Обращение редакции печатного издания «Учительская газета».
Сегодня мы вынуждены сообщить:
Выпуск печатного издания «Учительская газета» прекращается. Это решение далось нам непросто. Мы долго боролись — за право сохранять традицию, за возможность честно говорить с учителями и о школе, за само существование профессиональной педагогической газеты в традиционном формате.
В 2024 году, после прекращения выпуска прежним издателем, мы с нуля возродили печатную «Учительскую газету». И нашли поддержку: тысячи подписчиков по всей стране, десятки школ, сотни авторов. Газета снова стала живым организмом, а не просто знаком из прошлого. Важно отметить, что всё это происходило в соответствии с законодательством РФ – на основании свидетельства о регистрации СМИ, выданного Роскомнадзором.
Но формальные претензии к названию, символике, отдельным авторам и материалам — несмотря на нашу добрую волю и желание договариваться — оказались сильнее. Мы сделали всё, чтобы решить конфликт мирно.
И сегодня – наше последнее слово – с целью уладить все противоречия в досудебном порядке.
Последний номер печатного издания «Учительская газета» вышел 24 июня 2025 года.
Распространение прекращено. Свидетельство о регистрации СМИ приостановлено.
Подписные договоры расторгнуты. Архив закрыт.
Важно пояснить:
Историческая «Учительская газета» действительно является значимым педагогическим феноменом XX века: она начала выходить в 1924 году и в 1974 году, в честь своего 50-летия, была награждена Орденом Ленина — высшей государственной наградой СССР. Это событие произошло задолго до появления современных юридических форм: ни акционерных обществ, ни некоммерческих организаций в то время не существовало.
В нашей редакционной практике упоминания о 100-летней истории, юбилейных датах или высшей награде носили исключительно историко-редакционный характер — как знак уважения к педагогической традиции. Мы ни при каких обстоятельствах не претендовали на юридическую преемственность, государственные награды или активы прежнего издателя, находящегося в непростой ситуации – процедуре банкротства и внешнего управления (дело № А40- 193127/23-169-388 «Б»).
Мы уходим с уважением. К профессии. К традиции. К читателю.
Спасибо, что были с нами!
Арслан ХАСАВОВ, главный редактор
От редакции: Ну и кто после этого очередного убийства советской, ещё при Ленине возникшей, газеты буржуазными закончиками — будет говорить, что с прессой при всемилостивейшем и всевидящем Путине всё замечательно? Процветает советская пресса при антисоветской власти, никто ей не чинит препятствий в достижении читателя?..
Вопросы собственности, авторских прав, лицензии какие-то, Роскомпозор (антиконституционный орган, кстати, ибо согласно статье 29-й конституции РФ):
29. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 29. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. 29. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. (с) Конституция РФ, последняя актуальная редакция, 2025, статья 29.
Какое отношение могут иметь эти сиюминутные мелочи к вековой «Учительской газете»?! Что это всё, как не гримасы социальной деградации — что это как ни Прокрустово ложе капитализма, в которое не умещается в принципе рождённая куда более гуманным и демократичным строем пресса — как общественный институт?
При Ельцине ещё как-то приходилось считаться, и даже плодилась вполне свободная на язык пресса тогда (имея стабильные государственные субсидии — как их в 1995-м под командованием Полторанина выбивали из Ельцина, мне подробно для «ЛР» рассказывал в МГУ Виталий Третьяков в 2017-м) — видимо, чтобы сказать что-то очень важное новым классам, которые уже перехватывали власть у оболваненного и одряхлевшего рабочего класса. Много ли уцелело с тех пор всех этих (десятки, если не сотни) газет? Да все они вымерли за ненадобностью буржуазии уже к концу «проклятых десятых»!..
Но что за новый виток мора нынче-то, среди немногих уцелевших, настал? Мы, как чуткие к профессиональным проблемам журналистов — писали в 2024-м о событиях в «УГ», никогда не проходим мимо таких тревожных сигналов буржуазии обществу. Ибо законы нынешние работают только в их, буржуев, пользу, это ИХ законы — важно это помнить!
Мы сами из-за нищеты и откровенной классовой ненависти к нам государства-мутанта не выходим на бумаге скоро год как, а как периодическое издание — с августа 2023-го (то есть 2 года), когда Минцифра решила перекрыть нам и без того слабенько подаваемый кислород за «нецелевые расходы» на своё скромнейшее житие-бытие (либералы такие либералы, когда имеют власть…). Но здесь, насколько мне известно, всё было как раз хорошо: Арслан, в отличие от меня, политически лоялен и умеет договариваться с власть имущими, и Владимир Григорьев «Учительской» субсидии давал.
Так задушили иным методом!.. Лояльность, выходит, Арслан, — это не всегда оружие и добродетель журналиста.
Кому это очередное «белое безмолвие» нужно, кто от этого выигрывает? Убивают газеты одну за другой, на месте или на землях советских редакций — цинично строят элитное жильё, а наиболее востребованные «журналисты» — так гостиницы целые открывают на месте газетных гигантов (Владимир Соловьёв-лай вместо комплекса «Правды» готовится открыть апарт-отель, в памятнике конструктивизма, та же судьба у «Известий» на Пушкинской площади)…
Самое неинтересное, что скоро и вопросы эти вслух задавать будет некому. Мы — ужались до сайта, потому что бумажная газета это всё же деньги, без господдержки тут — никак (а с буржуазией мы не дружим, что ощутимо в материалах). Видимо, «УГ» ждёт наша судьба виртуализации. Не знаю, как поступит законопослушный Арслан (неплохой прозаик, книгу коего я с удовольствием редактировал и рецензировал десять лет назад, в 2015-м), ведь свидетельство о регистрации — отозвано… Но почему должна прекращать выходить и распространяться профессионально нужная учителям всей России газета?
А я вам скажу, почему, по секрету. Потому что и учителя, и журналисты — это как раз та часть пролетариата, что имеет прямой доступ к умам важнейших поколений. К умам детей и людей среднего возраста.
А правящему классу конкурентов тут не требуется — нужна только пресс-служба! Зачем ему пресса, какие-то свободомыслящие коллективы и профессиональные сообщества? С писателями, прежде, в 24-м паскудно устами «Зайчутки» из ЛДПР наобещав им «табель о рангах», сделать их занятие профессией — вон, вроде справились силовигархи, уболтали. Устроили им поближе к Кремлю съезд, дали сверху начальство скрепное (аса по части декоммунизации и архаизации из Белого Дома 1991 года), вписали «пачкой» в начальники писателей каких-то симонянш, мигалковых да богомоловых…
Вот кто такой Песков в нынешнем деформированном обществе, где 45 тысяч имеют в месяц более миллиона, а миллионы не получают и 45 тысяч (я один из них)? Кто-нибудь из наших читателей может сформулировать его социальный статус? Он министр? Он глава какого-то большого ведомства? Почему мы всё время слушаем его рассуждения в приоритетном порядке во всех немногих государственных СМИ?!
По должности он — «говорящая голова президента», которую придумали, чтобы избавить от работы языком Первое лицо. Но он — наёмный работник, по идее. Который обязан «озвучивать» — и только! А он умозаключает, высказывает позицию, и в силу своего не должностного, а классового статуса «близости к телу» — давно совладеет телеканалами («Мир» — один из них)… Вот такой «пресс-секретарь»…
Но в сущности — всё идёт к тому, что никого, кроме Пескова и его потомков (а должности там давно переходят по наследству-блату, как у Патрушевых, — дочка Лиза вполне же справится, вместо своей «Аванти»?) в профессии этой не останется. Глава союза вымирающих журналистов Соловьёв выйдет на пенсию с солидным приданым — апарт-отелем «Правда» на улице Правды. Ну, а мы, некогда могучие коллективы советской прессы — ужмёмся до личных бложиков в соцсетях, пока и там нас Роскомпозор не выморит.
Но страна-то идёт верным курсом — в противоположную сторону от заветов Ильича. «Всё путём…» (как на тех майках с известным ликом писали) Ведь вы именно эту линию отношений правящих господ с прессой и писателями ещё в беседах с Медведевым (тогда исполнявшим роль президента-либерала) поддерживали, Арслан?
Д.Ч.

Тяжело читать такие новости. Представляю, как тяжело сообщать их!
………..но в общем, что касается именно «Учительской газеты», то это закономерно. Нет уже той школы, нет и той самой профессии — учитель. Во что превращен учитель? — в лакея. Вы представляете себе профессиональную газету швейцаров, например? Это очень печально, но это так.
думаю, что Арслан с вами не согласится, но вряд ли отзовётся прямо тут… удерживать профессию учителя на уровне высшей школы — входило в стайлгайд газеты (как кажется лично мне). и проблемы в данном случае — не в падении образовательного уровня аудитории вовсе. это проблемы СИСТЕМНЫЕ, это изживание чуждого буржуазии — чуждых коммуникаций, прежде всего. чуждых когниций — в широком смысле. да, нужны не учителя, а учителки — примерно в том диапазоне, который периодически обрисовывают из Минобраза тамошние дикобразы, классов на 6 — а дальше государству-Трубе не нужно. «УГ» исходила из иных национальных приоритетов — и «человеческий капитал» было чуждое ей понятие