30.11.2025

Как пятёрка кружковцев конституционный строй свергала

В Центральном окружном военном суде Екатеринбурга на этой неделе начались прения сторон по делу уфимского марксистского кружка — небольшого сообщества, существовавшего с 2016 года и занимавшегося чтением и обсуждением работ классиков научного коммунизма. Пятеро его участников оказались на скамье подсудимых: бывший депутат Курултая Башкортостана от КПРФ Дмитрий Чувилин*, врач-отоларинголог Алексей Дмитриев*, пенсионер Юрий Ефимов*, экс-зампредседателя уфимского отделения «Союза добровольцев Донбасса» Павел Матисов* и «ветеран Донбасса» Ринат Буркеев*.

Следствие утверждает, что они намеревались воспользоваться «возможным обострением социально-политической обстановки в стране в связи с пандемией коронавируса и общей напряженностью в социальной сфере» в 2020-2021 годах, чтобы совершить нападение на сотрудников полиции, «завладеть их оружием», «устрашить население города» и затем захватить склады вооружения и техники. Все пятеро полностью отрицают эту версию.

Судебное разбирательство продолжается почти два года. В качестве доказательств следствие приводит только тексты и видеозаписи из группы кружка во «ВКонтакте» за 2019–2021 годы. Сами подсудимые заявляют, что после задержания их пытали, таким образом намереваясь выбить нужные следствию признания, однако они продолжают последовательно отрицать всё, вменяемое им обвинением.

Прокуроры запросили для них чрезвычайно суровые сроки. Павлу Матисову* — 24 года заключения и штраф 950 тысяч рублей; Алексею Дмитриеву* — 22 года и штраф 300 тысяч; Дмитрию Чувилину* — 21 год и штраф 300 тысяч; Ринату Буркееву* и Юрию Ефимову* — по 20 лет и штраф 300 тысяч рублей. Первые восемь лет каждого, по просьбе обвинения, должны пройти в тюрьме, а оставшаяся часть — в колонии строгого режима. Кроме того, всем запрошены два года ограничения свободы и двухлетний запрет на администрирование сайтов после освобождения.

Фигурантов дела обвиняют сразу по нескольким статьям: подготовка к насильственному свержению власти, обучение терроризму, участие в террористической ячейке и оправдание терроризма. Ключевым свидетелем обвинения стал украинец Сергей «Родник» Сапожников, участвовавший на стороне ДНР в боевых действиях (начавшихся на Донбассе в 2014-м году), который получил российский паспорт и присоединился к кружку уже спустя годы после начала его существования. Именно он сообщил в ФСБ, что участники якобы «ждут нестабильной ситуации, чтобы захватить власть, убивать сотрудников полиции, политиков».

Как сообщают активисты «Левого Фронта», ещё 24 ноября, после отказа суда допросить лингвиста Анну Михайлову — эксперта, давшую заключение в пользу обвиняемых и специально приехавшую из Новокузнецка, — трое подсудимых, Дмитрий Чувилин*, Алексей Дмитриев* и Павел Матисов*, начали скандировать требование соблюдать закон. Приставы сразу применили силу и вывели их из зала. Михайлова отметила, что за годы работы ни разу не сталкивалась с отказом выслушать эксперта.

Следом суд отклонил все ходатайства защиты и даже отказался выдавать письменные определения, чтобы лишить подсудимых возможности обжаловать их в вышестоящий суд.

Председательствующий заявил, что обжаловать определения можно будет «вместе с приговором», фактически признав, как отмечают активисты «ЛФ», что приговор будет обвинительным и неизбежно станет предметом апелляции.


От редакции: Вот он, слева в худи с гербом нашей Советской родины, самый первый, Чувилин* — неплохо знаю товарища. На концерты Московской рок-коммуны «Не пряча лиц», что имели место на Покровских Воротах в пабе О’Connells’е в 2018-2021, приходил неоднократно, приглашал выступать в Уфу (лично я не смог, но другие рок-коммунары ездили). Храню значок «ЛФ», который он мне подарил. Не поленился же тёзка! Сделал в форме красного флажка — не хуже депутатского. Свою родную организацию любил, как, кстати, и я, состоявший в ней с самого начала, с 2005-го года — причём в Моссовете Левого Фронта (как только оттуда исключили Кагарлицкого**), была и такая структура (КПРФ для него уже вторична)…

И вот теперь попробуйте себе такое представить: давно уже системный политик, депутат и хозяин небольшой фирмы, позволяющей ему безбедно существовать, товарищ Чувилин зачем-то входит в некое маргинальное сообщество, планирующее нападения на полиционеров… Зачем? Может, он был фанатом произведения Прилепина под названием «Санькя», где в финале описан точно такой сценарий «прихода к власти» — точнее, туповатый нацбольский вариант «революции» через захват ментовки, табельного оружия, а затем городской администрации?

И снова — зачем? Будучи депутатом, он что — не поинтересовался ни разу, как работает в его краях Система? Как подавляются подобные неуклюжие взбрыки (опыт прилепинских однопартийцев, «приморских партизан»-то он точно имел время проанализировать)… Положим, Прилепину в 2006-м году как человеку пера, а не только оперу, такой романтизм и разгул словесности простителен, но в 2020-м всё же иначе уже обстояли дела. И когда вам говорят про пятёрку человеков, среди которых врач «ухо-горло-нос», пенсионер и парочка контуженных на Донбассе, — как про группу особо опасных государственных преступников, трудно сдержать улыбку, хоть это категорически не смешно… Что, вот это непобедимое войско, эта «группа по интересам», читавшая Маркса и Энгельса, готовила захват всея российская власти, да?

Это какая же власть-то должна быть тогда хлипкая? Ну, вы этот сюжет для «Камеди клаба» же готовили, господа прокуроры, сознавайтесь?

Теперь к «доказательной» базе. Сроки, которые нарисовали в проекте подсудимым — космические, американские. В РФ до войны таких сроков вообще не было — но мы же учимся у «извечных врагов России» только в плохом!.. Такие сроки даже серийным убийцам не дают — а тут мирные граждане, ни разу до этого не судимые, с оружием в большинстве (трое из пятёрки) вообще не знакомые. И вдруг по доносу ещё одного контуженного они назначаются ультра-террористами. Ну, наверное, в доказательствах должны быть как минимум какие-то достоверно криминальные эпизоды, показывающие, как именно, из чего именно и где именно (доказательства, особенно вещдоки — предельно конкретная субстанция) готовились в период пандемии нападения на полицейских и прочие безобразия-беспорядки.

Неудивительно, что дома у воевавших в Донбассе, открыто состоящих в ветеранской организации, нашли многое, что они с Донбасса привезли — война обычно оставляет трофеи, тут удивляться нечему (вот даже Аверин из «Другой России» Эдуарда Лимонова пытался пистолетик вывезти ещё до начала полномасштабной войны из ДНР — так посадили и срок он отсидел примерно! срок Александра Аверина был вегетарианским по сравнению с этими — но у него-то пистолет был вещдоком). Это — в лучшем случае элементы, но где сам состав преступления? Где само событие преступления (царица доказательств), по итогам которого только такие сроки и назначают?

Вместо состава преступления — какие-то загадочные видеозаписи в соцсеточках… Они что — снимали сами моменты захвата ими оружеек и нападения на «представителей власти»? (что практикуют отнюдь не левые, не марксисты, а ультраправые или религиозные экстремисты, кстати, — для деморализации, — помним, как это делали исламисты на севере Сирии) Ну, давайте всё же внятнее, господа — когда запрашиваются такие немыслимые сроки. Вы за некие «неблагонадёжные» разговорчики — причём, которые существуют только в пересказе доносчика, — пытаетесь засадить на «американские» сроки дееспособных образованных мужчин в расцвете лет, доселе не судимых? Или просто уже машина судебная так запущена, что не остановить, а на предмет фактической доказательности вот этот набор мишуры из ВК анализировать она не умеет?

Особо хочется «с левой стороны» отметить самый момент возникновения этого кружка. 2016-й год — второй год бурного восхождения волны кружковства на фоне теоретических провалов, безграмотности периода 2011-12 и Евромайдана 2014-го в среде российских и украинских левых, так и было. И сама востребованность кружков самообразования — была диагнозом всем существующим тогда многочисленным «партиям», которые по факту были размером с кружки, я рассказывал об этом на «Советском ТВ» в 2019-м.

На фото — Запорожье, лето 2012-го, позади — Днепрогэс

В партии, где я состоял тогда, в ОКП (Объединённой коммунистической партии) возник тогда тоже марксистский кружок — что не казалось абсурдом (это примерно как если бы внутри современного электробуса установили ещё и паровой двигатель — кружки это предыдущая, ДОпартийная стадия самоорганизации революционной интеллигенции и рабочего класса), однако глубин марксизма-ленинизма его ведущие не постигли: один потом, в 23-м пошёл и убился об войну со второй попытки… Вот и в Уфе возле КПРФ и ЛФ возник кружок. Видимо, хотели «подтянуть теорию», но туда подтянулся и провокатор.

А поскольку в кружке в чисто теоретической плоскости пролетарская революция не могла не обсуждаться, вот этот, судя по всему, малограмотный доносчик и перевёл дискуссию в «конкретное» русло, и с готовыми образами «свержения конституционного строя» оттуда ушёл. Впрочем, это лишь вольная версия — но звучащая куда реалистичнее, чем захват всей полноты власти пятью человечками посредством нападений на отделения полиции. Призыв быть реалистами и не верить в невозможное — это, пожалуй, главное, что может тут предложить радикальный реалист.

Д.Ч.


*внесены в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга

** признан в РФ иноагентом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...