от счастья свершившейся контрреволюции).

Да-да, цензура это не советская (каковая на фоне нынешней вообще микроскопична), а именно постсоветская, реакционная. Это — закономерное институциональное продолжение, углубление тех регрессных настроений, что сеяли вы, олухи царя небесного, в полной своей суеверной иллюзии, что возвращение «исторических» имён улиц как-то повлияет на прогресс в обществе — в сторону расширения прав человека… В итоге, выделившись среди прочих прав — только одно стало царствовать и выжило право.

Право эксплуатации ближнего своего, человека — человеком. Право правящего класса (транслируемое теперь во все сферы запретами). Право, низвергнутое Великим Октябрём — помнится, очень красиво ругал за это Ленина, большевиков и революцию в Ленсовете Путин, как раз в августе 1991-го. До того «актуализировал» ту проблематику, что большевики у него разрушили «зачатки рыночной экономики» — вот что он всегда умел виртуозно, это угождать ушам современников…

Победил социальный регресс, вот и к книгам подступаются постепенно фашизировавшиеся «демократы», не менявшие своего власоватого знамени, даже персон не менявшие во власти.

Справа вы видите проскрипционный списочек одной из провинциальных библиотек. Всё что надо изъять из обращения, чтобы не сеять крамолу посредством любого упоминания «наркотических» средств (коими в разные времена и века считалось разное, как мы помним — так мы и до запрета кофе доживём запросто). А списки, конечно же, пришли во все библиотеки.

Вот что пишет нам, а не в «Литературную газету», которая никогда об этом не напишет (Замшев образцовый трусишка), работница одной из них:

Библиотека получила новый список иноагентов, которых нужно отправить в спецхран. В списке Василий Белов и даже Чехов, пьесы. Ладно, вместе с Беловым на флеш-карте есть и другие товарищи, которые вызывают подозрение. Но Чехов — обычная бумажная книга. Он-то чем виноват? Он теперь в одном списке с Яхиной. Её тоже надо убрать. Ибо есть распоряжение Минкультуры убрать из открытого доступа все книги, в подготовке которых участвовали иноагенты — редакторы, авторы предисловия и т.д. Всё убирается с полок и отправляется в книгохранение. Сжигать не будут. Пока.

Лично я-то Чехова не то, что не ставил бы в виде книги рядом с Яхиной, но и не упоминал даже — слишком разный масштаб. Но если министерство, возглавляемое ныне вполне себе либералкой Любимовой так пишет — оно вынуждает вглядываться в содержание… У Яхиной просто куча исторических ошибок и конъюнктурных домыслов в текстах, за которые не то что не печатают такими тиражами, как Елена Шубина, а даже в читку не берут — но сейчас не об этом. У Чехова-то что?

Оказывается, к его пьесам не та дама написала предисловие, видимо, релоцированная уже (не полная ли тёзка главной героини «Евгения Онегина»?.. о, учимся Эзопову языку). Но если б там был один Чехов!.. Василий Белов (и патриота не пощадили). Книга о Довлатове — туда же!..

Надо так понимать, что пьянство Довлатова, как часть творческого метода — тоже попало в «список запрещённых веществ». Кстати, оно и свело его в могилу — но в сочетании со страховой медициной США, где ему, не имеющему полиса, не могли отказать в скорой помощи, однако ни одна больница не могла его положить без полиса — так он и умер на колёсах, меж больниц… Тоже гримасы капитализма. Но всё же куда явственнее он на стадии реакции и регресса к «традиционным ценностям» нам сейчас виден и понятен на контрасте с «лихими» и предшествовавшими им 80-ми, ибо всё познаётся в сравнении. А страховая медицина, в точности с американской скопированная, не так «жмёт» дорогим россиянам пока, хоть сбор денег на лечение детей и стал для СМИ обычным делом вместо свободы слова…

Выяснив, откуда ветер реакции дует, моя собеседница пишет:

Есть ещё свежий приказ ставить маркировку «Антинаркотики» на всё, где они упоминаются, в т.ч. на Булгакова, Гоголя и даже «Анну Каренину», она там какие-то антидепрессанты употребляла. В общем, во всём виноваты книги. Легче вообще библиотеки закрыть, раз уж от них все зло. Вот уж точно: заставь дурака богу молиться. Вообще можно поддержать инициативу и в борьбе за нравственность составить списки писателей-гомосекусалистов, например. Уайльд и Клюев в первых рядах. Достоевский писал о педофилии — тоже запретить. Шолохов — об инцесте. Ну и так далее. Обширный фронт работ.

Но всё оказалось ещё интереснее. Как выяснилось, «встречная», проскрипционная инициатива исходила уже от самих библиотечных работников!

Приложение №1 к Протоколу заседания Комиссии по работе 
с фондами и каталогами от 11.09.2025 г.

Библиотечный центр для детей и юношества "Читай-город" Великий Новгород

Тема наркомании в художественной литературе

Рекомендательный список произведений о том, как наркотики разрушают судьбы людей и целых народов, разбит на 2 раздела: 12+ и 16+. Многие книги имеются в библиотеках «Читай-город».

12+
 1.Боуэн Д. Уличный кот по имени Боб. Как человек и кот приобрели надежду на улицах Лондона / Д. Боуэн ; пер. с англ. Е. И. Колябиной. - Москва : Рипол Классик, 2015. - 380 с.
 2.Боуэн Д. Мир глазами кота Боба. Новые приключения человека и его рыжего друга / Д. Боуэн ; пер. с англ. Е. И. Колябиной. - Москва : Рипол Классик, 2015. - 350 с.
3.Диккенс Ч. Тайна Эдвина Друда: роман / Ч. Диккенс ; Пер.с англ.О.Холмской;Серийное оформл.А.Воробьева;Дизайн Ю.Мардановой. - М. : АСТ:Транзиткнига, 2005. - 447 с. - (Мировая классика)
 4.Дойл А. К. Затерянный мир: фантастические произведения / А. К. Дойл ; пер. с англ. Н. Волжиной ; авт. послесл. М. Урнов ; ил. Л. Фалиной. - М. : Правда, 1990. - 510 с. : ил.
Из содержания: Отравленный пояс
 5.Дюма А.(отец). Собрание сочинений: в 15 т. / А. Дюма ; пер. с фр. ; под ред. Н. М. Любимова. - М. : Правда, 1991 - .
Т. 10 : Граф Монте-Кристо / ил. А. Борисенко. - 1991. - 574 с. : ил., цв.ил. - (Библиотека " Огонек ").
 6.Жвалевский А. В. Охота на василиска: повесть / А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак ; ил. В. Коротаевой ; оформ. В. Калныньша. - М. : Время, 2014. - 190 с. : ил. - (Время - детство!).
7.Коллинз У. У. Лунный камень: роман / У. У. Коллинз ; пер. с англ. - Петрозаводск : АО "Амитье", 1992. - 454 с.
8.Ле Гуин У. Волшебник Земноморья: фантастические произведения / У. Ле Гуин ; пер. с англ. И. Тогоевой. - М. : Эксмо, 2007. - 799 с. - (Шедевры фантастики).
Из содержания: На последнем берегу                                                                                                                          
9.Линч Д. Твин Пикс : Д.Линч Тайный дневник Лоры Палмер/С.Фрост  Воспоминания специального агента ФБР Дэйла Купера / Д. Линч, С. Фрост . - М. : Вагриус, 1993. - 447 с. : ил.                                                                                                                                      
10.Раин О. Отроки до потопа: роман / О. Раин ; худож. С. Прокопенко. - Екатеринбург : Сократ, 2009. - 311 с. : ил. - (До пятнадцати и старше...).
 11.Стивенсон Р. Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда: повести / Р. Л. Стивенсон ; пер. с англ. : И. Гуровой, Т. Литвиновой, Е. Лопыревой. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 383 с. - (Классика жанра. Детектив).
12.Толстой А. Н. Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина: романы / А. Н.Толстой ; Худож. Ю.Д. Федичкин; Серийное оформл. А.А. Воробьева. - М. : АСТ, 2002. - 445 с. - (Библиотека приключений).
Роман «Аэлита» содержит эпизоды, которые показывают, как употребление наркотиков превращает целые народы в безвольных рабов.


____________________________________________________________________________
 16+
 1.Айтматов Ч. Т. Плаха: роман / Ч. Т. Айтматов ; оформ. серии А. Кудрявцева. - М. : АСТ. - [Б. м.] : Астрель ; Владимир : ВКТ, 2011. - 351 с. - (Детская классика).                                                                                                                             
2.Акунин Б. Статский советник: роман / Б. Акунин ; ил. И. Сакурова. - М. : Захаров, 2011. - 284 с. : ил. - (Новый детективъ).
 3.Акунин Б. Любовник смерти : роман / Б. Акунин ; ил. И. Сакурова. - М. : Захаров, 2011. - 302 с. : ил. - (Новый детективъ).
 4.Берджесс Э. Влюбленный Шекспир : роман / Э. Берджесс ; пер. с англ. А. Комаринец ; дизайн Э. Кунтыш. - Москва : АСТ, 2014. - 317 с. - (Англия. Классика. 20 век).
5.Блэк Х. Отважная: роман / Х. Блэк ; пер. с англ. Т. Черезовой ; оформ. серии С. Шикина. - М. : ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2010. - 317 с.
 6.Булгаков М. А. Морфий / М. А. Булгаков ; сост., авт. предисл., коммент. В. Казака. - М. : Молодая гвардия, 1991. - 479 с.
 7.Гоголь Н. В. Шинель: повести / Н. В. Гоголь. - М. : Эксмо, 2013. - 223 с. - (Классика в школе).
Герой  повести «Невский проспект», не справившись с реалиями жизни, ищет забвения, избавления от душевной боли в наркотиках. Финал повести трагичен: талантливый художник Пискарев, человек с трепетным сердцем и чистыми помыслами погибает от воздействия наркотиков, не справившись с жестокой реальностью.
 8.Даунхэм Д. Пока я жива: роман / Д. Даунхэм ; пер. с англ. Ю. В. Полешук ; оформ. И. Е. Гиммельфарба. - Москва : Рипол Классик, 2014. - 445 с. - (Скафандр и бабочка).
 9.Иванов В. И.  Сладкая ловушка (государственная сказка) /В. И. Иванов – М.: граница, 2005
10.Керуак Д. В дороге : роман / Д. Керуак ; пер. с англ. В. Когана ; оформ. В. Пожидаева. - СПб. : Азбука. - [Б. м.] : Азбука-Аттикус, 2013. - 446 с. - (Главные книги)
11.Кизи К. Когда явились ангелы : повести, рассказы / К. Кизи ; пер. с англ. В. Голышева [и др.]. - М. : Эксмо, 2012. - 463 с. - (Зарубежная классика).
12.Спьяццатов А. Теряя наши улицы /А. Спьяццатов. – Алматы, 2010
13.Суэнвик М. Драконы Вавилона: роман / М. Суэнвик ; пер. с англ. М. Пчелинцева ; сост. серии А. Жикаренцев. - М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2011. - 428 с. - (New-Fiction).
14.Уайльд О. Портрет Дориана Грея: роман / О. Уайльд ; пер. с англ. М. Е. Абкиной ; оформ. О. Горбовской. - Москва : Эксмо, 2012. - 285 с. - (Классика в школе).
15.Фармер Н. Дом скорпиона: роман / Н. Фармер ; пер. с англ. Е. Токаревой ; сост. серии А. Жикаренцев ; оформ. серии Е. Платоновой. - М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2011. - 492 с.
16.Штанько В. Н. Трудно быть другом: повести / В. Н. Штанько ; ил. Н. Клименко ; оформ. серии А. Рыбакова. - Москва: Детская литература, 2014. - 363 с. : ил. - (Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова).

Теперь знаменитое выражение про тысячи доносов косвенно попавшего в списки Довлатова — можно вполне обоснованно переадресовать настучавшим на «клаве» эти списки бюджетничкам, побежавшим впереди паровоза силовигархии…

Чтобы вы, дорогие читатели, это всё «переварили», осознали, уловили, как поднялся градус реакции там, где находились до сих пор хранители разумного и вечного, я следующий списочек приберегу для отдельной публикации. Об этом стоит говорить подробно и отдельно. Раз такая «движуха» уже снизу пошла. На фоне урезания свободы слова и общения через мессенджеры, запрета на митинги прогрессивных сил в столице (при зелёном свете для реакционных, заказных для МИДа пикетов и митингов) — «картина маслом», как выражался один киногерой.

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

5 комментариев к «Иноагенты Чехов, Белов и Довлатов»

  1. Я сама работаю в библиотеке. Всё так. А классики, попавшие в списки нежелательных авторов, опасны не только тем, что редакторами у них были не те люди, что нужно. Классики учили нас сохранять человеческое достоинство в любой ситуации. Да, именно «по капле выдавливать из себя раба». Это у нас в подкорке со школьных времен. И это ой как не нравится нынешней власти, задача которой — взрастить рабское сознание в каждом из нас. Чтобы человек умел единственно тупо выполнять приказы начальства и пикнуть не смел супротив начальственной воли.

    1. Следует только конкретизировать, кому не нравится — нынешней буржуазной антинародной власти!

      «И ту же сермяжную рать
      Прохвосты и дармоеды
      Сгоняют на фронт умирать»!

      Где же выход?
      Почему не получилась перестройка под лозунгом «Больше социализма!», почему общество отброшено на сто лет назад к частнособственническому капитализму? Потому что так называвшиеся в народе «божьи одуванчики», кормчие нашего «советского» отечества — собственно, как и вся наша народная масса, как мы с вами, — понятия не имели о том, что такое социализм, что и как необходимо реформировать, чтобы выйти из застоя, чтобы двинуться дальше по пути социального прогресса. А между тем задача совершенно ясно поставлена в исследовании Ленина «Государство и революция»: чтобы выдавить из себя раба, обществу необходимо избавиться от всякого начальствования:
      https://proza.ru/2023/02/25/1249

  2. В условно либеральное время в 2012 году аналогичный по характеру исполнения был закон о защите детей от вредной информации. Так даже мультсериал «Ну, погоди!» оказался вредным, так как волк «ведет асоциальный образ жизни».

    1. меж тем «Ну, погоди!» с тех пор оброс довольно блёклыми голливудовАтыми «анимационными» (а не мультипликационными) продолжениями… но верно: какая вожжа под какой хвост попадёт — такой закон и принимают. впрочем, вектор законодателей неизменный — стены их и культур-обслуги поместий на Рублёвке и Николиной горе — всё выше, охрана всё многочисленнее, и недосягаемость их прайваси возводится в абсолютную и уже вполне божественную истину. а ради этого нужно гаечки свободомыслия прикручивать регулярно и упорно. чтоб даже мысли высунуться за законосообразие не было

  3. Да о чём речь… Люди давно в связи с современным законодательством нашего антинародного государства поминают Угрюм-Бурчеева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...