По страницам поэзии Михаила Анищенко
Десять лет назад ушёл из жизни выдающийся русский поэт Михаил Всеволодович Анищенко (1950-2012), творчество которого наконец-то начинает получать достойную оценку.
Эпитет «выдающийся» в данном случае уместен, ибо так талантливо поэтическим словом отобразить российскую действительность конца 20-начала 21 века никто из его современников-поэтов не смог. Литературным критикам и литературоведам ещё предстоит открыть тайну творческого метода Михаила Анищенко. А в этой небольшой статье я остановлюсь лишь на некоторых страницах его поэтического наследия, которые кажутся мне особенно яркими и значимыми (и которые я не затрагивал в своих статьях о нём ранее).
Больше всего душа поэта болела за судьбу России. В своей статье «Ускорение как будущее русской поэзии» Михаил Анищенко пишет: «За последние двадцать лет нынешней олигархической властью России нанесён ущерб, превышающий все батыевские, польско-шведские, наполеоновские и гитлеровские погромы вместе взятые. Таких темпов истребления коренного населения не ведали даже американцы, уничтожая индейцев… Нацистским преступникам и не снились такие темпы решения «славянского вопроса»».
А поэтическим языком об этом же поэт говорит так:
Наследство делят. Всюду давка. Там – нефть и газ, и антрацит… Русь умерла. И только травка Растёт среди могильных плит. В крови последнего заката, Где вечность стынет на краю, Куда теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? Как было просто – или-или! Иди, стреляй без лишних слов… А здесь свои своих купили И превратили их в рабов. Всё это с помпой, с фейерверком, Во тьме, ликующей, как чёрт… Русь умерла. Осталась церковь, Но и она теперь умрёт.
В другом стихотворении читаем такие строки:
Всё обгадили, всё оболгали, Добрались до святынь и могил. Штопать наши надежды и дали Мне не хватит, наверное, сил. Вот он мир – безнадёжный и узкий, Вот на выбор – тюрьма и сума… С беспросветной тоскою: «Я русский…» - Умирают и сходят с ума.
Когда Михаил Анищенко пишет о России после реставрации капитализма, то нередко вспоминает своих предков. В стихотворении «Стоять, стоять на утреннем морозе…» есть строфа:
Стоять, когда бессмертия не надо,
Когда сожжён последний мой редут,
Когда мой дед в окопах Сталинграда
Ещё не знает, как нас предадут.
Будущее России видится поэту по-разному, но чаще взгляд отягощён пеленой пессимизма:
Мельчают даты и годины, Дурманом полнится экран. И Русь, как девочка на льдине, Согреть не может океан. Порой покажется – светает Над полем, речкой и цветком… Но всё быстрее льдина тает Под каждым русским городком. Страна берёзового ситца Ещё как будто бы жива… Но на престол уже садится Иван, не помнящий родства.
Все мы, кто родился после Великой Отечественной войны, в той или иной степени своими глазами увидели её страшные последствия. Только на фронтах погибло 7,5 миллиона человек, получили ранения 46 миллионов, вернулись инвалидами 11,5 миллионов солдат и офицеров. Хорошо помню, как в 1957-58 годах родители иногда возили нас, своих детей, на поезде (ещё были деревянные вагоны) в Куйбышев и как по вагонам вереницей проходили инвалиды и просили милостыню, при этом кто-то играл на каком-либо музыкальном инструменте и пел, а кто-то декламировал стихи… Безусловно, всю жизнь помнил об этом и о многом другом, что касалось войны, и Михаил Анищенко. Ужасы войны просматривались у него на протяжении всего творчества.
С особой пронзительностью эта тема звучит, когда героем повествования выступает женщина. И не важно, воюет она на фронте или переносит испытания в тылу. У Михаила Анищенко есть стихотворение «Тётя Поля». Казалось бы, почтальон в тылу, но… как написано!
Наша встреча долго длится. Тётя Поля говорит: - Ничему уж не забыться… Видно, память не велит… И пронзают вновь до боли Дни израненной страны. Ты не тётя, Просто – Поля, Почтальон большой войны. Поля. Школьница. Девчонка. Как могла ты столько дней В сумку прятать похоронки И смотреть в глаза людей? Как, скажи, в свои семнадцать Ты могла идти селом, Зная, что тебя боятся, И что крестятся кругом? Не вина ли это, Поля, Что оттягивала ты Завещанья вечной боли – Похоронные листы? К сёлам с почтой доберёшься – Изведёшься от тоски: В мелколесье наревёшься, Наревёшься у реки. В двадцать лет ты поседела. Почтальон на три села, Как ты вынести сумела Всё, что в сумке той несла?
Ничего не поделаешь: вкус победы в войне имеет привкус крови.
Как-то я стал специально интересоваться, кто отцы моих друзей, приятелей и хороших знакомых, которые по возрасту могли быть на фронте, и был поражён. Почти все, кто имел дело непосредственно с линией фронта, были или инвалидами, или имели ранения. Мой отец – инвалид, у которого один из осколков удалили из лёгких лишь в 1959 году. У супруги отец – инвалид, который умер в 1952 году за месяц до её рождения. Предполагаю, что и у Михаила Анищенко было не лучше. Не зря в одном из стихотворений он написал:
Войною дед подкошен,
Пылает дом родной…
Как будто бы всё в прошлом,
Но это всё со мной.
В лирике поэта нашли отражение все этапы его жизни. В вышеупомянутой статье, давая советы молодым поэтам, Михаил Анищенко отмечал: «Хорошо бы научиться говорить правду, будучи безразличным к ней. Ведь любая эмоциональная окраска делает правду по меньшей мере подозрительной. Тогда она выглядит словно президент с накрашенными губами».
У реки жизни два берега: правда и ложь. Сам поэт не только призывал держаться берега правды, но и всегда оставался на нём. За последние пятьдесят лет ни у одного из поэтов я не читал таких стихотворений о службе в армии, как у Михаила Анищенко.
В армию В тот день под сводами вокзала Приказ майора резок был. Что мне любимая сказала, Не помню я. Всё позабыл. Но я запомнил в то прощанье Одно мгновенье тишины И материнское дыханье: - Не дай вам, господи, войны… И шёл состав легко и просто, Стоял в вагонах лёгкий гам. А за окном тянулись вёрсты Земли, Доверившейся нам. Сменялись зори и закаты, Мелькали рощи и луга… Нас. Словно сталь, Везли сержанты – Не закалённую пока. И мы тогда ещё не знали Цены той самой тишины, В которой мамы выдыхали: - Не дай вам, господи, войны… Первогодки Там, на плацу, где утро тает, Их строй сбивается с ноги. И с перекладины, Бывает, К земле их тянут сапоги. И часто пули мимо цели У них уходят «в молоко»… Но в эти первые недели Ещё никто не жил легко. И этот груз – Большой, Лавинный – Мальчишкам нужен позарез: В них просыпаются мужчины – И сапоги теряют вес. Старшина Когда казарма засыпает И в окнах плавится луна, Я часто слышу, как шагает В проходах хмурый старшина. Гремят последние трамваи, А он, Усталый и седой, Нам одеяла поправляет И не торопится домой. В его квартире неуютной Есть тусклый снимок на стене. Мы знаем все, Что это Люда. Она погибла на войне. Она погибла и не знает, Как старшина в тиши ночной Нам одеяла поправляет И не торопится домой.
Михаил Анищенко испытывает чувство ответственности не только за страну, в которой живёт, но и за родных и близких:
И здесь, у речной переправы, под свист деревенской шпаны пройдёт искушение славы, останется чувство вины: за то, что река обмелела, что дом покосился родной, что мать без меня поседела и не молодеет со мной. Качнутся плакучие ивы, плеснётся вода в камыше… Мать взглянет мне вслед сиротливо, как будто я умер уже. И тут – посреди увяданья родимых людей и лесов – я вряд ли найду оправданье у тоненькой книжки стихов.
Были годы, когда Михаил Анищенко искал душевного покоя в православии, но из этого ничего путного не вышло. И он отверг Бога. Видимо, поэт обратил внимание на то, что церкви растут как грибы, но урожай духовности в обществе с каждым годом падает.
Вместе с тем религиозные мотивы нашли существенное отражение в его творчестве. Стихотворение «Предтеча» с большим интересом прочитает даже атеист:
В небе облако качалось. Пёс обиженный скулил. Снег кружился. Власть кончалась. Ирод голову клонил. Он шептал: «Ещё не вечер…» - И понять не мог никак, Что вся жизнь теперь - предтеча. Деньги – мусор. Власть – пустяк. Ирод мёрз, не мог согреться, Меч хватал. Шептал: «Пора!» В Вифлееме все младенцы Поседели до утра. Кровь детей. Резня и сеча. Тихий ропот, пересуд… Так закончилась предтеча, Начинался Страшный Суд.
Сегодня трудящиеся, сравнивая деятельность И.В. Сталина с «успехами» лидеров России после реставрации капитализма, начинают понимать величие его личности. Из секретных архивов медленно, но всё-таки просачивается правда о так называемых «сталинских репрессиях» 1937 года; теперь понятно, что эти репрессии осуществили враги советской власти. Поэтому всё чаще можно увидеть портреты Иосифа Виссарионовича, а кое-где ему уже начали ставить бюсты и памятники.
А как же относился к личности Сталина поэт Михаил Анищенко?
В стихотворении «Совсем догорают мои старики…» есть строфа, дающая ответ на этот вопрос:
Но с бабушкой, с бабушкой я помолюсь
И с дедушкой выпью в чулане
За веру, за Сталина, словом – за Русь,
Пропавшую в божьем тумане.
Есть у поэта и стихотворение «Сталин», в котором Михаил Анищенко более подробно характеризует вождя:
Он первый соблазны отринул И, тьму сокрушая мечом, Христа от себя отодвинул: «Постой, дорогой, за плечом!» Забыли об этом живые, А мёртвое наше – мертво. Но зло и грехи роковые Он взял на себя одного. Сегодня попы проклинают Былое сиянье меча… А что они помнят и знают, Что видели кроме плеча? Теперь, когда гибнет столица, В клубок завивается даль. Я буду неслышно молиться За эту державную сталь. Он первый соблазны отринул, Ломая века и уста, Он церковь плечом отодвинул, И церковь осталась чиста. Сегодня он там, где и надо, Но, с богом припомнив родство, Он все преступления ада Возьмёт на себя одного.
Завершающую часть своего пребывания на этом свете Михаил Анищенко провёл в деревне. Рискну предположить, что именно эта страница биографии позволила ему по-новому посмотреть на российскую действительность и создать яркие образы, обогатив свой поэтический язык оригинальными художественно-изобразительными средствами и народной лексикой. Анищенко пишет только о том, что стало для него болью, страданием, счастьем. Именно поэтому у него так много пронзительных строк, читать которые без волнения просто невозможно. Всё чаще его лирический герой находится в окружении природы и в гуще сельской жизни:
И снег, и дождь… Растерзанный причал Уводит вдаль потешный ледокольчик… А в темноте скитается печаль, Звенит, звенит коровий колокольчик. Я жду тебя. Я жду тебя и жду Из всех твоих немыслимых америк. Лишь ты одна по тоненькому льду Ходить умела с берега на берег. Лишь ты одна – летящая душа! – Бежала мне навстречу и кричала… А в этот год ты так и не дошла До нашего последнего причала. Я жду тебя. Я жду тебя и жду, Тревожа заживающую рану… Я сам пойду по тоненькому льду, Как только ждать и верить перестану. Ну а пока – растерзанный причал Уводит вдаль потешный ледокольчик… А в темноте скитается печаль, Звенит, звенит коровий колокольчик.
Вадим Карасёв, характеризуя лирику Михаила Анищенко, очень точно подметил: «Во многих его стихах – трогательная, почти безнадёжная попытка достучаться до сердца человека, оказавшегося в кабале цивилизации, чтобы освободился он от шелухи буден и оказался один на один с огромным, бесприютным, но свободным миром природы». Не секрет, что потребительство сегодня зашкаливает. По сути оно превратилось в одну из модных форм саморазрушения личности.
В лирике Михаила Анищенко постоянно с разной степенью накала звучит вопрос о поиске смысле жизни:
То ли ночь, то ли жизнь на исходе… Для чего же мне рваться туда? Я ведь знаю, что тот, кто уходит, Всё равно не придёт никуда. Надо жить, как цветы и деревья, Надо падать в свою борозду…
Или:
И снова его вдоль обочин вёл ветер бездомья, как бес. Но не было речек молочных, не падала манна с небес. Он мчался. Судьба моросила. Скользили года у виска. Везде была та же Россия, любовь её, боль и тоска. И, думая думу устало, не мог он никак осознать, что всё у него отмелькало, хотя продолжает мелькать.
Эти стихи способен воспринять лишь тот читатель, кто понимает, что отправляясь на поиски смысла жизни, попадаешь в лабиринт.
Нельзя не отметить чрезвычайно яркий художественный язык поэзии Михаила Анищенко, который позволяет получать нам громадное эстетическое удовольствие. Ну как можно не восторгаться такими строками:
«Под берёзой родник волновался как сердце, журавли пролетали, глотая печаль», «Хорошо на земле — до того, что мурашки гуляют по коже!», «Замолчит телефон, загрустит, как собака на холоде», «Я вас любил, как любят жизнь, когда уже стоят на плахе» и т. д.
С помощью всё новых и новых метафор и других художественно-изобразительных средств поэт создаёт удивительные образы: в его лирике мечутся жизнь и смерть, библейские персонажи соседствуют с современниками, мистика переплетается с реальностью и в каждой строфе чувствуется, что автор – русский поэт. Мне представляется, что Анищенко поставил перед собой цель создать произведения на уровне классиков и настойчиво шёл к этой цели. Да, на этом пути у него было много трудностей: вместе с целью мы выбираем и препятствия. И у Михаила Всеволодовича хватило терпения преодолеть их. И тут мы лишний раз убеждаемся, что терпение – оружие умных.
Нередко, рассуждая о творчестве современных поэтов средненького уровня, литературные критики увлекаются хвалебными эпитетами. Дескать, у поэта Х. и сильные символические образы, и художественная условность, и сюрреалистичность происходящего в смешении с обытовляющими подробностями, и композиционные повторы, и динамика действия, и острота конфликта, и индивидуальность стиля, и ещё много чего.
Однако это, увы, крайне редко соответствует действительности. А вот в лирике Михаила Анищенко всё это действительно присутствует в полной мере. Любой поэт – человек впечатлительный и страстный. Таким был и Анищенко. У него немало стихотворений о ярких душевных порывах, которые он пережил в молодости и о которых написал в зрелом возрасте. Когда догорит костёр страстей, ещё долго тлеют угли воспоминаний.
Немало тех, кто утверждает, что поэзия Михаила Анищенко пессимистична. Оптимизм и пессимизм – это образ мышления. Оптимизм порождает энтузиазм, пессимизм губит его. Безусловно, были и такие моменты, когда поэт проваливался в яму пессимизма. Однако, судя по всему, Анищенко занимался творчеством с энтузиазмом. Значит, по натуре он всё-таки был оптимистом.
Особенно неприятно читать или слышать, когда невысокую оценку творчества Михаила Анищенко дают более-менее известные поэты. Этим литераторам так и хочется сказать: «Не надо кудахтать! Ваше творчество не стоит и выведенного яйца…».
Есть и те, кто резко осуждает поэта за его периодическую дружбу с Бахусом. Пусть эти «мудрецы» вспомнят строки Сергея Есенина: «Ну кто из нас на палубе большой не падал, не блевал и не ругался. Их мало с опытной душой, кто крепким в качке оставался…». А какая «качка» в нашей стране в последние тридцать лет — всем известно.
После того, как Михаил Анищенко ушёл в вечность, его поэзия начала уверенно шагать по России. В литературных изданиях чаще стали появляться стихи Анищенко. В Интернете оживлённо обсуждается его творчество. Некоторые литературные критики обратили свой взор на творчество талантливого поэта. На родине Михаила Анищенко в Самаре проводится ежегодный фестиваль его имени. Там же в этом году вышло собрание его сочинений в двух томах. Будем надеяться, что это только начало…
Валерий РУМЯНЦЕВ, Сочи
«»»Вот на выбор – тюрьма и сума…
С беспросветной тоскою: «Я русский…» —
Умирают и сходят с ума.»»»
Хочется уточнить — вот такой «Русский Мир» хотят русские предложить другим народам?
наверное, не такой, а нечто лучшее и бОльшее, чем только русский мир (советский многокультурный и, главное, мирный мир — как вариант). исторический пессимизм, однако, у нас не в чести — ценные критические антибуржуазные строки Анищенко это повод для деятельных перемен, а не для бесцельной тоски и уныния
Если не такой а более радостный, то это замечательно. Но обратите внимание — уже некоторое время пытаясь уточнить что такое «Русский Мир» не получается создать это легкое и светлое определение. Западный человек воспринимает русских как огромного талантливого, но ленивого медведя. Который сидит на куче несправедливо принадлежащих ему ресурсов. Сам их нормально не использует и другим не дает. А медведя этого не получается завоевать, обойти и от него избавится. Собственно помехой является не сама страна и даже не народ, но его менталитет и традиции.
Западная цивилизация построена во многом на рациональности и бизнесе. А это значит что в ментальности народов запада быть успешным и преуспевающим важнее чем унылым и духовно озабоченным. И это очень правильно для людей запада. Потому что быть плохо живущими и несчастными для них очень не правильно. Но именно эту парадигму они видят в русских. И они удивляются тому что сами русские тоже по отдельности хотят жить хорошо. Но когда русские оказываются вместе, то у них ничего не конкурентоспособного не получается. Либо сделают обычную вещь, но с нестабильным качеством и «задорого». Либо это будет шедевр, но в одном экземпляре «не имеющем аналогов в мире». И это тоже удивляет западного человека привыкшего к ежедневному стандартному качеству и удобствам во всем. И у западного человека возникает искренний вопрос — а зачем вы так живете?
Привычка шевелить себя для западного менталитета переходит и на отношение к окружающему миру. Запад всегда будет шевелить любого сонного медведя (индийского, русского, китайского, африканского и т.д.). И либо попытается сделать из него добычу, если медведь так и будет вечно сидеть в берлоге. Либо взять этого медведя в партнеры, если медведь начнет вести себя понятно, а значит нормально в понимании западных людей. Но парадокс в том, что медведь по прежнему не хочет ни шевелиться, ни становится «нормальным». И каждое столетие новые поколения западных предпринимателей сидящих у руля своих стран утрачивают старое поколение, а вместе с ним и опыт получения от медведя по морде. Поэтому они неминуемо, снова и снова будут лезть в его берлогу. И каждый раз медведь отняв у них оружие и объяснив что так делать не надо, будет опять залезать в свою берлогу.
Парадоксально то, что медведь это давно понимает, но ничего не делает чтобы вылезти и начать использовать (атаковать) окружающее пространство. И со стороны западному миру очевидно, что русский народ сначала потеряв свою империю, а затем потеряв русскость став «советским», после этого потерял еще раз свою страну и стал «росиянским». Очевидно, что русские вошли в свою финальную стадию существования. И считаться с тем, что отмирает очень глупо. Все старое чужое и бесполезное нужно убрать как можно быстрее и освободить дорогу для нового и прогрессивного. А тушку погибающего медведя надо как можно быстрее поделить и использовать. Но и тут для западного мира досада — эта тушка даже сдохнуть не может нормально и без страданий — она продолжает бессмысленно и глупо сопротивляться.
Вашу «глубокомысленную» беседу хочется завершить своим штрихом. Автор тот же.
ЗАЧЕМ НА РОДИНУ СТРЕМИТЬСЯ?
Зачем на Родину стремиться,
Как будто в фильме иль игре?
Чтобы с приятелем напиться
В своем обоссаном дворе?
И чтобы память лет уплывших
Вернуть в достойный мавзолей,
Нажравшись водки с парой бывших
Так называемых друзей?
Я слышу детства шум веселый,
И прошлое мне шлёт привет,
Когда я вижу старой школы
Такой обрыдлый силуэт.
Тех дней прошедшие напасти!
От них, как прежде, стынет кровь.
А ведь какие были страсти,
А ведь еще была любовь!
Пройду под окнами той твари,
Что долго мучила меня.
Закат приносит запах гари
И ночи, полные огня.
Прекрасна Ночь, не видно пятен,
И сразу отлегло с души.
Мне дым Отечества приятен,
Как сладкий запах анаши…
2022
так зачем завершать, мы же только начали) » на куче несправедливо принадлежащих ему ресурсов. Сам их нормально не использует и другим не дает» — вот тут нельзя не согласиться. но надо понять что значит «несправедливо» — в данном случае это наследие СССР в классическом виде, газ открыли в 1960-х, сибирскую нефть тогда же и попозже (некоторую), и весь этот потенциал, понятно, не предназначался при «застойном» Брежневе для заграницы — он шёл в основном в своё производство (газ — топливо индустрии), небольшая часть в страны соцлагеря, немного в ФРГ и Италию. причём открывали нефть — романтики-геологи, среди них и моя мама была в 1962 на Ямале (в «Мире Севера» за 2017 серия статей об этом — «Как открывали нефть Ямала»)… но нынешняя несправедливость не в том, конечно, что они, нефть и газ, принадлежат РФ (хотя, когда открывали — там все народы СССР участвовали, и по идее имеют право) и являются бюджетообразующими, а в их продаже за рубежи РФ. в Китай, Турцию и далее (даже без ЕС) — кстати, самые отъявленные экономические патриоты не стесняются говорить сейчас о том что экономические успехи ЕС имеют базой дешёвую советскую по происхождению нефть… что такое на данном фоне ищущий дефиниций Русский мир — только предстоит понять…
Избыточность в ресурсах не благо, но историческая беда. Если бы с усердием японцев русские использовали свои богатства — не было бы в мире страны и народа, который не захотел жить так же. И стремились бы не в штаты, а в Россию. И говорил бы мир не на оккупационном наглийском, а на многих.
В связи с чем предложение для интеллигенции. Нужно проговаривать и привлекать внимание к тому, что ошибки надо фиксировать и исправлять. Но одной из главных ошибок проистекающих из русского характера является привычка прощать. Это является на самом деле не прощением, а разрешением врагам гадить следующим поколениям русского народа. Ведь если просто оставить в покое страну и не лезть, то не нужно было бы тратить деньги на гонку вооружений. И не нужно было бы фашизировать власть как это сделал Сталин. Фактически страны запада и Гитлер помогли Сталину создать для себя концлагерь преданных рабов.
Сейчас нужно всем русским начать фиксировать те персоны, которые в разных странах совершают незаконные и враждебные действия против русского народа. Список этот надо начинать составлять и делать его открытым, с объяснением какое преступление совершено этим человеком. Каждый мерзавец живущий в любой стране должен знать, что на него открыт счет и при первой возможности с него закон спросит за все его преступления против русского народа. И что будет все по честному, но строго. Думаю, что именно перспектива персональной ответственности и открытость этой информации могут остановить геноцид в отношении русских в мире.
Господа, интеллигенция — поддержите этот «бухучет врагов» ради мира и счастливой жизни следующих поколений своего народа. Пожалуйста!
***
Соперников мне нету,
Я это знал давно.
Среди живых поэтов
Почти что все говно.
Хотя так вечно было,
И это не секрет,
И вечно власть бесило
Название — поэт.
Но кто поэтов любит..,
Я сам их не люблю,
Всегда, бывая в клубе,
Кого-нибудь пошлю…
К забвенью равнодушен,
За славой не гонюсь…
Мной прожужжали уши…
Пойду… возьму… напьюсь…
понравилось, это нам близко
***
Спрашивать жутко, бывает,
Что собой представляет
Безумное мироздание,
Которому нету названия,
Конца ему нет и начала,
Что бесконечно достало…
Забудешь на время про это,
Но вновь, не желая того,
Вопрос задаёшь безответный,
И более ничего:
Зачем этот мир гробовой
С солнцем над головой?..
А мир этот для испытания, самим нести крест, другим состраданье.
И тем кто был злой, но с мошной, на свете том может быть ой…
Анищенко талант, яркая образность в его стихах взрывает их изнутри, вываливается наружу.., но не мешает.
Хотя с другой стороны, стихи слишком тяжёлые на ровном месте…
слишком серьёзное отношение к миропорядку
к миробеспорядку
ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС
Мой голос внутренний всегда
Поёт одно и то же:
Всё прах под солнцем и тщета,
Иного быть не может.
Я голос внутренний люблю,
Не скучно с ним живётся,
Хотя никак и не врублюсь,
Откуда он берётся,
Чего уже не взять умом,
А это всё — облом.
Не понимаю одного:
Не отмахнуться от него
И не послать к чертям,
К прочим голосам.
Мой голос внутренний не спит,
Даже когда я сплю,
Всегда он об одном долбит…
Но я его люблю.
Сопротивляюсь я ему
И в том себя нашёл,
А это всё… венец всему…
И в этом весь прикол.
Николай, дорогой, мы с Дмитрием это всё давно уже знаем! Знаем, в чём ваш «прикол».
Наращивайте тематику, углубляйте проблематику — истинно говорю: будущее ваших стихов в расширении кругозора!
Ваш финиш — горизонт, а лента — край земли, вы первым должны быть на горизонте; вас ведь не рубли на гонку завели, вас
«…просили: «Миг не проворонь ты!
Узнай, а есть предел — там, на краю земли?
И можно ли раздвинуть горизонты?»
Надо успеть, пока болты не затянули!
Спасибо. Русофобии мне не хватает для кругозора, точнее её у меня нет. Зато у Высоцкого… Ваш кругозор, по-моему, тоже ограничен Высоцким.
Пожалуйста.
когда нам Литроссия платить будет за комменты?.. не знаете?
Ха-ха-ах-аха-ха-ха-ах…
Ну ты даёшь, Колян! Сам же говорил: миробеспорядок. Беспорядок! Какая, на хрен, оплата… Ха-ха-ха-ха-ха…
А ты знаешь, как Ф. Энгельс отзывался об общественном порядке при капитализме? Нет, ты, конечно, не знаешь, ты же не изучал; так поверь мне нА слово как крупному специалисту — вслед за Михаилом Лифшицем — по произведениям этих великих лиц, именуемых марксистами: мой дорогой Фрэд всегда слово порядок при капитализме брал в скобки. Потому что при капитализме, и это совершенно доказано всей новейшей историей человечества, всякий порядок есть беспорядок!
Не в скобки, конечно, а в кавычки.
Спасибо. Русофобии мне не хватает для кругозора, точнее её у меня нет. Зато у Высоцкого… Ваш кругозор, по-моему, тоже ограничен… Высоцким.
«Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич»!
причём тут всё сказанное выше… иногда я Пушкина не люблю.
А при чём тут любовь? — Скажу я тебе, дорогой, в свою очередь. Пушкин — как там? — наше всё или солнце русской поэзии. Как, к слову сказать, тот же Есенин и Высоцкий, о котором ты себе вбил в голову, вслед за измышлениями С. Куняева, что он не поэт и враг нашей нации. Ха-ха-ха-ха-ха… Смеюсь навзрыд — как у кривых зеркал.
Куняев для меня не авторитет, а Высоцким уже затрахали
Это тебя затрахали, по глупости твоей детской, по недоразвитости, — иллюзия! — а народ по всей стране, да и за рубежом, памятники ставит, музеи открывает, самопалом, без всякого участия антинародных властей предержащих, не требуя наград за подвиг благородный (говоря словами того же Пушкина) — читает его стихи, поёт его песни — народ всегда знает правду своей жизни, своего духа, шкурой чувствует. — В. Белинский говорил, что Пушкин явление наше русское, не мировое, мировым он считал Байрона, а я тебе говорю: наш русский ХХ век Высоцкого сделал поэтом мирового значения, так-то вот, брат.
«Нет, весь я не умру, душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит»!
https://proza.ru/2023/06/01/140
восхищается высоцким быдло
Достали всех Высоцким,
А заодно и Бродским…
Ну кто поёт Высоцкого
В России за стаканом,
Поминает Бродского
По трезвому иль спьяна?..
Не видел, чтоб Высоцкого
Пели от тоски,
Не говоря про Бродского
И все его стихи.
От русофобии Высоцкого
Меня подташнивает, как от Бродского..,
Но с русофобией его
Уже не сделать ничего.
То же с Окуджавой,
С его протухшей славой.
Чем докажешь?
Что восхищается быдло?
чем докажешь обратное?
любимый мой, родной, куда пропал?
Доказывать — это обязанность обвинителя, а не адвоката; это всем известно, кроме тебя, Николай; задумайся об этом.
Кроме того, только дураки доказывают, что они не верблюды. Быдло я или не быдло — не мне судить. Правильно?
https://proza.ru/2023/02/21/1679
Ты чокнулся на Высоцком. Это болезнь
Поклонники Высоцкого напоминают тех, кто хорошо разбирается в иномарках и гордится этим своим знанием.
Стихи Высоцкого райковые, это раёк: «Говоря по-нашему, мы выпили немного..» У Пушкина тоже есть раёк: «Пошёл поп по базару…»
***Александр Турчин: …слово порядок при капитализме брал в скобки…***
Не могли бы Вы в этом ключе сравнить Швейцарию с ее капитализмом и СССР?