Наташа с детства мечтала стать журналистом. Эту профессию считала она самой достойной, самой захватывающей и самой романтичной из всех. Что может быть увлекательней для человека, чем общение с интересными и умными людьми, чем постоянное передвижение по стране и миру, когда острый и внимательный взгляд корреспондента точно и безошибочно выхватывает из обычных, кажется, явлений и событий их главную суть и потом, осмыслив все, журналист рассказывает об этом всему миру, открывает людям правду о самой жизни.
Маленькая, заводная, веселая, она любила смотреть новости по телевизору, журналистские репортажи и особенно те материалы, которые готовили, как ей представлялось, очень красивые и умные девушки-журналисты. Она смотрела на них с чувством восторга и благоговения, на себя примеряя их непростое ремесло, и маленькой еще девочке-школьнице казалось, что и она смогла бы вот так же, как и эти замечательные девушки рассказать зрителям о знаменитом актере кино, или о бесстрашном путешественнике, или об удивительном событии, произошедшем, например, где-нибудь в Арктике.
Когда в классе, где она училась, стали готовить стенгазету, она написала туда заметку о том, какая профессия самая лучшая на свете, и с той поры одноклассники дружно прозвали ее журналисткой, но она вовсе не обижалась, а даже очень гордилась этим прозвищем. Наташа, в сущности, уже с детства была вполне цельным и счастливым человеком, потому что с раннего возраста угадала свое предназначение, определила свою судьбу и пошла к своей цели вполне осознанно и прямо, а это, поистине, огромный дар – знать зачем ты родился на свет и почему ты должен поступать именно так и никак иначе.
Она закончила школу и подала документы на один из факультетов журналистики и не смогла пройти по конкурсу, но после горьких слез и громких рыданий еще тверже укрепилась в своем желании непременно стать журналистом. Девушка пошла работать и сразу же начала сотрудничать в районной газете, писала заметки, ухитрялась делать репортажи, купила простенький фотоаппарат и уже не расставалась с ним нигде и никогда.
Ее заметили, поддержали и на следующий год Наташа стала самым счастливым студентом факультета журналистики. Для нее началась новая, настоящая, прекрасная жизнь, наполненная до краев открытиями, событиями, общением и радостью, и еще она постоянно, ежедневно и неуклонно росла, изучала людей, пыталась разобраться в том, что происходит в мире, в ее стране, с ее народом и почему это происходит. Она медленно и основательно возрастала, становясь личностью со своими убеждениями, своими взглядами на мир, на искусство, на предназначение человека, на те основы, на которые опирается ее страна и ее народ, и она точно знала, что именно является добром, а что злом, и почему между ними невозможно смешение, и почему борьба добра со злом бескомпромиссна и должна вестись только и только до конца.
Она закончила свой факультет в год начала Специальной военной операции на Украине. Это был тяжелый удар по сердцу Наташи, поскольку раньше она не могла допустить и мысли, что такое возможно, тем более, что мама у нее была настоящей природной украинкой, красивой, веселой, певучей, с простым и совершенно здоровым и правильным отношением к жизни, а отец ее был настоящим русским человеком, работящим, прямым, умным и честным. И никогда в их семье не вставал какой-то там национальный вопрос, спор кто лучше, русский или украинец, это было в принципе невозможно, настолько это представлялось абсурдным.
Но для Наташи не возникло вопроса на какой стороне она должна находиться, сердце и понимание того, что происходит подсказали ей ответ на него. Одно лишь чувство ее мучило до слез: чувство жалости к простым украинцам, так глупо и так трагично угодившим в заморский обманный капкан, спасения из которого не было.
Их многочисленные родственники на Украине, замороченные и опутанные хитроумными информационными технологиями, которые оказались на поверку оружием массового поражения, прокляли их, обозвали врагами и оккупантами, обругали последними словами, а Наташа, прямая, как отец и веселая, и отчаянная, как мать решила, что ее место там, на фронте, что ее профессия это не только информация о мирной и счастливой жизни, но и вполне реальный, осмысленный, честный и прямой рассказ о том, что происходит на Украине, и почему это происходит, кто друг этой стране и этому народу, а кто лукавый враг.
Решение поехать на фронт было не простым и не легким, но это было решение взрослого и состоявшегося человека. Родители ее узнали об этом и реагировали по-разному. Отец, сжав зубы, молчал, но по выражению его лица было видно, что происходит в его душе, он понимал дочь. С матерью было сложнее. Словоохотливая и смешливая хохлушка в быту, узнав о решении дочери, мгновенно посуровела и пошла на принцип, отрезала твердо, решительно и скорбно:
— Не пущу! Ишь, что надумала! Мужики воюют, а она, малявка, в пекло полезет! В зеркало на себя глянь! От горшка два вершка, а на фронт собралась! Не пущу! Лягу на дорогу и не пущу! Через мой труп только переступишь!
Наташа примолкла, сжала губки, но уперлась в своем решении. В ее жизни наступил момент, когда нужно было сделать главный выбор, когда нужно было совершить тот поступок, который определял все в ее судьбе, когда любая слабость была искушением и злом, но была мама, самый главный и дорогой человек, и этот человек, который отдавал ей все, что было искренне и без остатка, страдал и мучился. Наташа понимала это, видела и страдала не меньше.
Есть тайна в жизни народа, не объяснимая никакими науками и никакими мудрецами, когда в переломное время народной судьбы кто-то невидимый и мудрый выдвигает вперед особенных людей, для которых долг становится абсолютным законом, и тогда эти особенные, незаметные в обычной жизни люди, берут на себя громадную ответственность за все, за саму жизнь и будущее страны, и эти особенные, всегда скромные люди в конце концов определяют путь народа. Таким особенным человеком оказалась маленькая веселая белокурая девчушка Наташа, журналист по профессии, и она пошла на фронт корреспондентом, пошла совершать свой столь необходимый огромной стране подвиг – говорить правду под смертельным огнем, пошла за своим бессмертием.
Она попала на фронт и начала делать свои репортажи для областного телевидения. Она работала на передовой, сидела в окопах рядом с опаленными войной мужиками, сошедшимися в этой точке планеты со всего российского континента с названием Россия. Они, эти уникальные люди, простые мужики, полюбили и зауважали маленького красивого корреспондента и называли его просто и сердечно: наша Наташка.
А Наташка со свойственной ей неугомонностью лазила по фронту, отыскивала героев, готовила свои фронтовые сюжеты, рассказывала о людях военных, и о гражданских людях, попавших в беду, для которых земля сдвинулась с места, все на свете перевернулось, и жизнь накренилась своим неизвестным ранее жутким креном, и зло во всей своей обнаженной бесчеловечности надсмеялось над ними.
И эту тяжелую, опасную, изматывающую душу работу выполняла задорная, тонкая сердечным чувством девушка, которая, однако, точно знала, что ее работа нужна, что правда должна пробиться к людям, чтобы они не потеряли веру в победу добра, чтобы поняли, что происходит вокруг, почему происходит и зачем великая огромная страна встала всей своей мощью на защиту, казалось бы, маленькой земли с не таким уж многочисленным населением.
С той стороны, неведомо откуда, но уже знали о «нашей Наташке». Донес ли кто или видели ее репортажи, но за ней негласно и тихо началась потаенная охота. Зло боится правды, боится света, боится, когда темные дела его и замыслы вытаскивают на свет, и те люди, которые делают это становятся его мишенью. Наташа трудилась, старалась быть осторожной, осмотрительной, внимательной, помнила о постоянной опасности, но не знала, что смерть уже зорко и неотступно ищет ее, подкарауливает в городских разбомбленных пятиэтажках, в руинах пострадавших от боев деревень, вынюхивает на фронтовых дорогах, выглядывает в лесополосах и с кривой усмешкой смотрит ее репортажи о войне, о героях, слушает ее рассуждения о мужестве и человеческом долге.
И однажды смерть глянула на молодую журналистку в прицел снайперской винтовки, которую держала в худеньких руках такая же молодая и красивая девушка, как и Наташа. И она, эта красивая девушка-снайпер с холодным и отданным без остатка лютой ненависти сердцем, спокойно и хладнокровно нажала холеным пальчиком с ярко-красным маникюром на спусковой крючок.
Наташка почувствовала резкий удар и, не зная, что произошло с ней, осела на землю. Оператор, снимавший ее репортаж, рванулся к ней, крикнул и, когда понял, что случилось, сел с ней рядом, заплакал без слез горько и тяжело. Пуля попала точно, она не ошиблась, не промахнулась, а маленькая Наташенька ушла в вечность, туда, где нет и не может быть ни танков, ни ракет, ни дронов, ни снайперов, ни политиков, никого, кто так или иначе, вольно или невольно творит то черное дело на Земле, за которое никогда не пустят туда, где царствует свет несказанный.
Антон КУПРАЧ
На фото — так и не снятый героиней репортаж о красоте развалин, Харьковская область, 2022 год, музей Григория Сковороды после попадания ракеты «друзей» Украины…
